Про покрышки написано много. Но почему-то каждый раз в начале сезона покупатели обращаются к продавцам-консультантам за советом по вопросу выбора шин. Шипованные, не шипованные, какой марки, с каким скоростным индексом? Повторение – мать учения, решили мы и постарались собрать самую объективную информацию по этому вопросу.
От чего в первую очередь зависит безопасность на зимней дороге? Правильно, не столько от колес, сколько от разумности водителя. То есть от его техники руления и выбора скорости движения. Мы сами выбираем, в какой обуви автомобилю бороздить родные просторы по такому коварному покрытию, как укатанный снег и лед. Отсюда еще один фактор безопасности – коэффициент сцепления с дорогой. А что его обеспечивает? И опять верно: качественная и надежная резина.
Рынок богат на предложения. Но дело даже не в марке шины, а в ее особенностях. В первую очередь нужно выбрать из двух одно: шипованные или просто зимние. В первом случае придется еще и между шипованными и шипуемыми разбираться. В общем, без пол-литра… Начнем по порядку, ибо вопрос сейчас очень даже актуален.
Что же такое зимняя покрышка? В первую очередь – слово к автомобилистам, катающимся на «всесезонке». Уважаемые! Понятие «всесезонная покрышка» работает только там, где ее произвели. То есть, в Европе, Америке, Японии – там, где снег с дорог вывозят не грузовиками, а тачками. В наших погодных условиях такая шина подойдет на конец весны, лето и начало осени до первого снега. Дальше – удел камикадзе… Поэтому как ни давит жаба, приобретать второй комплект не просто нужно, а жизненно необходимо.
Если не брать в расчет различия в составе резиновой смеси, то от летней она отличается протектором. У зимнего протектора выраженный рельеф с заостренными краями и развитыми грунтозацепами, сложная фигурная форма и широкие, глубокие канавки. Легкий парадокс: по идее, зимняя покрышка нужна мягче, нежели летняя. Чтобы на морозе не дубела (как случается с «теплыми» моделями), а липла к асфальту. В народе такие шины именуют «липучками». Однако шипованные колеса из-за сильной нагрузки на шипы делают намного жестче, – чтобы удержать «гвоздик» из алюминиевого сплава. Да и суровая сибирская зима требует жестких нешипованных покрышек.
Зимние покрышки метят «снежинкой». Встречаются шины, помеченные маркировкой М+S (грязь и снег), состав которых придает им мягкость. Такие покрышки подходят для европейской зимы – с отсутствием масс рыхлого снега и чистым асфальтом. В Сибири даже в населенных пунктах не так. У нас снег если и убирают, то не до конца; асфальт зимой просматривается редко (только там, где канализационные люки).
Зимние покрышки призваны обеспечивать высокую проходимость и маневренность – вкупе с боковой и курсовой устойчивостью. К сожалению, они шумят на ходу и отличаются повышенным сопротивлением качению, что, в конечном счете, увеличивает расход топлива.
«Липучка» или шипы?
Если вы ездите по городу, где на улицах не слой льда и снега, а противная каша из чего-то серо-черного с солью, песком и прочими «прелестями», создающими эффект мокрой жирной сковородки, то шипы не для вас. Стоит присмотреться к обычной зимней «липучке»: от шипованной она отличается мягкостью. «Липучка» – это фрикционная покрышка, рисунок протектора которой состоит из ламелей (нарезка резины). В пятне контакта они раскрываются, тем самым увеличивая площадь сцепления и создавая эффект прилипания. За счет особого состава резины такая покрышка сохраняет эластичность при минусовой температуре. Порой «липучку» сравнивают с кошачьей лапой. Она не «скребет» шипами по асфальту, не гудит (как за бортом самолета), не царапается. Но если вы вздумаете «прокатиться» с друзьями на рыбалку или просто по льду, готовьтесь машину «ловить».
Сила, с которой автомобильное колесо способно «оттолкнуться» от ледяного покрытия дороги, крайне мала. То есть, коэффициент сцепления исключительно низкий: у покрышек на льду – от 0,05 до 0,2. Понятно, что о безопасности и надежности тут нет и речи. Каким бы асом ни считал себя водитель, но если боковое скатывающее усилие хоть чуть-чуть превысит силу трения скольжения между колесами и дорогой, машина уйдет под откос как миленькая. Останется только ловить ее на колее. Кроме того, малейшая разница в сопротивлении качению правых и левых колес вызывает занос, выбраться из которого чрезвычайно сложно. Значит, колесам нужна «помощь».
Шипы: сцепление между колесом и ходовой поверхностью многократно возрастает. Кроме того, шипы «впиваются» в лед, разрыхляя его. Тормозной путь шипы значительно укорачивают, но стоит им попасть на асфальт… Не зря во многих странах шипы запрещены, так как сильно портят дорожное покрытие. Ведь «колея» зачастую образуется именно из-за них. Еще шипы выбивают из дорожного покрытия канцерогенную пыль.
При резком торможении на асфальте шип испытывает повышенные нагрузки и в конце концов вырывается с корнем. Поэтому конструкторы-специалисты вынуждены делать протектор под шипы довольно твердым, да и ширина протектора нужна не менее 8 мм. А вылет шипа чреват разбитым «лобовиком» соседа. Да и тормозной путь не радует, алюминиевые «иголки» катятся по асфальту.
