Первопроходец из прошлого. Тест-драйв Jeep Compass

Тест-драйв Jeep Compass

Фото Владимира Новицкого

Полноприводники SUV – интересный для молодежи вариант. Солидное авто, способное забраться в какое-никакое бездорожье, причем обладая внешностью и подвеской комфортного седана, – вот что нужно покупателю. В ответ на запросы готовятся соответствующие предложения. Новый (и первый) «паркетник» от Jeep – Compass.

тест-драйв Jeep Compass

Из истории

Вряд ли Джон Виллис предполагал, что его имя войдет в историю в связи с армейским внедорожником. Автомобиль без дверей и крыши, на «зубастых» колесах, проезжающий там, где такие в принципе не ездят, скачущий аки козлик на кочках и играючи преодолевающий крутые подъемы. А главное, совсем не похожий на элегантных предвоенных «европейцев».

В 1908 году Дж.Н. Виллис приобрел завод, производящий «Оверленд». Причем, сохранив марку, Виллис все же дал некоторым моделям свое имя.

В 1939 году генеральным директором «Виллиса» стал Джозеф В. Фрезер. Ему удалось заполучить выгодный военный заказ – наладить производство легких полноприводных машин для армии. Конструкция почти забытой ныне марки «Бэнтам». После легкой модернизации в 1941 году «Бэнтам-BRC» превратился в «Виллис-МА» и – почти сразу – в усовершенствованный «Виллис-МВ», который предстал в Европе с открытием 2-го фронта. На машине массой 1020 кг стоял 4-цилиндровый (2,2 л) 60-сильный мотор. По классификации, принятой в армии США, «Виллис» попал в разряд автомобилей общего назначения – что по-английски звучит как «дженерал перпоз» (сокращенно джи-пи – gp). Американцы непостижимым образом превратили сокращение в джей-пи (jp). Так родилось прозвище «джип» (jeep), ставшее столь популярным, что после Второй мировой войны фирма «Виллис» сделала его официальным названием модели. Мало того, «джипами» стали именовать все легковые «вседорожники».

тест-драйв Jeep Compass
Cзади – типичный Jeep

Генная инженерия

Внешностью новый Compass обращен к предкам. Дизайнеры, разрабатывая экстерьер автомобиля, позаботились о сохранении «фамильной» решетки радиатора, разделенной семью прорезями, круглых фар и трапециевидных колесных арок. С другой стороны, измененный наклон ветрового стекла, «волнистый» капот, выраженные «мускулы» крыльев придают автомобилю вполне современный и спортивный вид. Правда, на первый взгляд Compass низковат для своего предназначения. Несчастные 200 мм клиренса лишают его многих возможностей. Хотя, по сравнению с одноклассниками… Нам достался автомобиль с бензиновым двигателем, с подключаемым электроникой задним мостом и бесступенчатым «автоматом» с возможностью принудительного переключения.

Боекомплект

По комплектации Compass предлагается в 3-х вариантах: стандарт и 2 пакета опций: P1 и P2. Различаются они набором электроники и отделкой салона (самый «богатый», Р2 – дарит покупателю кожу, аудиосистему с ченджером на 6 дисков и сабвуфером, а также Driver Convinience Group – зеркало заднего вида с затемнением и мониторинг давления воздуха в шинах). Наша комплектация – Р1, вдобавок к стандарту здесь подогрев сидений и круиз-контроль.

Тест-группа сразу оценила удобство посадки. Несмотря на умеренные габариты «джипа», устроиться в «компасе» очень легко, а главное удобно, причем всем. Места для ног и головы много не только в «ширину», но еще и в «длину». Вы не окажетесь в положении «коленки к подбородку». А теперь по порядку.

тест-драйв Jeep Compass
Конечно, дверной  «проем» не велик…

Водительская посадка на высоте, во всех смыслах. Отличная боковая поддержка корпуса и несколько регулировок. Для эффекта «ковша» не хватает только «лямок» – спортивных поясов безопасности.

Четырехспицевый руль с фирменной символикой ложится в руки. Из-под него выглядывают привычные «рычаги» управления фары/поворотники и еще один – для круиз-контроля, коим оснащена тест-версия.

тест-драйв Jeep Compass
…но за рулем более чем просторно

Довольно-таки крупная «баранка» не перекрывает приборы: 4 красных стрелки на белых циферблатах четко выдают информацию. Сенсорные «маячки», указывающие на незакрытые двери, остаток бензина и пр., – ярко-зеленые. Они эффектно контрастируют со стрелками и позволяют концентрировать внимание на нужных показателях. Удобный рычаг КПП с фирменной символикой легко скользит по зигзагообразной кулисе. Чуть выше взгляд привлекает центральная консоль, не перегруженная клавишами и кнопками. Магнитола, переключатели и дефлекторы кондиционера, кнопки подогрева сидений – вот, собственно, и все.

тест-драйв Jeep Compass
Более чем достаточно и длинноногим пассажирам

Задним пассажирам теплой «сидушки» не положено, зато есть воздуховоды кондиционера, так что мерзнуть не придется. Разместиться нетрудно и втроем – для среднего седока даже подголовничек предусмотрен. Для удобства пассажиров по всему «периметру» салона раскидано множество полочек и кармашков для мелочей. Кресла складываются, увеличивая и без того не маленькое погрузочное пространство.

