Урок №1 Держи прямо!

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Те рекомендации, которые вы прочтете на страницах «Турбо», составлены на основе многолетнего опыта, приобретенного автогонщиками-профессионалами во время многочасовых тренировок и на соревновательных раллийных, внедорожных и кроссовых трассах. Надеюсь, что приемы их мастерства помогут многим из тех, кто ежедневно берется за руль.

Никакой водитель не застрахован от ошибок в управлении. Есть ошибки, которые легко исправит даже малоопытный водитель. Цена же других ошибок настолько велика, что ее нельзя «подсчитать». Поэтому главная цель новой рубрики – научить, как избегать крупных неприятностей за рулем, как преодолевать последствия ваших (или чужих) ошибок. Сохранить жизнь и здоровье – не только свои, но и ваших пассажиров. И тех, кто переходит (или – не дай Бог! – перебегает) дорогу.

Хочу рассказать водителям транспортных средств всех категорий с любым водительским стажем о секретах управления автомобилем в критических ситуациях. Но! Сразу предупреждаю: готовых универсальных рецептов нет и не бывает. Умение управлять автомобилем в критической ситуации – не только творчество. Тут настоящее искусство.

Итак, пристегнитесь и – в путь!

Знаете ли вы, что у неопытного водителя при переключении передач прямолинейность траектории нарушается? Прикуривание сигареты (смахивание пепла с брюк, взгляд на красотку за рулем в соседнем ряду…) чревато столкновением. Причем не обязательно с автомобилем, идущим навстречу, но и из соседнего ряда. А ведь держать автомобиль на прямой – азбука вождения.

Немного «азбуки». При прямолинейном движении руки на «баранке» располагаются на 10 часов (по циферблату) и на 2. Руки работают как балансиры.

Если автомобиль отклонился от прямой, то сразу понятно, в какую сторону придать руль, чтобы вернуться на траекторию. Неопытные водители зачастую пытаются выровнять машину рывком, а так поступать как раз и нельзя! Рывок провоцирует виляние. А опытные водители сразу после поворота руля возвращают его в положение «прямо», – не дожидаясь увода автомобиля.

Есть разные приемы корректировки траектории – в зависимости от дорожного покрытия и скорости. Разберемся с движением по асфальтовой дороге.

Если ехать по асфальту на высокой скорости, то прямолинейность обеспечивается грамотным распределением веса рук на рулевом колесе. Рука слегка тянет «баранку» вниз, и для легкого поворота руля достаточно лишь сместить баланс – снять часть веса одной руки. Чуткий руль, как чаша весов, качнется в сторону поворота. Стоит «вернуть вес» руки, как балансиры приводятся в действие, и автомобиль возвращается на прямую. По асфальтовому – напомню – покрытию. А вот на раллийных, внедорожных и кроссовых трассах, да и в экстремальной ситуации расклад другой.