Высокооктановая альтернатива

Высокооктановая альтернатива

Овес нынче дорог – и будет дорожать. Лучшие автомобильные умы лихорадочно ищут варианты. Ведь цены ценами, а запасы нефти в недрах – не резиновые. Правда, никто точно не знает, когда они иссякнут, но те, кому сейчас 40 (и меньше) – точно попадут в трудную эпоху. Как утверждают специалисты, дело не столько в запасах нефти, сколько в стоимости ее добычи. Но так или иначе дешевое «черное золото», увы, подходит к концу.

Пытливые ученые-изобретатели выдумывают разнообразные способы добычи энергии, но как сделать электрическим (биологическим/водородным/касторовым) весь транспорт и прочую технику, работающую нынче на ископаемом топливе, пока неясно. Есть примеры «гибридных» силовых агрегатов с невысоким потреблением топлива и исключительно «полезным» (с точки зрения Евро 5) выхлопом. Но «гибриды» дорогостоящие либо не подходят для ежедневной эксплуатации в суровых условиях. Есть, конечно, и исключения; например, гибридный Toyota Prius. Однако и у него «половина» тянущего агрегата – бензиновая.

Одна из ходовых альтернатив «черному золоту» – газовое топливо: природного происхождения либо бутан-пропановая смесь. См. пример в недавнем номере журнала («Газмен», «Турбо», 2006, №12).

Мало кто из автомобилистов в курсе, что же такое газ и почему он «заставляет» поршни совершать свою работу в цилиндрах с эффективностью выше, чем обычная нефтяная горючка.

Через 50-70 лет весь мир, скорее всего, перейдет на водород. А использование газа (в природном или смесевом вариантах) в качестве моторного топлива – переходный этап к водородной энергетике, инфраструктура которой схожа с метан-пропан-бутановой. И сегодня законы, подталкивающие к применению альтернативных видов топлива, действуют во многих странах мира.

Техника

У двух газовых вариантов (метана и смеси бутан-пропана) есть как плюсы, так и минусы. Бесспорный плюс того и другого топлива – резкое снижение расходов. Однако «метановых» денег вам останется больше, нежели сдачи от «смеси». То же касается и экологичности. Если бутан-пропан экологичнее бензина в 1,7 раза, то метан намного чище: 5,4. Возможно, еще из-за того, что легкий метан уходит в небо? Еще один плюс природного газа: благодаря его летучести автомобили безопасно парковать и на подземных парковках, и в гаражах. А вот бутан-пропан при утечке скапливается внизу, образуя взрывоопасную и токсичную смесь. Что, впрочем, мало кого беспокоит; «газифицированные» автомобили нередко видишь в «многоэтажных» гаражах.

газ вместо бензина
Годовые затраты на топливо а/м «Газель»
при годовом пробеге 100 тыс. км

С другой стороны, стоимость самого оборудования. «Природное» обойдется раза в 3 дороже. И баллоны не столь вместительны, нежели для сжиженного газа. А значит, безостановочный пробег (вкупе с бензобаком) – гораздо меньше. Собственно, тут главная причина, почему не все владельцы большегрузной техники спешат перейти на «летучую» альтернативу. Выбирать систему нужно, конечно, по условиям эксплуатации. И по вашим возможностям.

Опыт

Специалисты установочного центра «Автогазаппаратура» проследили работу газифицированной пассажирской «ГАЗели». При 2-сменном режиме работы (16 час. в сутки) и средней скорости в 20-30 км/ч автомобиль расходует около 22 тыс. л топлива в год. При среднегодовом пробеге в 115 тыс. км такая «маршрутка» сэкономит на горючем 200 с лишним тыс. руб.! Тогда как бензиновая приносит скромный доход, «съедая» тонны топлива. Да, конечно, газа расходуется (в литрах) на 10-15% больше, но согласитесь, денежная экономия очень даже ничего.

газ вместо бензина

Газобаллонная техника сейчас на высоком уровне. Специалисты установочных центров профессионально смонтируют выбранную систему на ваш автомобиль. Причем практически на любой: от ВАЗовской «классики» (как на конвейере: до 20 машин в день) и престижных «иномарок» с микропроцессорным управлением подачей газа до тяжелой грузовой и строительной техники, работающей на метане/дизтопливе, а также пассажирских автобусов. Причем двигатели, переоборудованные на газовое топливо, соответствуют нормам Евро-2, а на легковушках – Евро-4.

газ вместо бензина

При соблюдении технических рекомендаций, которые пропечатаны в «памятке владельцу автомобиля с газовой системой», оборудование прослужит без сбоев – очень и очень долго. Если вам приходится много «путешествовать», ежедневно наматывая порядочное количество километров, а расходы на «покормить» железного коня превышают «доходы» от его эксплуатации – пора задуматься. Получить пусть дорогостоящую в установке, зато быстро окупающуюся альтернативу привычному бензину – весьма и весьма интересно. Иными словами, куда ни кинь, а по сравнению с бензином – одни плюсы.

газ вместо бензина