Урок №15. Аквапланирование

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Сегодня, как и обещал, поговорим на «скользкую» тему. Она актуальна во все времена, а сегодня, наверное, – особенно. На дорогах все больше скоростных автомобилей, а подходящей дождевой резины для автовладельцев пока нет. И все чаще имеют место не совсем обычные столкновения под дождем. Вроде и дистанция достаточная, и тормозил интенсивно, и «баранку» энергично крутил, но автомобиль вдруг потерял управляемость. Что же произошло? Водители находят разнообразные оправдания и отговорки, и лишь немногие видят истинную причину аварии. Итак…

Что же это такое? На первый взгляд, просто: на ходовой поверхности непосредственно перед/под управляемыми колесами образуется небольшой клинышек из воды, которой некуда деться из-под протектора.

На мокрой дороге опытный водитель при скорости свыше 80 км/ч не допустит, чтобы автомобиль присел на задние колеса, а передние как бы всплыли на водяном клинышке. Ведь аквапланирование дает эффект «смазки», когда сопротивление скольжению резко уменьшается, а передние колеса перестают вращаться; машина теряет управляемость. Водитель с опытом и стажем чувствует на руле, как автомобиль становится «невесомым», «баранка» вращается легко, без усилий. Он тут же снижает скорость, чтобы не «улететь». Не самые опытные водители нередко не замечают опасности, и тогда хорошо, если аква-«полет» продолжается недолго. Вот почему машины на дуге скатываются на обочину (порой и опрокидываются), а на прямике внезапно вылетают на встречную полосу. Аквапланирование сложно «усмирить» даже опытному водителю, особенно если он не знает сути дела.

На скорости колесо не успевает разгребать воду в стороны и начинает гнать волну перед собой. Вода попадает под протектор, и тогда покрышка как бы взбирается на жидкий «клин» и перестает катиться. Начинается скольжение; катание на «водных лыжах» продолжается – долго ли, коротко ли – вплоть до ДТП. Поскольку автомобиль в таком положении неуправляем, а передние колеса бесполезны на торможении.

Рулем крути сколько угодно – все равно машина идет куда хочет. Зато задние колеса идут по «колее», прорезанной передними, и обычно сохраняют сцепление с дорогой.

Чтобы возникло аквапланирование, достаточно слоя воды в 5 – 8 мм. Поэтому на участках дороги, где скопилась вода, сбрасывайте скорость и ведите себя предельно внимательно и осторожно.

Аквапланирование зависит от скорости движения, толщины пленки воды, качества дорожного покрытия, давления в зоне контакта; от рисунка протектора (скорость отвода воды!) и жесткости резины. Жесткость шин – важное обстоятельство: жесткие шины легче «прорезают» водяную пленку, чем «мягкая» резина. Не зная об аквапланировании, иные водители объясняют странное поведение автомобиля (у которого якобы не «схватывают» тормоза) замасливанием колодок или неисправностью гидропривода.

Иной раз управляемость теряется и без воды, – когда переднее колесо наезжает на крупную ледышку или обледеневший камень. Колесо упирается в препятствие и перестает вращаться, причем автомобиль становится не совсем послушным. А если водитель еще и на тормоз нажмет, то потеря управляемости обеспечена! Поэтому такой предмет следует аккуратно объехать, а если сманеврировать трудно, то лучше просто переехать его – без торможения.