Закрылась международная автовыставка в Женеве; пришло время на трезвую голову оценить экспонаты, блиставшие в марте в залах Palexpo. В лучших традициях обратимся к суждениям обозревателей американского еженедельника «AutoWeek», которые как обычно выбирают «звезд» мотор-шоу. Вот и теперь они назвали интереснейшие автомобили Женевы-2008 – в нескольких номинациях. Лучший прототип, особо значимый экспонат – и самый прикольный. И, конечно же, «гвоздь» выставки; предлагаем познакомиться с независимой точкой зрения – и высказать свое мнение.
Лучший прототип
По мнению американских обозревателей, почетного звания заслуживает прогрессивный SAAB 9-X BioHybrid. Переднеприводный 3-дверный «хэтчбек» берет на борт 4-х взрослых, а его «гибридный» силовой агрегат способен работать как на бензине, так и на спиртовом горючем E85. На товарном бензине 1,4-литровый 16-клапанник развивает – с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха – до 170 л.с. при 5200 мин-1, наибольший крутящий момент – 230 Нм.
Что характерно, на спиртовом горючем крутящий момент повышается до 280 Нм (давление наддува), а мощность достигает аж 200 л.с. при 5 тыс. оборотов. «Четверка» состыкована с 6-ступенчатой «роботизированной» КПП – и со вспомогательным альтернатором/тяговым электромотором, который питается от литий-ионного аккумулятора. Прототип катится на покрышках 245/35R, смонтированных на 21-дюймовые колеса стильного «турбо»-дизайна. С места до 100 км/ч машина способна разогнаться быстрее, чем за 8 сек. (на E85!), объявленная максимальная скорость – 216 км/ч. На бензине динамика «биогибрида», естественно, слабее, зато лучше топливная экономичность: в среднем (EPA) 4,9 л на 100 км пробега. Выбор обозревателей «AutoWeek» понятен; ведь по сведениям от General Motors, компактный «сааб» готовится к серийному выпуску – под обозначением 9-1. 9-X BioHybrid символизирует надежды и ожидания не только SAAB, но и гигантского концерна в целом, поскольку перспективная модель скорее всего пойдет с конвейера под несколькими GM-овскими марками одновременно.
Шведский BioHybrid послужит, вероятно, образцом для целого ряда перспективных моделей General Motors |
Редакция «Турбо» отдает должное американо-шведской модели, однако лучшим прототипом Женевы-2008 считает все же другой экспонат. Бесподобный Sintesi от Pininfarina: о нем известно не так много, но выглядит автомобиль совершенно неотразимо! Классная работа знаменитых итальянских дизайнеров – и техника вполне под стать.
Однообъемник отточенной аэродинамики (коэффициент сопротивления воздуха – 0,27) оснащен неординарным силовым агрегатом с топливными элементами (ТЭ) на водороде. На борту размещены 4 пакета ТЭ Andromeda по 20 кВт электрической мощности каждый. Они питают 4 тяговых э-мотора, – то есть, трансмиссия (под обозначением Quadrivium Drive) у Sintesi по существу полноприводная. Вдобавок к ТЭ до 100 кВт может дать литий-ионный аккумулятор (когда заряжен); в общей сложности мощность источников энергии кратковременно достигает 180 кВт. Достаточно, чтобы разогнать необычную машину с места до 100 км/ч за 7,5 сек.; максимальная скорость прототипа Sintesi ограничена электроникой – 248 км/ч. Водород для ТЭ вырабатывается из жидкого горючего (бензин, спирт, дизтопливо) прямо на борту, средний расход бензина (EU) — около 5 л на 100 км пробега.
Необычное размещение агрегатов на шасси Pininfarina Sintesi |
Откидные двери (центральная стойка, конечно же, отсутствует) открывают доступ в футуристически оформленный интерьер. Там свободно размещены индивидуальные сиденья для 4-х взрослых; «распределенный» по шасси силовой агрегат дал создателям прототипа свободу компоновки внутреннего пространства. А венчает удивительную конструкцию неотразимый дизайн. Взгляните спереди, посмотрите в 3/4; какие тут сомнения? Пусть Pininfarina далек от сегодняшних реалий – Sintesi смело заглядывает в завтра большого мира авто. Лучший прототип! А как на ваш взгляд?
