Урок №10. Соблюдай дистанцию!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Снег растаял, побежали ручьи – зима закончилась! Многочисленные автомобилисты после зимней спячки выехали на улицы города, чтобы размяться перед дачным сезоном и попугать круглогодичных водителей. А те, кто ездит круглый год, почуяв сухой асфальт, прибавили скорость, сократили дистанцию и… начало положено!

После зимнего сезона одним из основных видов ДТП становится попутное столкновение автомобилей. От 30 до 50% попутных столкновений происходит при торможении автомобиля-лидера и следующего за ним «ведомого». ДТП при торможении нередко заканчиваются опрокидыванием, наездом на препятствия  или пешеходов. Более половины попутных столкновений происходит на грязной и мокрой дороге (после зимы). Подавляющее число происшествий имеет место оттого, что водители не держат безопасную дистанцию. Когда расстояние до движущегося впереди автомобиля недостаточно, при изменениях обстановки водитель может и не успеть отреагировать. С повышением интенсивности движения просчеты водителей в выборе дистанции все опаснее. Согласно ПДД, безопасной считается такая дистанция, которая позволяет избежать столкновения, если ТС впереди снизит скорость – или даже остановится перед препятствием, перекрестком и т.д. Вроде так просто, но при чрезмерной дистанции вас постоянно обгоняют, и она каждый раз сокращается, что создает дополнительные трудности и вызывает нервозность. Как найти оптимальный вариант?

При движении за лидером водителю нужно учитывать 3 главных условия: скорость движения, состояние дорожной среды и особенности едущего впереди или сзади транспорта. И выбирать такую дистанцию, чтобы в случае внезапного торможения лидера оставалась возможность своевременно остановиться – без расчета на объезд.

Вот несколько ситуаций.

Водители двух однотипных автомобилей начали тормозить на зеленый мигающий сигнал светофора – одновременно и с одинаковой интенсивностью. Какова тут безопасная дистанция, позволяющая избежать попутного столкновения? Возможно, она очень мала!

Водитель автомобиля, следующего за лидером, не заметил смены светофора и начал торможение лишь по стоп- сигналам лидера. Какова безопасная дистанция здесь? При скорости 60 км/ч нужно около 18 м.

Почему же столь неодинаковы дистанции в двух случаях, хотя и та, и другая позволяют избежать ДТП? В первом – оба водителя действовали одновременно и однотипно, а во втором – водитель, следующий за лидером, запоздал.

Причина подавляющего большинства попутных столкновений (кроме явной невнимательности) – в неготовности водителей мыслить за лидера и принимать решения одновременно с ним. Нередко ДТП происходят из-за незнания и даже нежелания учитывать тормозные характеристики ТС. К примеру, перед перекрестком водитель легковушки объехал остановившийся транспорт, занял соседнюю полосу и резко тормознул перед светофором. Водитель идущего в соседнем ряду тяжелого автопоезда вел себя предельно внимательно и экстренно тормозил, но многотонному грузовику не хватило нескольких метров…

Уважаемые коллеги, будем внимательными и вежливыми на дороге! Если вы видите, что автомобиль сзади не держит дистанцию, «мигните» ему стоп-сигналами или габаритами, дав понять, что тому лучше приотстать. То, что вы прочли здесь, – малая часть того, чему вас научат в ЦВВМ (центр высшего водительского мастерства).

Удачи на дорогах!