Универсальный зольдат-1

Универсальный зольдат-1

Звезда на брильянте

Дословно немецкая аббревиатура UniMoG означает «универсальный моторный агрегат». Его история началась сразу после Второй мировой войны в разрушенной и разграбленной Германии (западной), а отцом «агрегата» стал не кто иной, как прежний начальник КБ авиадвигателей «Даймлер-Бенц». Чем заняться мастеру-оружейнику, которому запретили делать боевую технику? Вот он и предложил не автомобиль, не трактор, а «агрегат»…

Наверное, странное впечатление производили первые «унимоги» (их собирали на ювелирной фабрике!), созданные якобы для тружеников немецкого села. Неудивительно, что на сельскохозяйственной выставке 1948 года универсальный «мог» заинтересовал представителей «Даймлер-Бенц»(!). И через 2 года на фальшрадиаторе «брильянта» появилась 3-лучевая звезда, свет которой всех подряд не ласкает.

Вскоре «гены» сделали свое дело: на полевых работах «унимог», явно предназначенный для движения через бомбовые воронки с пушкой на буксире и расчетом в кузове, оставался недолго. Впрочем, настоящий солдат и на «гражданке» неплох.

В плену Алтайских гор

Так познакомились заместитель председателя АФАС Сергей Поспелов и немецкое чудище – «унимог», несколько лет прораставший горноалтайской травой. Кстати, Сергей и U-404 – ровесники, но Сергей сохранился лучше; он все-таки постоянно на ходу. По словам прежнего владельца «мога», в последней поездке что-то случилось с задним мостом, но на стоянку «агрегат» дополз сам. Недавнее вскрытие в техцентре федерации показало… Впрочем, о грустном в другой раз.

Многое насчет «зеленого крокодила» пока неясно, – например, как он попал на Алтай? По одной из версий, при разработке «шишиги» ГАЗ-66 несколько U-404 закупили для испытаний и знакомства с конструкцией. Достоверно известно лишь, что алтайский «унимог» в молодости служил в вооруженных силах Франции. Для бундесвера тех лет машина, созданная для небогатых немецких крестьян, казалась слишком дорогой.

В зарослях рычагов

Рабочее место водителя «унимога» (сиденья и кожух силового агрегата сняты). Руль без усилителя. Тормоза тоже без усилителя; возможно, результат местного «тюнинга». Рычагов только на полу 4 шт. Двигатель – рядная карбюраторная «шестерка», дефорсированная так, чтобы переваривать любой бензин… Они там, в Германии, что, в 1955 году опять с нами воевать собирались?! Но «печки» нет, равно как и обогрева стекол. Похоже, в середине 50-х немцы все-таки не намеревались нападать на СССР…

Тряпочка на веревочке под рулем – привод стартера! Для предварительной диагностики трансмиссии мы тщетно пытались заблокировать задний дифференциал. Ничего не дало и подключение переднего моста. Вроде все рычаги в кабине и на агрегатах трансмиссии заняли правильные положения, однако задние колеса свободно вращались безотносительно друг от друга, и вместе – независимо от передних.

Мечта джипера, проклятье механика

Портальные мосты с бортовыми редукторами по размерам ближе к ГАЗ-66. Блокировка дифференциалов принудительная – рычагом из кабины (тяга видна на фото переднего моста). В приводе колес работают сдвоенные карданчики, как на «татрах» и «газелях». Подвески с неразрезными мостами – на сдвоенных бочковидных пружинах с поперечными реактивными тягами. Роль продольной тяги выполняет труба кардана, которая с мостом соединена жестко, а с «раздаткой» – через шаровое соединение (на фото скрыто «гофрой»). Достоинство такой подвески (называется – с «дышлом»), вкупе с лонжеронной рамой – постоянные 40 см клиренса и возможность «скрестить» мосты под углом до 30°. Недостаток – чтобы заменить кардан (нередкая операция), «унимог» придется разбирать наполовину. Конечно, надежность и долговечность гарантируются 3-лучевой звездой, но в жизни, как показала горноалтайская практика, всякое случается.