Самый значимый
Американские обозреватели назвали новый фордовский Fiesta: на редкость привлекательный «глобальный» компакт в размерном классе B. Он уже знаком нам – в облике прототипа Verve, ну а женевский экспонат близок к выходу с конвейера. У «фиесты» есть еще корпоративный «близнец» Mazda2, и вместе им предстоит нести знак «синего овала» по всему белу свету.
Fiesta не несет никаких технических открытий, но внешность у (3- и 5-дверного) «хэтч-бека» располагающая. Топливная экономичность и практичность, предположительно качественное изготовление и сборка. А также всемирная сбытовая и сервисная сеть – значимые обстоятельства.
Возможно, Fiesta очередного поколения поможет «синему овалу» преодолеть полосу невзгод |
Принимаем к сведению точку зрения «AutoWeek» – и предлагаем обратить внимание на другой экспонат: седан F3DM от китайской BYD Auto. На январской NAIAS в Детройте автомобилестроители из КНР выставили среднегабаритный F6DM, а в Женеву привезли компактную модель класса C – с тем же силовым агрегатом. В нем-то все и дело: у выставочных экспонатов BYD «гибридная» бензин-электрическая силовая установка dual mode («двойной режим» – отсюда DM). Причем тяговый аккумулятор возможно подзаряжать от электросети общего пользования (схема plug-in – «от розетки»). Именно то, что General Motors и Toyota Motor обещают в обозримой перспективе. Тогда как BYD намерена вывести свой «гибрид» на китайский рынок еще до конца нынешнего года!
Под капотом у него малолитражный (1 л) бензиновый д.в.с., который крутит альтернатор электрической мощностью в 50 кВт. Альтернатор заряжает литий-феррум-фосфатную батарею (патентованный продукт BYD Group) емкостью 20 кВт.ч; передние колеса автомобиля приводятся 75-киловаттным тяговым э-мотором, который выдает до 400 Нм крутящего момента. От 0 оборотов, само собой.
Китайский BYD F3DM: перегнать, не догоняя? |
С места машина трогается в режиме EV (electric vehicle – электромобиль) – на одной только э-тяге. Разумеется, пока не «сел» аккумулятор. На малых скоростях так и катаетесь – до 100 км пробега! Если же нужно прибавить в динамике (или дозарядить батарею), автоматически пускается д.в.с.; режим HEV (hybrid electric vehicle – автомобиль с «гибридным» силовым агрегатом). Причем э-энергия от альтернатора идет на аккумулятор и на тяговый э-мотор; прямой механической связи между д.в.с. и ведущими колесами нет. Так называемая «последовательная» схема, особенно выигрышная в городских условиях движения. Ну а когда нужна полная отдача, силовой агрегат переходит в «параллельный» режим EV+HEV: д.в.с. крутит ведущие колеса через механическую трансмиссию – плюс запасенная э-энергия, которую аккумулятор сбрасывает на тяговый э-мотор. Всего до 120 кВт электрической мощности — 160+ л.с., максимальная скорость F3DM – за 160 км/ч. Между прочим, те автомобилисты, кто не наматывает в день и сотню километров, могут обходиться одной только дозарядкой тяговой батареи, – не навещая АЗС. Аккумулятор полностью заряжается (от бытовой 220-вольтовой сети) за 9 час., — допустим, по ночному тарифу. Тогда как 50-процентная «заправка» от мощного зарядного устройства (на местной станции) займет лишь 10 мин.
