Фото автора
Три с небольшим часа от московского Шереметьево-2 до Лондона на борту «боинга» пролетели незаметно. Пройдя таможенные процедуры в самом загруженном аэропорту Европы – Хитроу (Лондон), – я оказался на привокзальной территории.
Мне предстояло добраться до провинциального города Нортхэмптон – в 50 с небольшим милях (около 80 км) от Лондона. По английским меркам, расстояние вполне приличное.
Карта и прилагавшийся к ней транспортный справочник, предусмотрительно купленные в вокзальном киоске, не подвели. Ознакомившись с маршрутом, который мне предстояло проделать, вижу, что добраться до Нортхэмптона можно как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Выбираю автомобильный – не только потому, что выступаю здесь от журнала «Турбо». Еще и оттого, что – вопреки ожиданиям – междугородный автотранспорт оказался здесь гораздо выгоднее и удобнее.
Объясню. Если вы впервые в Британии и слабо (или совсем не) владеете английским, разобраться в схеме лондонского метро (куда можно попасть, не выходя из здания аэропорта) трудно. Лондонская подземка мало того что поделена на так называемые «зоны», – при переходе из одной зоны в другую нужно приобретать другой билет. Линии метро очень протяженны. Так, дорога от станции «Аэропорт» до железнодорожного вокзала, с которого идут поезда до Нортхэмптона, занимает около 1,5 часов и обходится в 5 фунтов (примерно 250 руб.).
Знаменитый Тауэрский мост |
Представьте продолжительность и стоимость поездки до железнодорожного вокзала городским автобусом или такси. К примеру, 3-4 остановки на городском автобусе выскочат в 1,5 фунта (75 руб.). Прикинуться «зайцем» в городском автобусе невозможно. Там только одна дверь – напротив водителя; при входе он спрашивает, до какой остановки ехать, и в зависимости от расстояния пробивает чек – за деньги. Поезда до Нортхэмптона идут каждый час, время в пути около 2 часов, и с вас запрашивают 20 фунтов (1100 руб.).
Можно добраться туда и быстрее – за 1 час 45 мин. – на комфортабельном междугородном автобусе. Посадка – на станции около «здания» аэропорта, плата – 15 фунтов (… в общем, считайте).
«Здание» аэропорта здесь – отнюдь не то, к чему мы привыкли в России, а несколько огромных терминалов колоссальной площади. Но все равно найти автобусную станцию несравненно проще, чем блуждать по лондонской подземке. Поездка на междугородном автобусе выявила еще одно немаловажное преимущество для иностранца, впервые оказавшегося в Англии. Есть возможность оценить дороги, ритм междугородного движения – и окружающие красоты. Ведь из окна поезда вы вряд ли увидите что-нибудь кроме кустарника вдоль железнодорожного полотна и мелькания станций.
Великолепие лондонских фонтанов |
Автобус плавно трогается. Через 15 мин. движения по городу водитель выруливает на так называемую «орбиту» – кольцевую автостраду вокруг Лондона. Городов по пути до Нортхэмптона немного, и расстояния между ними невелики. Но плотность движения днем на межгородском пространстве сопоставима с потоком в час пик в будни на Красном проспекте (Новосибирск) – с одной лишь разницей. У них автомобили идут со скоростью не менее 60-70 км/ч, не останавливаясь. Никто никого не обгоняет и не подрезает, никто не сигналит. Так безо всяких приключений с двумя 15-минутными остановками в крупных городах мне удалось добраться до пункта назначения.
Автобусная станция Нортхэмптона расположена в центре города. Выйдя на волю, сразу окунаешься в ритм городского движения. Улицы старого города очень тесные, и автомобильные потоки идут в один ряд. Ближе к перекресткам отделяются дополнительные полосы. И здесь все та же непривычная россиянину картина: никто никого не обгоняет. Мало того. За все время пребывания в Нортхэмтоне (2 недели) мне – вы не поверите! – не довелось услышать ни одного звука клаксона, увидеть ни одной аварии. Думаю, в Новосибирске при такой плотности автомобилей, как в Англии, и с нашей культурой вождения движение просто остановилось бы…
Легкоузнаваемое английское такси |
Мой отель находился на окраине города. Переходя через дорогу, я остановился на тротуаре, пропуская автомобиль (за которым – заметьте! – другие машины не шли). К моему удивлению, водитель затормозил и жестом предложил мне перейти дорогу. Не скрою, испытываешь легкий «культурный шок». Вообще первое время переходить проезжую часть непривычно: ведь движение левостороннее, и смотреть нужно сначала направо.
