фото автора
Toyota Supra всегда считалась визитной карточкой спортивного направления под японской маркой. Ее тюнинговали и продолжают улучшать все: как ателье, так и энтузиасты, стремящиеся утолить жажду скорости.
Сейчас особенным признанием пользуются 80-ки, «облизанные» и глазастые – со «строенными» задними фонарями. Таких в нашем городе полно. Среди них есть и основательно доработанные, и «гражданские» экземпляры. На их фоне еще сильнее впечатляют проекты, в основе которых 70-я «супра» – квадратная, «слепая» и скоростная. «Заряженная» черная супер-«супра» Павла Рауткина как раз из таких.
У каждого «рейсера» есть предыстория – машины, которыми он занимался до того, как появилась «та самая». Тойотовские Corolla Levin и Sprinter TrUeno. Старый «левин» 1987 г.в. в 92-м кузове с движком 4A-GE стал для Павла первой «жертвой». Владелец выбрал верный путь: прежде чем «насиловать» движок, он его откапиталил – привел в состояние «стока». И понеслось…
Вот мы строили, строили… Павел со своей «той самой»… |
Бедный агрегат не выдержал амбиций хозяина. Его ремонтировали еще дважды, потому как Павел ради повышения степени сжатия стачивал головку блока. Из-за возросшей нагрузки при условии далеко не нового коленвала и несоответствия зазоров во вкладышах, последние проворачивало. Двигатель пришлось заменить на такой же – только очередного поколения. «Заодно» поменяли и автомобиль.
«Труена» оказалась несчастливой. На ней Павел попал в 12 аварий за один год, причем безо всякой его вины. Несчастья тем не закончились. Автомобиль снабдили «новым», контрактным двигателем и отдали на СТО для установки «чарджера» (мощности заводского 4A-GE гонщику стало мало). Горе-мастера, взявшиеся за дело, не сумели смонтировать компрессор. После всех неприятностей Павел решил машину продать.
Тем более, что он к тому времени обрел свою мечту – 70-ю «супру», пусть 1G–GEU, не «турбовую», зато с МКПП и «живым» кузовом. Работы начались сразу же. «Больное» место «уставших» спорт-каров – двигатель и подвеска. За подвеску и принялись в первую очередь.
Чтобы повысить управляемость автомобиля, а водителю придать уверенности на резких виражах, все сайлент-блоки (кроме «плавающих»), а их 28, заменили на прочные и жесткие, полиуретановые (микросмещений внутри таких сайлент-блоков меньше, и в результате – меньшее гуляние углов развала/схождения при нагрузках в повороте). «Стоковые» амортизаторы заменили на желтые бильштейновские («желтый» Bilstein – тюнинг-амортизаторы, для подвесок, доработанных с уменьшением дорожного просвета). Крены стали заметно меньше. Попутно автомобиль «тестился» на скорость. Результат – 2-е место в «стрите» (гонка по городу из точки А в точку В), одно из доказательств не зря проделанных работ. А затем принялись за то, ради чего и приобретался автомобиль: замена двигателя на «турбированный» агрегат 1JZ-GTE.
По городу из точки А в точку В |
В гараже у Павла была уже и коробка от 80-й «супры» (w58), способная «выдерживать» высокий крутящий момент и до 450 л.с., однако при установке оказалось, что коробка несовместима с приобретенным сцеплением Clutch Masters. Новая «механика», от 70-й «супры» куплена уже с расчетом на 800 л.с.
Когда установили комплект сцепления Clutch Masters, выяснилось, что Павел приобрел бракованный узел. Сцепление не работало, пришлось обходиться «родным».
Эффективная «деятельность» силового агрегата требует слаженной работы всех его частей. Поэтому установка и настройка двигателя, коробки и сцепления длились 5 месяцев – осень и зиму 2005-2006 годов. Контрактных запчастей, между прочим, не достали, и их пришлось заказывать в Японии. А срок доставки – тоже время. Зато риск нарваться на подделку невелик.
Любишь гоняться… Люби в моторе ковыряться! |
Пока собирали двигатель, шли работы по «внешнему-навесному». Для эффективного охлаждения нагнетаемого воздуха смонтировали спереди мощный интеркулер, заказали американский маслорадиатор (в «стоке» его нет). Воздуховоды заменили трубками диаметром 75 мм – от Greddy.
Что же случилось-то? Разберемся! |
Впуск и выпуск варили самостоятельно, потому как добиться нужного «ритма» работы от «стокового» не удавалось (еще бы: как заставить дуть турбину в трубу стоковым диаметром 3 см?). Выпускной тракт модифицировали: приемная труба от supra twinturboR 72 мм, труба 76 мм, резонатор fujitsubo 80 мм, труба 80 мм, глушитель RS-R 80 мм.
