Война моторов

Война моторов

фото автора и Вероники Штоп

В регионах Сибирского федерального округа 28 июня стартовали отборочные соревнования Кубка России по джип-триалу.

Что, где, когда

I этап – 28-29 июня, Новосибирск. Организатор – Федерация технических видов спорта (ФТВС), ответственный – Владимир Кириллов.

II этап – 5-6 июля, Кемерово. Организатор – «Клуб 4х4-Кемерово», ответственный – Михаил Федотов.

III этап – 26-27 июля, Алтайский край. Организатор – «Алтай offroad», ответственный – Вадим Санаев.

IV этап – 6-7 сентября, Томск. Организатор – Томский внедорожный клуб, ответственный – Евгений Келус.

Впервые в Новосибирске прошел официальный Чемпионат России по Сибирскому федеральному округу по внедорожным гонкам. «Войну моторов» традиционно устроили в Раздольном, где естественный ландшафт трассы в полной мере соответствует формату таких соревнований.

О соревнованиях

В субботу, 28 июня – 1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

В воскресенье, 29 июня — 2-й этап чемпионата России по СФО и кубок РАФ по трофи-рейдам. Непосредственную организацию соревнований осуществляли:

– Федерация экстремальных и технических видов спорта;

– Томский внедорожный клуб;

– Клуб «Автобратство».

Конечно, до РАФовских стандартов еще далеко. Тем не менее, эти соревнования прошли. Может быть, они станут отправной точкой дальнейшего совершенствования проведения их в рамках существующих правил и условий. И я согласен с теми организаторами внедорожных клубов, которые пытаются перестроить свое отношение к проведению таких соревнований, перейти на более высокий уровень. Томский внедорожный клуб под руководством Евгения Келуса проявляет очень активные действия в этом направлении. Никто не говорит, что это произойдет моментально, но так устроена жизнь – кто-то должен быть первым в любых начинаниях. Конечно, этим ребятам будет очень трудно сдвинуть сложившийся пласт стереотипа «междусобойчиков». И пессимистов, как всегда, окажется больше, чем оптимистов. Критика – полезная вещь, но если она не обоснована и выражается только во флуде на форумах, то уж лучше просто промолчать, чтобы потом не было стыдно друг перед другом. Как я уже говорил, не смотря ни на что, 1-й этап «Войны моторов» состоялся, и от этого будет зависеть дальнейшая судьба того или иного участника соревнований на внедорожниках. Ведь по итогам остальных зональных этапов (Кемеровская область, Томск, Алтай, Красноярск) будут определены два экипажа в каждой зачетной группе, которые при поддержке РАФ поедут на финал Чемпионата России.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

По итогам 4-х этапов победители в своих классах (Д1, Д2, Д3, Д4) будут иметь возможность участвовать в финале Кубка России, который пройдет 2-5 октября в Тольятти (Самарская область).

Одновременно, результаты вышеуказанных 4-х этапов идут в зачет неофициального (пока) Кубка Сибирского федерального округа, финал которого состоится 25-26 октября в Красноярске (организатор – клуб «Экстремал», отвественный – Андрей Китаев).

День первый

Трасса за селом Раздольное давно привыкла к шуму моторов и к различному калибру колес. Погода стояла ну очень жаркой – за 30°C. И вот под палящим солнцем весь день различные внедорожники карабкались по специально подготовленным трассам. В зависимости от степени подготовки 28 автомобилей были разбиты по классам. Наш экипаж с удовольствием принял участие в этих соревнованиях в классе Д2.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Посмотрев выдержку из «требований» в заявленном классе (см. ее в этой же статье), я ахнул. Сурово! Но потом подумал, что все 11 пунктов указанных в заявленном классе требований-условий (от массы автомобиля до аккумуляторных батарей) будут выполняться, скорее всего, на будущих соревнованиях. А пока на многие вещи судьи закрывали глаза.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Порадовало то, что все участники (впервые) прошли медицинскую комиссию. Судейскую миссию и разбивку каждой секции для джип-триала в основном взяли на себя ребята из «Томского внедорожного клуба». Все были одеты в жилеты ядовито-лимонного цвета, что позволяло видеть их с любой точки трассы. Примечательно то, что каждая секция была огорожена полосатой лентой; судейские комиссары строго пресекали намерения зрителей  проникнуть в опасную зону. В этом плане томичи и кемеровчане отработали великолепно. Все зрители и болельщики находились в безопасной зоне и не мешали участникам соревнований атаковать ворота на усмотрение пилота. От жары вешки стали мягкими как свечки и норовили согнуться именно внутрь створа ворот, что доставляло пилоту лишние хлопоты. Ведь касание вешки наказывается штрафными баллами.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Первая секция для класса Д2 при ознакомлении многим показалась легкой. Но после прохождения 2-х машин стало ясно, что не все смогут атаковать даже 1-е ворота. Местом преткновения стала банальная мякина – не просохшая до конца лужа, которая расположилась аккурат на пересечении прохождения 1-х и 3-х ворот. Первые 3 машины размесили ее, и остальным оставалось только стартовать и сидеть в ней, зарывшись по самые арки колес и буксовать весь лимит отведенного времени. Так что в Д2 прошла только одна машина. У остальных – сход.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу
1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Вторая, более легкая секция, была рассчитана только на опыт пилота. Было время посмотреть и на более подготовленные машины – Д3, Д4. Да, джипы вывешивались до критической ситуации, но! Правильный расчет пилота и грамотная работа педалями (газ, тормоз) не давали им опрокидываться.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