Отдохнув, отправляюсь на поиски салона по прокату автомобилей. Таких в Нортхэмптоне оказалось несколько. Модельный ряд в салонах примерно одинаков: недорогие (преимущественно новые) машины японских марок и изрядно потрепанные «европейцы». Условия аренды сильно различаются. В одном из салонов требуют залог в 500 фунтов и предъявления кредитной карты – и чтобы не меньше 2 тыс. фунтов. Причем стоимость проката малолитражки – 75 фунтов в сутки, а бензина в бак зальют только до ближайшей заправки. В том же салоне мне что-то толковали насчет водительского удостоверения (обычные российские пластиковые права) – в плане их действительности на британских дорогах. Понятное дело, их правила мне не подошли. В других местах условия аренды помягче. В одном из салонов мне предложили Nissan Micra 2004 года выпуска с наполовину заправленным баком – за 50 фунтов в сутки; в залог взяли всего сотню. Никто не потребовал кредитной карты, а мое водительское удостоверение вопросов не вызвало. Причем салон по своему виду и выучке персонала намного презентабельнее, чем первый. Менеджер вручил мне справочник с адресами и телефонами салонов в других городах, где можно сдать автомобиль, если не с руки возвращаться в Нортхэмптон.
Презентация мототехники проходит даже в супермаркетах |
Компактный 5-дверный «хэтчбек» с автоматической КПП внутри оказался удивительно просторным. Малолитражный движок порадовал своей резвостью. Честно говоря, перед выездом за ворота возникло некоторое волнение, так как рассекать по дорогам с левосторонним движением мне предстояло впервые.
Однако как только выехал на городскую дорогу, понял, что волновался напрасно. Размеренный ритм городского движения успокаивает. На одной из улиц из-за припаркованных возле тротуаров машин разъезд с встречным транспортом оказался затруднен. Водитель встречного автомобиля приостановился и любезно предложил мне ехать первым. Такое поведение британских водителей – норма. Начинаешь думать, что уступить дорогу встречному водителю – при равном праве на проезд – у англичан дело чести. Нам бы с них пример брать!
Ехать предстояло в соседний Бирмингем; повсюду указатели, заблудиться трудно. Мы с «микрой» без затруднений выехали за город в нужном направлении. Вскоре из однополосной дорога превратилась в 4-полосную в каждом направлении, с разделительным газоном посередине. Но плотность движения едва ли не нарастала. Средняя скорость движения очень высокая. Тут главное – успевай читать информационно-указательные знаки, чтобы держать направление и вовремя перестраиваться на нужные полосы перед дорожными развязками. Что мне удавалось без особого напряжения. Через час мы прибыли в Бирмингем.
Возвращаться пришлось вечером, когда уже стемнело. Особенно мне понравился вид разделительной полосы. В нее вмонтированы ромбовидные катафоты, которые, отражая свет фар, подмигивают красными огоньками, напоминая взлетную полосу.
Автомобильный мир Англии многообразен. Такое впечатление, что здесь можно встретить на дороге любой автомобиль, когда-либо выпускавшийся в мире. Мне попадались и 3-колески, и электромобили, и наши советские (с правым рулем) ВАЗ-2104, ВАЗ-2121 «НИВА», ВАЗ-2108. Очень много кабриолетов. Но, как говорится, лучше один раз увидеть…
Мой вам совет, дорогие читатели: соберетесь в путешествие по Великобритании, особенно в компании из 3–4 человек, смело берите напрокат авто. И – вперед, навстречу приключениям.