Еще один минус шипов – наиболее эффективно они трудятся при температуре от 0 до -10°С. А такая температура в Сибири зимой – редкость. Мало того, шипы отнимают площадь у пятна контакта протектора с ходовой поверхностью. А если наехать шипованным колесом на трамвайные пути, – готовьтесь к заносам, разворотам и т.д., потому как коэффициент трения металла по металлу еще ниже, чем по асфальту. Хватает шипов не надолго: максимум – один сезон и несколько «потерянных гвоздей».
Но у шипов есть особое достоинство: они помогают «липучке»; ведь протектору легче зацепиться за разрыхленный шипами лед. Тем самым хоть немного, но повышается безопасность.
Шипованная с завода или..?
Большинство российских изготовителей выпускают зимние шины с гнездами для шипов (такую резину маркируют как Studdable). Хотя идеальная покрышка прошипована еще теплой, на заводе.
В первом случае шиповать предлагают прямо в магазине – или на ближайшей СТО. Чем чревато? Некачественным исполнением, неверным углом шипования и в результате – досрочным вылетом шипов и износом резины.
А во втором случае покрышка не отечественная, а импортная. Потому как технологии заводской ошиповки есть везде, но только не у нас. И здесь вас подстерегает опасность: ведь неизвестно, кто на самом деле шиповал колесо. На заводе, где делают, например, покрышки Nokian, – или постарались заграничные умельцы?
Зимняя акробатика
Тесты зимних шин, проводимых изготовителями, различными ассоциациями и СМИ, «в теме» показывали бесспорное преимущество шипованных шин над «липучкой» на гололеде и укатанном снегу. И такой же безусловный проигрыш на асфальте, а также в зимней «каше». Опытные автомобилисты предпочитают «липучку», поскольку ездят преимущественно по городу. Они считают, что на шипах сложновато.
Примем в расчет еще и особую экономность российских автомобилистов: ставить шипы или «липучку» только на ведущие колеса (по типу привода). Ошибка! Специалисты предупреждают, что на скорости машину может закрутить – в лучшем случае. В худшем – вылет с трассы, кувырки и перевороты. Согласитесь, жизнь дороже, чем пара покрышек.
И не забудьте, что переобуваться нужно уже сейчас. Ведь летние шины теряют свои свойства и начинают дубеть, когда окружающая температура не поднимается выше -3…-8°С.
В преддверии сезона ассортимент магазинов пополняется новыми покрышками известных брэндов; идет активная реклама зимних покрышек: шипованная «Hakkapeliitta» фирмы Nokian; «липучка» Blizzak от Bridgestone; Goodyear Ultra Grip, одноименной компании; Toyo – Garit G-3; Michelin X Ice north. Не отстает и наш, отечественный производитель АMTEL; шипованные АMTEL NordMaster пользуются популярностью у российских автолюбителей.
Что выбирать, – решать вам; все зависит от условий, в которых вы эксплуатируете свой автомобиль, и от лояльности к той или иной марке. А мы надеемся, что наша статья помогла вам сориентироваться в этом нелегком выборе.
Почитал. Все вроде правильно написана. Но совершенно не написано л прокладке между рулем и сидением.
Если ты дурак, никакие шипы не помогут. Ежу на всесезонке, две зимы никаких аварий. Ерунда все это! Деньги есть — покупаешь липу. Больше денег береш шипы!
поймите, уважаемый, фактор водителя — конечно важен, но экстремальные ситуации могут случиться с каждым, а удержите вы свой автомобиль на трассе или нет, зависит от степени удачливости и крепости нервов. мастерство управления играет большую роль, но если водитель растерялся, тут уже ничто не поможет
ЗЫ: статья ж не про водителей-дураков 🙂 , человек — разумный 🙂
Уже месяц юзаю на Hakkapeliitta. Да дорогие шинки, но поверьте, они того стоят. До этой зимы к шипованным шинам относился, можно сказать равнодушно (и даже отрицательно). Но время идет, меняются технологии, меняются наши взгляды. Шины «рулят» обалденно.
Тю, а говорят шипы на асфальте шибко склизкие.
Да, вот, кстати. Читал, что Нокиан спецы сочли слишком шумной резиной и вроде как на асфальте не ахти?
Как считаете, volk?
А, что за спецы? Что касается шумности, то мжно добавтиь в пословицу «На вкус и цвет и шум» товарищей нет. Все относительно. Можно ставить одни и те же шины на разные машины и везде будет ощущаться разная шумность. Лично меня этот шум не напрягает вообще и даже шипение шипов нравится, а на ходу замерять дэци, мне это не надо. Если провести сравнительный тест по шумности шин (каждую модель обувать на одну машину) то тогда может быть…. Но ито сомневаюсь. Ведь каждый человек шумы, тоже воспринимает по своему.
И, что вам дался этот асфальт. Нормально себя ведут. Ведь зимой асфальт совсем не тот, что летом. Дальше поюзаю, будет видно 🙂
Такие же склизкие, как санки, или коньки 🙂
Ездить на всесезонке по гололеду конечно можно, но значительно хуже получается. Так что второй комплект нужен однозначно.