экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
Уважаемые автомобилисты! Вы уже съездили в горы Алтая? Еще только собираетесь? Что ж, замечательно; поговорим об управлении автомобилем на горных дорогах.
В чем особенности горной дороги и чем она опасна? Естественно, подъемами, спусками – и многочисленными поворотами. Если на равнине на каждый км пути в среднем одно закругление, то на горной дороге – их 20 и больше. Много это или мало – судите сами.
Как свидетельствуют данные ГИБДД, относительное количество ДТП на горных дорогах меньше, чем в городах. Но только по общему числу! А вот последствия дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах намного тяжелее, чем на равнине!!! Горные дороги идут на 1000 м выше уровня моря. С высотой меняются климат, атмосферное давление и метеорологические условия, что сказывается на психическом и физиологическом состоянии водителя. Недостаток кислорода затрудняет дыхание и вызывает головные боли. Кроме того, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат и центр принятия решений (в голове).
Водителям также необходимо учитывать повышенные требования к автомобилю: к двигателю, тормозной системе и рулевому управлению. По мере снижения атмосферного давления ухудшается наполнение цилиндров, мощность двигателя падает на 10-20%. Из-за частых замедлений тормозные механизмы нагреваются до 130-150°, а при такой температуре тормозная жидкость становится «недееспособной». К этому в горных районах не все бывают подготовлены.
Не принимайте скороспелых решений! Подумайте, взвесьте. Например, многие водители стремятся двигаться в горах «накатом», чего как раз делать нельзя. Обладая очень высокой потенциальной энергией, на крутых и затяжных спусках автомобиль может развить такую скорость, что уже и тормоза не помогут.
Почему? Интенсивное раз за разом торможение вызывает сильный нагрев накладок, дисков и барабанов, которые теряют свои рабочие свойства. Поэтому помните первый закон гор: спускаться нужно на той самой передаче, на какой вы здесь поднимаетесь! Иные «асы» (ради экономии бензина) выключают двигатель, и после 2-3 нажатий на тормозную педаль перестает работать вакуумный усилитель. Другие пускают машину в «накат», разобщив двигатель и КПП. После чего вновь включить передачу порой весьма затруднительно – подчас просто не хватает времени… Поэтому на горных и крутых спусках рекомендуется движение с включенными сцеплением и передачей.
И второй закон гор: тут не город, и лучше 5 раз нажать на клаксон, чем один раз на тормоз! Пожалуйста, не переоценивайте себя (свои профессиональные навыки): самоуверенность может привести к… ДТП.
В следующий раз поговорим об аквапланировании.
Приятных вам путешествий, друзья!