Впечатляет, хотя секрета в китайском прорыве нет. BYD Auto – одно из подразделений BYD Group, крупнейшего в мире продуцента никель-кадмиевых аккумуляторов (65% международного рынка) и литий-ионных батареек для «мобильников» (30% рынка). Так что и флаг им в руки: экономично, экологично, в ногу со временем. По сведениям от BYD Auto, «гибридное» исполнение обойдется покупателю на 6 тыс. долл. дороже, чем обычный F6 с 2,36-литровой бензиновой «четверкой». Экономическая проза: посчитайте, как скоро сбережение горючего окупит лишние 6 тыс. «зеленых»? Даже если F3DM расходует вдвое меньше бензина…
Вопросы остаются, и все же китайский «гибрид», готовый к запуску в серию, – явление немалого масштаба. По мнению редакции «Турбо», BYD F3DM – самый значимый из экспонатов автовыставки в Женеве. А вы как считаете?
Самый прикольный
Обозреватели «AutoWeek» выбрали FIAT 500 в тюнинг-исполнении Abarth: «маленький, но злой». Еще полвека назад «пятисотый» Nuova дорабатывали у Abarth & C. Spa и выпускали под обозначением 695 (литраж «расточенного» 2-цилиндрового моторчика в миллилитрах). Теперь «четверка» 500 Abarth по рабочему объему чуть не вдвое превосходит тот – конца 1950-х. И установлен силовой агрегат не в заднем свесе, а в переднем…
Тюнинг-«фиатик» XXI в. оснащен 1,37-литровым 16-клапанником; с турбокомпрессором IHI и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха двигатель выдает до 135 л.с. при 5500 мин-1. Мотор работает с ручной 5-ступенчатой КПП, ведущие колеса, естественно, передние. Спорт-резина размером 195/45R монтируется на 16-дюймовые легкосплавные колеса; выразительный внешний «обвес», спецоформление интерьера. Прикол!
Тюнинг-500 от Abarth косит под стиль конца 1950-х |
Тем не менее, с итальянским экспонатом за почетное звание готов поспорить японский: малая «городская» легковушка iQ от Toyota. Впервые прототип показали осенью на IАА 2007 во Франкфурте, а теперь iQ готовится в серию. Ну очень маленькая машинка: 2985 мм в длину – при колесной базе в 2000 мм. Намного короче нашей «оки» – и даже индийского «нано»-автомобиля от Tata Motors, хотя на борт берет тех же 4-х пассажиров.
Такие iQ могут скоро появиться на улицах сибирских городов – б/у. |
Понятно, что новый японский «мини» создан на укороченной платформе малого Aygo: передний привод, унифицированные кузовные штамповки, ходовая. Однако у Toyota Motor напирают на целый ряд особых архитектурных решений, которые позволили обеспечить простор (и «пассивную» безопасность!) для пассажиров при столь ограниченных габаритах. Ну и забавная внешность, конечно; редакция «Турбо» считает тойотовский iQ самым прикольным из экспонатов автовыставки. Вовсе не исключено и третье мнение; дайте знать.
Гвоздь выставки
Американские обозреватели единодушны: ALFA Romeo 8C Competizione Spider. Прежде всего внешность: от спорт-купе 8C Competizione глаз не оторвешь, а 2-местный кабриолет Spider… Что касается техники, то она практически целиком заимствована у нового Maserati GranTurismo S. Под капотом 4,7-литровая 32-клапанная «восьмерка» максимальной мощностью в 440 л.с., 6-ступенчатая «роботизированная» КПП, отнесенная к заднему мосту (схема transaxle). Дорогой, эксклюзивный; круто – дальше некуда, и спорить с авторитетным мнением «AutoWeek» нет охоты. Из политкорректности. Типичный «гвоздь» выставки (хотя в залах Palexpo красовались и другие достойные претенденты на почетное звание – пересмотрите пресс-материалы мотор-шоу и сделайте выбор).
ALFA 8C Spider не оставил посетителей мотор-шоу равнодушными |
Весенний смотр в Женеве определенно удался – от дерзких прототипов, нацеленных на отдаленную перспективу, до реалистических предсерийных образцов. Задачи поставлены, цели определены; за работу, товарищи!