Газовый вопрос

«Все чаще вижу автомобили на газе. И в «Турбо» кое-что почитал о газовом оборудовании. Все же возникают вопросы: а насколько газ безопасен для жизни и здоровья водителя и так ли уж безвредно вмешиваться в конструкцию двигателя? Как понять, что все работает нормально и нет утечки? Или только когда появится запах? Потом очень важный момент – как техосмотр проходить с баллонами?»

И.С. Петраков, Новосибирск

В нашей стране переход на альтернативные виды топлива только набирает обороты, поэтому вопросов у читателей возникает много. На некоторые из них мы попытаемся ответить в сегодняшнем материале.

Для двигателя

Порой за экономией мы не замечаем другие, не менее значимые преимущества газового топлива. Скажем, вдвое повышается надежность топливной системы автомобиля – ведь ГБО дублирует «штатную» бензиновую. Суммарный пробег на газе и бензине значительно увеличивается.

Ресурс двигателя продлевается в 1,5-2 раза – благодаря отсутствию в составе бутан-пропана вредных примесей (свинец, сера). Они есть в бензине и негативно сказываются на ресурсе клапанов и поршневых колец, каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда. У газового горючего стабильное агрегатное состояние – газ не смывает масло со стенок цилиндров при холодном пуске, не разжижает его в картере. К тому же он медленнее горит, снижая нагрузки на двигатель, который на газе работает заметно мягче.

Содержание вредных веществ в выхлопе снижается на 50-70%, что помогает в общении с сотрудниками экологической инспекции. Уменьшается «вклад» автомобилистов, использующих газ как топливо, в разрушение природы. Безопасность и запас прочности ГБО в 2-2,5 раза выше, чем у бензиновых систем питания, запах газа в салоне исключен.

Для контроля

Лямбда-контроль – исключительно полезное устройство. Автоматический контроллер подключается к «штатному» лямбда-зонду и отслеживает остаточный кислород в отработанных газах. То есть смотрит, насколько хорошо горит смесь и полностью ли сгорает. Исходя из полученной информации, компьютер принимает решение о том, что именно сейчас нужно сделать – обогатить смесь либо обеднить, – и посылает сигнал на специальный аттуатор, автоматический дозатор газа с шаговым двигателем, который корректирует количество подаваемого в смеситель газа.

Устройство поддерживает оптимальный состав рабочей смеси воздух-газ на всех режимах работы двигателя (от холостого хода до переходного и режима полных нагрузок). Ведь если состав смеси отклоняется от стехиометрического, независимо от того, обедненная она или обогащенная, горит такая смесь хуже.

Плюсы ощущаются сразу, – например, сокращается расход горючего. Лямбда-контроль устанавливают на автомобили, оснащенные системой питания и выпуска в соответствии с нормами, начиная от Евро 2. В  принципе лямбда-контроль для двигателей на жидком горючем и на газе не отличаются друг от друга. Просто поскольку проводится переоборудование, то мотор приходится оснащать особой системой для газа – в параллель.

Новые технологии

Сейчас применяют газовые системы уже IV поколения. Это системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра. Что дает система IV поколения?

• сверхточное дозирование подачи газа;

• все процессы находятся под контролем сверх надежной электроники;

• меньший расход топлива;

• снижение мощности двигателя только на 2-3% (у систем 1-2 поколений – 5-7%);

• снижение токсичности отработавших газов до норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4;

• отсутствие режимов обеднения смеси, которые приводят к резкому повышению температуры впускных и выпускных клапанов и выходу их из строя.

Для безопасности

Техника не стоит на месте. В состав современного электронного ГБО входят датчики утечки газа и возгорания, клапаны сброса давления при аварии и система пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные многослойные материалы и ячеистые наполнители, уменьшающие взрывоопасность до минимума.
Как утверждают продуценты, машины с ГБО не опаснее бензиновых. Чем качественнее уплотнения в клапанах, вентиле, магистралях, редукторе-испарителе и смесителе – тем меньше утечки; исправные системы почти не дают запаха.

Для техосмотра

Техобслуживание необходимо проходить особо. Автомобили с ГБО раз в полгода проверяют на станции, сертифицированной на такие работы; систему осматривают на предмет утечек. Если есть электроника, то проводится и диагностика процессора. Обязательно проверяются баллоны: первый раз через 10 мес. со дня продажи, а затем – каждые год-два (согласно обозначенным в талоне срокам).

Для прохождения техосмотра для автомобиля с ГБО нужны дополнительные документы: свидетельство о проверке баллона, документ об установке, выданный станцией, копия лицензии установщика. Если ГБО смонтировано самостоятельно, то нужна и копия сертификата на оборудование; документы лучше всегда возить с собой.