экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
Дождались теплых дней, дождались лета! На улицы и дороги выехали все, кроме ленивых. Ктото медленно движется в потоке, ктото ринулся на обгон, как на разминку после зимнего застоя. Сегодня мы как раз и поговорим об обгоне!
Маневр обгона можно разбить на несколько фаз: подготовка, принятие решения, начало обгона, обгон, завершение обгона. Причем выполнять фазы надо очень четко, не создавая помех для окружающих!
Следует оценить сложность дорожных условий и ситуации перед маневром, в момент его выполнения и после завершения. Вы должны видеть, нет ли впереди поворотов, спусков и т.п., а при оценке дорожной ситуации – решить, сколько автомобилей придется обгонять сразу в один прием, каковы интервалы между обгоняемыми и удастся ли в них – при необходимости – встроиться. Интервалы между машинами нужно учитывать также и во встречном потоке. Малейшая ошибка при выезде из ряда и при возвращении обратно, при опережении по полосе встречного движения может привести к тяжелым последствиям.
Простейшим случаем обгона считается объезд стоящего на проезжей части транспортного средства – или иного препятствия. Однако водителюновичку поначалу трудно с точностью определить скорость встречного автомобиля, и он вынужден тормозить, чтобы пропустить его. Только тогда он сможет объехать неподвижное ТС. Но стоит несколько раз совершить такие объезды, и у водителя появляется опыт, который поможет ему избегать торможений в подобных ситуациях. Теперь можно смело приступить к следующему этапу – обгону движущегося транспортного средства.
Дорожная служба ГИБДД также помогает водителям, устанавливая знаки «Обгон запрещ«н» в местах, где безопасность ниже определенного уровня. Но и в простых условиях обгон – нелегкое дело.
Хочу предостеречь водителей от двух крайностей – СОКРАЩЕНИЯ и УВЕЛИЧЕНИЯ продолжительности маневра. Нельзя сокращать продолжительность обгона за счет времени оценки ситуации перед маневром. Все последующие фазы обгона необходимо проводить очень быстро и четко. Но лишь немногие водители понимают, что правильную скорость нужно держать во всех фазах обгона. Обгон необходимо завершить раньше, чем на проезжей части появятся помехи в виде встречного или попутного транспорта, пешеходов или животных.
Чтобы получить полное представление о ситуации и предвидеть ее развитие, водитель, намеревающийся совершить обгон, должен понимать намерения других участников движения. В маневре редко участвуют только двое: обгоняемый и обгоняющий. Как правило, число «участников» значительно больше! Тут и встречные машины; и ТС, двигающиеся впереди и сзади в попутном направлении; и пешеходы, переходящие улицу. Если же водитель обгоняющего автомобиля не обнаружит их, а обнаружив, не распознает намерения других и начнет маневр, то на него ляжет основная ответственность за все дальнейшее. Поэтому, не зная намерений других участников движения, следует исходить из вероятности худшего развития событий и, следовательно, воздержаться от обгона.
На дороге надо думать, уважаемые водители! И постигать науку управления автомобилем лучше в учебном классе, чем на опыте «бывалых».