К концу 1-го дня, когда изнывающие от жары джиперы уминали свежее мясо барашка и пили очень жирную питательную шурпу, хлынул проливной дождь (подарок в этот жаркий день). Правда, дождь залил все, что мог; грязи стало по уши.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Воспользовавшись этим обстоятельством, организаторы устроили борьбу в грязи. Да, здесь нужен своеобразный опыт. Ноги разъезжаются, и схватить грязного соперника практически нет никакой возможности. Вот и кувыркались борцы в этой грязи, как поросята. Зачетно!

День второй

Он выдался ясным и чистым, как слеза. Экипажам предстояло найти как можно больше разбросанных точек и, естественно, быстрее финишировать. Для каждого класса эти точки были окрашены в определенный  цвет (синий, красный и т.д.). Подготовкой трассы по трофи-рейду занимался Олег Лаптев – человек, отвечающий за спортивные мероприятия в клубе «Off road master».

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Ничего мудреного не было; даже не пригодились навигационные приборы. На старте штурман получал маршрутный лист (легенду) с некоторым описанием расположения точек и – с песней вперед. Эти соревнования не такие зрелищные, как джип-триал, но они азартней для экипажа.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Второй день соревнований принес нашему экипажу (под номером 412) 3-е место – неплохо.

К концу дня ползающие машины собрались в одной точке. Как всегда, оживленно прошла церемония награждения. Без кубка и диплома, по-моему, не уехал никто.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Надеюсь, что постепенно стиль проведения таких соревнований потребует перемен. И они начнутся, причем в лучшую сторону. Но одно никогда не будет меняться – удовольствие, полученное от таких спортивных мероприятий.

1-й отборочный этап Чемпионата России и кубок РАФ по СФО по джип-триалу

Спасибо организаторам и судейской коллегии за то, что (в такую-то жару!) провели 1-й отборочный этап Чемпионата России по СФО и кубок РАФ по джип-триалу и трофи-рейду. Главное – начать, а там..!


КЛАСС Д2 (S)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Серийные внедорожные автомобили с колёсной формулой 4Х4, имеющие ограниченную подготовку для соревнований.

Любые изменения, кроме разрешённых данной статьёй или обязательных в соответствии со статьёй «Безопасность», запрещены. Все аксессуары и дополнительное оборудование, поставляемые с автомобилем при продаже, могут использоваться, если нет специальных ограничений.

Автомобили, снятые с производства, могут модернизироваться в соответствии с требованиями: ПДД, безопасности и данной статьи.

2. МАССА

Полная масса автомобиля должна быть не менее 800 кг и не более 3500 кг. Разрешена установка балласта. Балласт должен иметь надежное крепление к кузову или раме автомобиля. При взвешивании все баки, содержащие жидкости (смазка, охлаждение, тормоза, подогрев и т.п.) должны быть заправлены до нормального уровня, указанного изготовителем. Исключение составляют бочки стеклоочистителя и очистителя фар, баки системы охлаждения тормозов, топливные баки, и баки впрыскивания воды, которые во время взвешивания должны быть пусты.

3. КОЛЁСА

3.1. Шины.

3.1.1. Разрешается применение шин с внешним диаметром не более 900 мм и высотой профиля не более 300 мм.

3.1.1. Глубина нового протектора не должна превышать 18 мм.

3.1.2. Не разрешается применение специальных шин типов: «Alligator»; «Desert-Dog», «Bronco Dirt Devil», «Greenway Diamond Back».

3.2. Колёсные диски.

3.2.1. Посадочный диаметр не более 18».

3.2.2. Запасные колёса и/или шины могут быть удалены.

3.2.3. Допускаются проставки между ступицей и диском, увеличивающие колею. Каждая проставка должна крепиться либо к ступице, либо к колёсному диску как минимум двумя болтами М8. Болты/шпильки крепления колеса должны проходить через все три элемента – ступицу, проставку, колёсный диск.

4. ДВИГАТЕЛЬ

4.1. Разрешается замена оригинального двигателя на другой, в том числе другого производителя. При этом новый двигатель должен соответствовать оригинальному по числу цилиндров.

4.2. Разрешается изменение параметров двигателя, однако без установки дополнительного оборудования (турбины, компрессора, нитро-впрыска и т.д.).

4.3. Система охлаждения.

Разрешена установка дополнительных электрических вентиляторов;

Радиатор может быть изменён или заменён, однако точки крепления к кузову/раме (но не кронштейны) должны оставаться без изменений.

4.4. Выпускная система.

Выход выпускной системы должен быть горизонтален или направлен вверх.

