Центр высшего водительского мастерства под чутким руководством Виктора Дмитриевича Жигулина существует в Новосибирске уже более года. Здесь учились не только новички, недавно получившие права, но и водители со стажем – повышали свою квалификацию. Если автомобилиста беспокоит безопасность его самого и пассажиров, то он не откажется пройти подобный курс.
Сезон экстремального вождения на дорогах, похоже, закончился. К чему, спросят некоторые, учиться тому, что я и так умею? Ведь вроде нет ничего проще, чем справиться с автомобилем на асфальте. Ан нет, товарищи. А если дождь, грязь? Или неожиданное препятствие и кювет по боку? Либо новичок со знаком «у» у самого бампера?..
– Виктор Дмитриевич, расскажите нашим читателям: как возникло решение о создании Центра высшего водительского мастерства в Новосибирске?
– Моя многолетняя практика обучения начинающих водителей постепенно переросла в повышение квалификации опытных водителей, но это были единичные случаи. Понятно, что в огромном городе нужен учебный центр с новейшей методикой обучения водителей контраварийным действиям. Решил ехать учиться в Московский центр высшего водительского мастерства – к профессору Эрнесту Сергеевичу Цыганкову.
– Каковы задачи и цели Вашего центра?
– Главное назначение центра – обучение водителей приемам и способам управления транспортным средством в критических ситуациях. Иными словами – обучение безаварийному вождению автомобиля. Ближайшими задачами центра являются установление деловых контактов с различными организациями и предприятиями по контраварийной подготовке водителей и методическая помощь детским спортивным школам, где занимаются юные автогонщики. Не только перспективные автоспортсмены, но и – в своем большинстве – будущие водители. И если сейчас научить ребенка (равно как и взрослого) правильно работать «баранкой», то ценные навыки у него останутся на всю жизнь.
А цель… Цель есть! Очень хорошая, очень нужная! Хочу создать крупный учебный центр, где подготовка водителей будет осуществляться с детского возраста. В России такого центра пока нет!
– На ТВ часто рассказывают о Центре высшего водительского мастерства Э.С. Цыганкова в Москве. Что собой представляют методики профессора Цыганкова, чем они знамениты?
– В нынешних условиях дорожного движения (по сути – езда без правил) наиболее защищенными в критических ситуациях, как всегда, остаются автоспортсмены. Ведь в их арсенале имеется множество приемов, недоступных и неизвестных обычному водителю.
Эрнест Сергеевич Цыганков собрал воедино самые нужные приемы из опыта лучших автогонщиков мира и впервые, комплексно обобщив различную технику управления автомобилем, сделал ее доступной для обычного водителя, далекого от автоспорта. Одна из главных особенностей его методики – в том, что контраварийная подготовка полностью адаптирована для российского дорожного движения. Она гарантирует безопасность в неблагоприятных, сложных и экстремальных условиях.
– Что входит в учебный процесс? Какие курсы преподаются в Вашем центре?
– Безопасность водителя в критической ситуации в большинстве случаев зависит от быстроты руления. Ни одна автошкола не учит: как, на какой угол, с какой скоростью повернуть «баранку» при возникновении сноса или заноса. В нашем центре начальным этапом контраварийной подготовки является овладение рациональной техникой руления. Специальные упражнения изучаются и совершенствуются на тренажерах. Тренажерная подготовка позволяет освоить рациональные способы работы рулем, основные элементы руления и последовательность взаимосвязанных движений.
Упражнения сформируют базовые навыки безопасного управления автомобилем, которые во многом определяют класс водителя в трудных дорожно-транспортных ситуациях. Здесь же ведется психологическая подготовка для преодоления стресса.
– С тренажерами все ясно. А где проходят «натурные» поездки?
– Следующий курс обучения – летний – проходит на автодроме. У обучаемых формируется чувство габаритов автомобиля, отрабатываются приемы экстренного маневрирования, руления при прохождении поворотов в скоростном режиме (безопасность гарантируется), снимаются ошибочные навыки управления, изучаются приемы активной безопасности.
Управление автомобилем в зимнее время включает вождение по льду. Идет обучение приемам активной безопасности на скользкой дороге. Во время занятий отрабатываются приемы торможения, стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости, приобретаются уверенность и психологическая устойчивость для выхода из критических ситуаций.
– Каков возраст Ваших учеников?
– Помню случай, когда папа привел в центр своего 11-летнего сына. Молодой человек прошел курсовую подготовку по технике и тактике руления, а по окончании курса выполнил профессиональный норматив водителя по скоростному рулению. Думаю, что из парня получится прекрасный водитель.
– Мне самой недавно пришлось обучаться в автошколе, но… Как сказал мой брат: «Ты научилась включать поворотник и передвигаться, а управлять автомобилем – целое искусство!». У вас, в ЦВВМ, новичок может научиться грамотно управлять автомобилем?
– Ваш брат в основном прав: в автошколах проводится общее знакомство с автомобилем как со средством транспорта. Тут нет вины автошкол, ведь они занимаются по методикам 40-летней давности.
Немало примеров, когда ко мне обращаются люди, не сидевшие за рулем (но с водительскими удостоверениями), с просьбой научить их водить автомобиль. И не просто водить, а грамотно им управлять. После обучения на тренажерах (5 занятий), а затем на автодроме (5-10 занятий) все они, насколько мне известно, прекрасно водят машины. Большинство водителей приходит в центр вторично, чтобы пройти очередной курс обучения.
– В Москве и других городах существует практика приема на работу водителей, в чьи обязанности входит перевозка людей (такси, персональные водители…), после прохождения обучения в ЦВВМ. Планируется подобное в Новосибирске?
– Действительно, такая практика существует во многих городах России, где есть подобные центры. Мыслящие руководители таксопарков, автопредприятий, бизнесмены того или иного масштаба, заинтересованные в своей безопасности, сохранности автотранспорта и снижении аварийности, тесно сотрудничают с центрами высшего водительского мастерства.
У нас, например, прошли обучение несколько водителей из гаража Управления Западно-Сибирской железной дороги. Скоро начнется подготовка сотрудников новосибирского ОМОНА, принята предварительная заявка на обучение водителей сотовой компании «Билайн». А там покажет время.
– Что Вы пожелаете читателям «Турбо»?
– Ваш журнал пользуется признанием читателей разных возрастов. Часто вижу его в руках у молодежи, – и их интересуют не только картинки, а какие-то технические вопросы, ответ на которые можно найти в «Турбо». Хочу пожелать читателям приятных поездок и безопасного вождения. И всегда возвращаться домой!