Германия, Бремен, начало ХХ в.
Карл Боргвард (1890-1963) был тринадцатым ребенком в семье угольщика из Бремена, что вряд ли обещало ему радужные перспективы. Но трудолюбие и упрямый характер Карла сделали его одной из ярчайших фигур автомобильного мира прошлого века, вознеся на невиданные вершины. Впрочем, тот же характер, вероятно, способствовал неслыханному краху его автомобильной империи, о которой сейчас уже мало кто помнит.
Карл работал слесарем, потом, – выучившись, – инженером, а в 1919 году стал совладельцем некоей далеко не процветающей фирмы. Предприятие поставляло автомобильные радиаторы, крылья кузовов – в том числе и знаменитой тогда бременской компании Hansa-Lloyd, выпускавшей очень недешевые легковушки. В качестве технологического транспорта по заводу К.Боргварда бегали 3-колесные тележки с двигателем в 2 лошадиные силы. Боргвард задумал продавать их, а для рекламы сам разъезжал на одной из тележек по Германии. Неказистое транспортное средство под названием Blitzkarren (что-то вроде «тележка-молния») грузоподъемностью до полутонны пришлось к месту в разоренной войной Германии.
Техпаспорт образца 1939 года |
На выскочку стала косо смотреть бременская деловая «верхушка», что не мешало К.Боргварду втихую скупать акции элитных фирм. Таких как Hansa-Lloyd, дела которой шли все хуже, – пока, наконец, не стал владельцем известной марки. На приобретенных предприятиях продолжался выпуск автомобилей, но их названия получили приставку по фамилии нового хозяина. Так «Боргвард» стал 4-м по масштабу немецким автомобилестроителем, а его модели достойно конкурировали с Mercedes и BMW (неблаговидными приемами которой «Боргвард» был разорен в 1961 году). Одним из самых интересных автомобилей стал Borgward Hansa, выпускавшийся с 1939 года.
Россия, Сибирь, наши дни
В 2005 году в техцентр Алтайской федерации автоспорта неожиданно попал «боргвард 2300» выпуска 1939 года.
Много тайн и чудес окружают редкий автомобиль. Неясно, воевал ли он – и на чьей стороне. Неизвестно, когда и как «боргвард» попал в СССР, но поразительно, что здесь он уцелел. Еще удивительнее, что машина сохранилась в современной России, где на металлолом уходит все – от ракет до люков канализационных колодцев. По большому счету, вообще чудо, что «боргвард 2300» дожил до наших дней; ведь кузова машин строились на деревянном каркасе. Возможно, выживанию способствовало то обстоятельство, что уникальная машина до последних дней работала по прямому назначению – возила своих владельцев. Они последовательно заменяли деревянные силовые элементы на стальные, примерно того же сечения, что привело к существенному утяжелению изящной некогда «хансы».
Таким «боргвард 2300» попал в АФАС |
В Барнаул «боргвард 2300» прибыл из Бийска, где от верной смерти его, уже приговоренного на металлолом, уберег известный бийский «ретровик» Сергей Бисеров. Сергей успел спасти не все «родные» агрегаты машины – наследники последнего хозяина отправили оригинальные двигатель, узлы трансмиссии и ходовой в утиль. Невероятно, но стекла, включая ветровое, остались по большей части фирменными, довоенными.
Одновременно с разборкой автомобиля и выбраковкой явно инородных элементов «ретрореаниматоры» повели широкомасштабный поиск сведений о раритете. Фан-клубы «Боргварда» есть по всему свету, включая Мексику и Австралию. На запросы отозвались все… Кроме немцев. Оказалось, что в зарубежных коллекциях нет ни одного довоенного «боргварда», и общий смысл писем из-за рубежа таков: «Ребята, вам сказочно повезло!». Да уж, повезло как утопленникам. Германия, где могли реально помочь в восстановлении машины, упорно молчит.
А вот так он выглядит сейчас |
Как известно, характером К.Боргвард отличался не ангельским, но что же такого он натворил у себя на родине, что его соотечественники отказываются помочь в сохранении своей же истории? А может, им просто стыдно? Не сберегли марку, дважды становившуюся символом возрождения послевоенной Германии.
Главный инструмент |
Продолжение следует…