Выход выхлопной трубы должен быть расположен в пределах периметра автомобиля и не далее чем в 100 мм от этого периметра, а в случае бокового выхода – за вертикальной плоскостью, проходящей через центр колёсной базы. Кроме того, необходимо обеспечить соответствующую защиту, предотвращающую ожоги от нагретых выхлопных труб.

Уровень шума, измеренный по методике РАФ, не должен превышать 98+2 Дб(А).

5. ТОРМОЗА

Барабанные тормоза передней оси могут быть заменены дисковыми.

6. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Разрешается:

– замена рулевого колеса на другое, заводского изготовления.

– усиление элементов рулевого управления при условии, что используемый материал повторяет форму оригинала и находится в контакте с ним;

– установка усилителя (от серийной модификации данной модели автомобиля);

– перенос/удаление ограничителя поворота рулевого управления.

7. ТРАНСМИССИЯ

7.1. Коробка передач и раздаточная коробка.

Передаточные отношения свободные при сохранении серийных корпусов агрегатов.

7.2. Дифференциалы.

Разрешены межколесные блокировки любой конструкции.

8. ПОДВЕСКА

8.1. Амортизаторы.

Разрешается замена амортизаторов на другие, того же принципа действия, при сохранении их количества, и оригинальных точек крепления.

Разъяснение:

Газонаполненные амортизаторы по принципу действия должны рассматриваться как гидравлические.

Адаптируемые (настраиваемые) амортизаторы запрещены.

8.2. Упругие элементы.

Упругие элементы свободны (их геометрические размеры и упругость) при сохранении их оригинального типа.

9. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

9.1. Топливный бак.

9.1.1. Допускается изменение или замена оригинальных топливных баков, а также изменение их месторасположения. Топливные баки должны быть отделены от отсека экипажа пожаробезопасной (металлической) перегородкой.

9.1.2. Если баки и их наливные горловины расположены внутри кузова, то должны быть  предусмотрены отверстия в полу кузова для стока пролитого топлива вне автомобиля.

9.1.3. Вентиляция топливных баков должна быть выведена наружу кузова автомобиля.

9.1.4. Наливные горловины и их крышки не должны выступать за периметр автомобиля при виде сверху. Для крышки может использоваться любая система запирания, исключающая неполное запирание или случайное открытие при ударе.

9.2. Топливопроводы.

9.2.1. Разрешается перенос, замена и дополнительная защита топливопроводов автомобиля.

9.2.2.Разрешается прохождение топливопроводов через кабину автомобиля только целостной металлической частью. Любые виды сочленений топливопроводов в кабине запрещены, за исключением резьбовых, в местах прохождения через пол или другие панели кузова.

10. КУЗОВ / КАБИНА

10.1. Комплектные колеса (шины вместе с дисками), при виде сверху и в положении руля — прямо, должны быть закрыты крыльями или пластиковыми расширителями арок по всей их ширине и длине. Установка расширителей должна быть безопасной.

10.2. На машинах с полной структурой безопасности ветровое стекло может быть удалено. Однако рамка ветрового стекла должна быть сохранена.

10.3. Лифт кузова.

Допускается изменение расстояния между кузовом и рамой автомобиля (лифт кузова) не более чем на 50 мм.

10.4. Бамперы.

10.4.1. Разрешается заменять/удалять бамперы, при сохранении внешних габаритов автомобиля. Материал бамперов – свободный. Установка новых бамперов должна быть травмобезопасной.

10.4.2. Разрешается удалять кронштейны номерных знаков.

10.5. Разрешается удалять:

– жесткий (hard-top) или мягкий (soft-top) тент, а также все их крепления и каркас;

– задние сидения;

– кронштейн запасного колеса;

– съёмную створку задней двери (задний борт);

– зеркала (как внешние, так и внутрисалонные), а также их кронштейны;

– молдинги;

– указатели поворотов и повторители;

– дверные ручки;

– верхние части разборных дверей.

10.6. Двери. В случае если конструкцией оригинального автомобиля дверь не предусмотрена или не имеет жесткой конструкции, обязательна установка как минимум жестких накладок, выполненных из металла или пластика. Эти накладки могут быть съёмными.

10.7. Расстояние от уровня подушки сидения до уровня верхней кромки такой накладки должно быть не менее 300 мм. В передней части накладки должны доходить до линии капота, а в задней – до верхней кромки борта (или нижней кромки бокового стекла).

10.8. Молдинги

Пластиковые молдинги (накладки) могут быть изменены, но не удалены, при этом геометрические размеры кузова должны быть сохранены.

10.9. Светотехническое оборудование.

10.9.1. Оригинальные фары могут быть заменены другими, имеющими не обязательно такие же размеры и форму, при условии, что панель, на которую они монтируются, будет полностью перекрывать оригинальное отверстие в кузове. Вырезать или изменять для этого внешние панели кузова нельзя. Свобода предоставляется также в отношении стекол фар, отражателей и ламп.

10.9.2. Расположение указателей поворотов, габаритных фонарей и стоп-сигналов может быть изменено, но оригинальные отверстия при этом должны быть закрыты (как минимум, липкой лентой).

11. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Аккумуляторная батарея может иметь дополнительные крепления. Клеммы должны быть закрыты диэлектрическими накладками.