экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
«Ему/ей легко, у него/у нее 4WD», – слышишь порой в разговорах автомобилистов. Так рассуждает человек, не знающий об (или мало разбирающийся в) особенностях полного привода. Обо всех прелестях и недостатках «полноприводников» написано и рассказано немало (в том числе в «Турбо», 2006, №5). Здесь коснемся только некоторых особенностей в поведении автомобилей с 4WD. Автомобилисты обращаются в редакцию и, описывая сходные ситуации, задают по сути одни и те же вопросы. Мол, еду; все как обычно, поворачиваю и тут… Р-разз – и понесло! Я его и так и эдак, а он меня и так и сяк… Хорошо, что обошлось! Так что же произошло?!
На умеренной скорости в обычных дорожных условиях 3 типа автомобилей (задний, передний и полный привод) различаются совсем незначительно. Но стоит оказаться на скользкой или неровной дороге – причем на повышенной скорости (а здесь еще и поворот, когда необходимо экстренно тормозить и маневрировать), – как сразу же проявляются особенности его поведения, связанные с заносом автомобиля и грамотной работой педалью «газа».
Занос – это боковое смещение (скольжение) задней оси автомобиля относительно направления движения.
Задний привод: надо отпустить педаль «газа».
Передний привод: необходимо нажать на «газ».
Полный привод: нельзя полностью отпустить и нажать, а следует слегка приотпустить. Можно сначала отпустить и сразу – без паузы – нажать.
Вывод: в управлении автомобилем заложены особенности заднего, переднего и вместе взятое, своё – полноприводное. Короче говоря, у автомобиля три лица.
На носу зима, поэтому поговорим о движении по льду и снегу. При разгоне на зимней дороге важно исключить длительное прокручивание колес, поскольку буксующая резина плавит лед и превращает его в воду. А за нее не зацепишься.
Опытные водители при разгоне часто используют два приема. Первый – прибавляют «газ» ступенчато: «чуть-чуть», «побольше», «еще больше» и так до полного. Второй – «на сброс газа», применяется на снегу и грязи. При трогании дается легкая пробуксовка – и мгновенный сброс «газа», что позволяет протектору очиститься от грязи или снега. Таким образом автомобиль набирает скорость медленно, поэтому водитель вынужден, приотпуская педаль «газа», добиваться зацепления колес за ходовую поверхность. Приемы годятся для автомобилей с любым типом привода.
Так что же происходит при трогании? Переднеприводник, как бы вгрызаясь в дорогу, утыкается носом, приподнимает корму, и лишь спустя мгновение, задрав нос, резко устремляется вперед. Заднеприводник («классика») при разгоне приседает, приподнимая нос, и лихо устремляется вперед. У автомобиля с полным приводом проще. Не забывайте, что ему свойственны особенности и передне-, и заднеприводных машин. Передний мост вгрызается в дорогу, а задний в то же время толкает машину вперед. Что происходит? Автомобиль цепляется за ходовую поверхность враз 4-мя колесами, и начинается динамичный разгон.
Вывод: у автомобиля с полным приводом разгон наилучший, поскольку работают обычно оба моста. За ним следуют соответственно задний и передний привод. С разгоном все понятно, теперь о торможении. Вы уже разогнались? Пора притормозить.
Сравнивая поведение автомобилей с разными типами привода при экстренном торможении, отметим стабильность полноприводников – благодаря антиблокировочному эффекту на всех 4-х колесах в режиме торможения двигателем (не берем в расчет возможности ABS и систем курсовой устойчивости). Отсюда не следует, что ваш автомобиль остановится как вкопанный. Нет, у него такой же тормозной путь, как и у всех, а поведение лучше: на все 4 ножки приседает. Тормозните и проверьте…
А как же наш любимец поведет себя в повороте? Еще раз напомню: тормозните перед поворотом (не стесняйтесь перетормозить, давите на педаль «от души») – и сразу «газу», но немного. На дуге поворота нельзя полностью прекращать работу акселератором («газом»). Наш полноприводник на сброс тяги в повороте может отреагировать заносом, проявляется реакция на вынос автомобиля на внешнюю сторону поворота («потеряется» перед автомобиля). Опять же, если «газовать», грозит другая крайность – занесет корму. Не забываем, что у полноприводника три лица. Как быть? Что делать?
Вот здесь нужна дозированная тяга; в автоспорте у раллистов такой прием работы акселератором называется «нулевой» или «уравновешивающий газ». Исключительно важно не только поддерживать тягу на дуге поворота, но и уметь сделать это своевременно – тотчас после поворота колес. Мгновенно, без паузы. Это один из приемов, применяемых опытными водителями при управлении WD’овыми авто.
Удачи вам на дорогах! Как говорится, ни льда, ни жезла!