Фото автора
Чуть меньше 300 лет существует на карте России Екатеринбург. Город, где с первого взгляда не поймешь: в Европе ты или в Азии? Урал – довольно противоречивое место… и в автомобильном плане тоже. Начнем с больного российского вопроса.
На дороге Екатеринбурга
Оценить состояние городских дорог с ходу сложно. Первое мое категоричное «хуже» впоследствии сменилось на «точно так же». Разница в том, что у нас на каждом углу «чинят» дороги. А увидеть ремонтников на улицах уральской столицы мне не удалось.
Еще одно отличие – центр. В духе старинных наших городов, центральная площадь Екатеринбурга выложена брусчаткой, сохранившейся с 1905 года, и сейчас радует глаз вкраплениями «ремонтного» асфальта. По такой дороге не «пролетишь», как у нас по пл. Ленина: жалко и шины, и подвеску. Да и «втапливать» особо некуда. В городе не разгонишься, разве что на окраине. Потому как весь день улицы Екатеринбурга – сплошная «пробка», без просветов. Составляющих «пробки»… общественный транспорт в основном. Так что иногда кажется, что автобусов и троллейбусов здесь раза в 2 больше, чем легковушек.
«Непробиваемые» пробки |
Скопление трамваев меня с непривычки пугало: на кольце их порой стоит сразу 4 – на все направления. Именно они создают ощущение, будто попал не в современный город, а в советское прошлое – с его гигантским рельсовым автопарком. И дело не только в количестве трамваев, но и в их внешности: округлые, с буквой Z на крыше, они словно сошли со старых киноэкранов…
В общем, Екатеринбург – город пассажирский. Очередей на «маршрутки» нет, толкучка на транспорте только в часы пик – и то немножко. А счастливые обладатели «железных коней» ползут на работу и обратно долго-долго. Может, оттого у местных водителей отсутствует всякая склонность к взаимной вежливости. Они усиленно подрезают друг друга, игнорируют указатели поворота и «красный», занимают трамвайные пути не только в случаях, предусмотренных правилами, но и во всех других. Забавно: единственное место, где пропускают пешеходов, совпадает с новосибирским – на пресловутой центральной площади. Потому как там всегда дежурят ребята в салатовых жилетах.
Еще одно сходство, но уже из другой области – цены на бензин. Они ничем не отличаются от н-ских – от 17 руб. и выше.
Популярность
Автопарк города выглядит великолепно – по меркам европейской России. Согласно статистике, праворульных «японцев» всего 11%. Чуть больше леворуких – 13%. Господствуют изделия отечественного автопрома: 52%. На европейские марки приходятся 15%, остальное поделили «американцы» и «корейцы».
Визуально оценить все эти % довольно сложно. Ситуация, когда из 10 машин на светофоре 8 оказались праворукими «японцами», ввела меня в раздумья по поводу вышеназванных процентов. Но потом выяснилось, что дальше по улице располагается магазин с запчастями для выходцев из Страны восходящего солнца, и все встало на свои места.
Однако мои сомнения не так далеки от истины: народ в Екатеринбурге любит «японцев», – правда, леворуких. Четыре небольших авторынка города регулярно пополняются новыми «европейками» Toyota Camry, Rav4 и другими ходовыми моделями. Подавляющее большинство, конечно, «тазики» – продукция ВАЗа. Она, кстати, и служит основой для тюнинга; о нем позднее. Вообще на рынке представлены все: и «американцы» и «европейцы» и, конечно, вездесущие «корейцы». «Шевроле», «опели», «мерсы», «биммеры», «шкоды», «пежо», «крайслеры», «кия», «хендэ» и прочая…
Исключительно «корейское» такси |
Особым признанием пользуются модели Subaru. Кое-кто в Екатеринбурге приобретает уже третью по счету машину от «плеяд».
Возраст 4-колесных «жителей» Екатеринбурга колеблется от нескольких месяцев до 6-7 лет. Нечастые представители «старшего» поколения – ВАЗы. «Марковник» года этак 90-го здесь явление столь же редкое, как и летающий страус в природе.