Не забыли и про внутреннее убранство. Поставили спорт-сиденья UNP, «штатный» руль заменили на омологированную «баранку» от Sparco, «прикрутили» ручку КПП от RAZO. В «кокпите» также появилось несколько индикаторов-датчиков – и в первую очередь, конечно, давления турбины (от Greddy).
Показатели этих приборов важны для каждого гонщика |
В конце марта 2006 года на радость владельцу состоялся выезд «супры» из гаража. Автомобиль не был еще готов, отсутствовали кое-какие важные мелочи. Однако тест-кружок несказанно порадовал водителя и пассажиров. Двигатель, сцепление, коробка – все работало как надо.
Сочный «бублик» от Sparco |
На следующий день, когда на «супру» поставили недостающие детали и узлы (типа воздушного фильтра, крышек всяческих на двигателе, ремней и пр.), обули в резину Potenza 235/45R17 спереди и 255/40R17сзади, состоялся повторный «выход». Через час «дефилирования» умерла одна из турбин. Замену нашли в рекордно короткие сроки; «Просто повезло», – говорит Павел. Турбину установили, двигатель заново настроили, и автомобиль поехал – да еще как! Нелегальные светофорные гонки Павел выиграл.
Приближалось лето. Повышалась температура за бортом, и давление в турбинах стало стремительно падать, что, конечно, не входило в планы владельца. На «супру» поставили буст-контроллер A’PEXI AVCR. Заодно для уверенности в качестве и количестве топливовоздушной смеси установили и контроллер топлива той же марки. С новым устройством турбина исправно выдавала 0,87 бар (против 0,7 в «стоке»). На официальном открытии сезона по дрэг-рейсингу время «супры» на четверти мили – 14,07 сек. (против «стоковых» 14,7). Примерный расчет количества лошадиных сил закончился числами 300-310.
Но потом снова возникли осложнения с давлением в турбинах; «супра» проигрывала обычным «туркам» (Toyota MarkII/Chaser Tourer V). После детального осмотра подкапотного пространства выяснилось, что слетел один из хомутов патрубка, ведущего от турбины. Неполадку исправили, и давление вернулось в норму.
Однако Павел не стал останавливаться на достигнутом. Ко всему прочему добавили Boost Cut Controller от Greddy, который позволяет снять отсечку по максимальному давлению в турбине (допустимое с «завода» – 0,87 бар).
Еще поменяли редуктор: у прежнего главная пара – 4,5, у нового – 3,7. За счет этого количество переключений на дистанции в 402 м сократилось (если раньше машина финишировала на IV, то теперь на III). Плюс это позволило трогаться с повышенных оборотов (4500-4800 мин-1 против 3800); максимальная скорость выросла с 210 до примерно 300 (расчетная возможная скорость, которую «потянет» трансмиссия). Наддув подняли до 1,1 бар в «боевом» режиме. Результат – quoter mile за 13,796 сек. (отнюдь не в «облегченном» состоянии). И 2-е место в открытом первенстве Новосибирска по дрэг-рейсингу.
У счастливого обладателя громадье планов. «Родные» турбины предстоит заменить на GT-R’овские (Nissan Skyline), а значит, для охлаждения воздуха потребуется увеличенный интеркулер. На место «стоковых», сильно греющихся тормозов встанут механизмы с 4-поршневыми скобами от Toyota Century. «Несчастливое», часто рвущееся сцепление поменяют на усиленную органику (владельцу хочется оставить себе хоть чуть-чуть комфорта). А на место амортизаторов встали регулируемые по высоте и жесткости HKS Hypermax II – для «чуткой» управляемости; само собой, будет продумываться жесткость по осям. И конечно, уже закуплена закись азота.
Автомобиль покрасят заново – в «глухой» черный цвет. Тяжеленный капот задумано заменить пластиковым, а задние крылья расширить под «ковку», которая «торчит» почти на 6 см.
А сейчас тюнинг-аппарат порой проносится по городу, пугая окружающих 1,5-метровым пламенем, вырывающимся из трубы при резком старте.
«Выпуск» внушает уважение |
Черная красавица Supra входит в рейсерскую команду, которая будет представлять наш город на Абсолютной Драг-битве по середине России – Drag team exe, на «разогреве» – в гонке «Татышев рэйсинг».
Ну и как после стольких трудов-то и не подымить в удовольствие? |
Новосибирск DragTeam EXE – это сборная команда спортсменов города Новосибирска, которая будет защищать честь Новосибирской области на соревнованиях по дрэг-рейсингу в нынешнем году. Многие члены команды уже неоднократно занимали призовые места на мероприятиях различного уровня в предыдущих сезонах. В сезоне 2007 года команда предполагает участвовать в соревнованиях таких городов как Новосибирск, Красноярск, Барнаул.