Запчасти и торг
В городе много специализированных магазинов автозапчастей. Отдельно для «японцев», отдельно для «европейцев» – и даже особо для «немцев». Однако вторичный рынок не развит. Фирм, занимающихся контрактными запчастями, очень мало. Отсюда известные сложности в ремонте авто. Так что самыми продаваемыми остаются «европейцы» и ВАЗы.
Интересная деталь: вы нигде не увидите написанные на стекле маркером сведения об автомобиле. Нет. На лобовом – наклеечка «продаю», а за подробностями – к продавцу. Предлагают такие наклейки в любом местном автомагазине.
Спорт и тюнинг
Здесь не любят спортивные автомобили. Вернее, любят – но по-своему. Очень редкие гости на улицах Екатеринбурга – спортивные «япошки». За 4 дня неустанного «глазения» по сторонам зафиксированы de vizu лишь два Nissan Skyline, один MMS Eclipse, один Nissan 300zx и несколько Toyota Celica. Тюнингуют здесь, как уже говорилось, исключительно ВАЗовские изделия. Причем уровни «тюнинха» весьма разнообразные. Повесил на задний бампер пару катафотов, – и ты крут. А если умудрился «прицепить» еще и спойлер, то просто герой асфальта. Ну а на самом деле в городе есть несколько настоящих спорт-каров, но с «бешеной» доработкой после российского конвейера. Они составляют основу «дрэг»-заездов на аэродроме Уктус.
Кстати, соревнования проходят примерно раз в 2 недели, «по погоде». Информация о гонках выложена на сайте одного из местных гоночных клубов.
Кроме заездов на 402 м, в Екатеринбурге практикуют уникальный спорт: гонки «на выживание». Когда на «арене» автомобили сталкиваются друг с другом. Победитель – тот, кто в итоге останется на ходу. Зрелище просто потрясающее. Жаль, что подобные соревнования не проводятся у нас. Хотя и там они не столь уж частое явление – только «по праздникам».
Итак, крутые «тюнеры»… А обыватели довольствуются насадкой на глушитель, «антикрылом» и модным обвесом. Случай свел меня с директором одной из строительных фирм, который, купив за 180 тыс. руб. «восьмерку», потратил на ее «доработку» чуть не вдвое больше. Аудиосистема, спойлер, обвес, спортивные сиденья, комплект «сликов» и дисков за 3 тыс. «зеленых». Весь тюнинг. О доработке двигателя, подвески и проч. разговор даже и не шел.
Очень в ходу аэрография. Хозяева украшают свои автомобили различными рисунками или орнаментами. Добрымии, злыми, смешными и серьезными, спокойными и агрессивными. И если у нас раскрашивают в основном спортивные машины, то здесь нередко видишь обычный «семейник» во всех цветах радуги.
Агрессивный Nissan300ZX – зверь, которого приручили… |
Местный «спорт-кар» |
Пресса
Состояние рынка СМИ автомобильной тематики в Екатеринбурге далеко не радует. Несколько газет и журналов, где соотношение рекламных и «полезных» материалов далеко не в ст орону последних. Примером может служить газета «Автодрайв». Несколько практических советов по подготовке автомобиля к тому или иному сезону, главные новости… остальное – реклама. Хотя нет, есть еще очень полезная информация: на центральном развороте – подробная карта одного из районов Екатеринбурга, снабженная указателями магазинов, СТО, заправок и пр. Свежее начинание уральских печатников – журнал «Автоурал», но так как в мае состоялся только пилотный выпуск, сложно сказать что-либо определенное про издание. Сама редакция намерена выйти на уровень регионального издания – как «Турбо».
В целом Екатеринбург воспринимается как развитой «спокойный» город. Здесь не оглохнешь на светофоре от старта «спорт-кара», не проснешься ночью от рокота турбомотора или низких раскатистых басов сабвуфера.
Тихо и спокойно, все не как у нас.