тест-драйв Jeep Compass
Легким движением руки…

Примечательно, что техника безопасности у «паркетника» идет не в виде опций, а как стандартное оснащение: спереди продвинутые «подушки» безопасности с несколькими алгоритмами срабатывания, дополнительные оконные (надувные) «шторки». В помощниках у водителя ABS, способная распознавать дороги с неровным покрытием, противобуксовочная система, электронная программа динамической стабилизации (ESP), серво-бустер тормозов и электронная система предотвращения переворачивания.

Штурмовик

Тест-версия оснащена рядным 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 2,4 литра с регулируемыми фазами впуска и выпуска, который разработан в содружестве с компаниями Hyundai и Mitsubishi. Он развивает мощность в 170 л.с., что отнюдь не мало для «паркетника» снаряженным весом в 1660 кг. «Джип» легко разгоняется и уверенно держит скорость; а его двигатель отвечает нормам Евро 4.

«Коробку» просто не ощущаешь: поставил на D и ни о чем не задумываешься. С одной стороны, дополнительный комфорт, с другой – расслабляет. Интересно испытать другую версию: с 5-ступенчатой механической коробкой.

На дороге и «легком» бездорожье Compass ведет себя вполне уверенно. Автомобиль не раскачивается на мелких неровностях, а на крупных кочках лишь подпрыгивает, быстро возвращаясь в положение равновесия. Подвеска независимая, спереди – McPherson, сзади – на двойных поперечных рычагах («пространственная» конструкция). Дисковые тормоза эффективно работают на любом покрытии, что укрепляет уверенность водителя в своих силах.

тест-драйв Jeep Compass
Трансмиссия Jeep Compass
1 – опора раздаточной коробки; 2 – раздаточная коробка; 3 – карданный вал; 4 – многодисковая муфта; 5 – задние полуоси; 6 – задняя главная передача;
7 – передние полуоси; 8 – промежуточная опора карданного вала; 9 – опоры главной передачи;
10 – опора главной передачи.

Что касается привода и иже с ним. Конечно, электроника управления трансмиссией 4WD – хорошее дело, потому как датчики «почувствуют» пробуксовку и подключат заднюю ось куда как быстрее, чем человеческие пальцы. При резкой подаче газа муфта сама блокируется, чтобы снизить из-за передозировки крутящего момента риск пробуксовки передних колес, что особенно полезно на скользких дорогах. И главное, муфту можно принудительно заблокировать – для этого нужно потянуть вверх хромированный рычажок. Это позволило нам безбоязненно преодолевать снежную целину. Хотя бездорожье штурмуется не слишком бодро. В общем, на любителя.

тест-драйв Jeep Compass
Подъем в горку – плевое дело

Машина времени

Compass – первый «паркетник» от Jeep, рассчитан на молодежь, которой нужно много и сразу. По цене порядка 30 тыс. Евро покупатель получает «полноценный» спорт-хозяйственник в нехилой комплектации. Правда, на дизайн придется искать тех, кому импонируют круглые фонари, отбрасывающие тени в прошлое.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип кузова 5-местн., 5-дверн.
Снаряженная масса, кг 1660
<Двигатель: бенз., 4-цил., рядный
Рабочий объем, см3 2400
Макс. мощность, л.с. 170
Макс. крутящий момент, Нм 220 при 4500 мин-1
Трансмиссия: передний привод с системой электронно-подключаемого полного привода
Коробка передач: автоматическая бесступенчатая CVT II
Макс. скорость, км/ч 185
Разгон до 100 км/ч, сек. 11,3
Расход топлива, городской цикл, л/100 км 11,5
Размеры, длина/ширина/высота, мм 4405 / до 1810 / 1630
Колесная база, мм 2635
Дорожный просвет, мм 200

 

Владимир Новицкий
за рулем c 1991 года,
ездит на автомобиле Suzuki Escudo

Само собой, новая модель Jeep не оставит равнодушными приверженцев старой доброй марки. Кому-то она понравится, а кому-то – не очень. В любом случае, на взгляд Compass трудно спутать с какой-либо другой машиной и можно смело назвать пра-пра-внуком «виллиса». Но сходство родственников только внешнее (круглые «подслеповатые» фары, высокая решетка фальшрадиатора и слегка «раздутые» передние/задние крылья). И, конечно, фирменные «шильдики» – Jeep. Видимо, отдавая дань названию, дизайнеры выбрали круглые фары и стреловидные «поворотники». Многие находят такое решение нелогичным, хотя у меня оно протеста не вызвало. Передний и задний бамперы довольно массивные, что в определенных условиях может привести к нежелательным результатам.

Посмотрим, как Compass выглядит на ходу. Все 5 дверей открываются-закрываются как по прописям (боковые – по ширине, багажная – по высоте). Ручки задних дверей расположены вертикально – прямо на стеклопакете. Не очень привычно.

Оформление салона мне тоже понравилось. Угловатые грани интерьера выполнены определенно в спартанско-джиперском стиле, однако все уютно и функционально. Передние сиденья с подогревом – хоть и без выраженной боковой поддержки, но удобные. Подстроив их под себя, сидишь плотно и уверенно. Понравились боковые зеркала заднего обзора: оптимальный размер.

В тех условиях, в которых мы тестировали Compass (заснеженная целина, прочищенная трактором дорога), он показал себя с лучшей стороны. По-моему, «кроссовер» подобного класса сядет там на первом же круге, а у нашего даже бамперы не шаркали по плотному насту. В нормальных условиях движения машина переднеприводная, но когда резко придаешь «газ», электронноуправляемая многодисковая муфта сжимается, распределяя тем самым крутящий момент между двумя осями, – чтобы уменьшить пробуксовку ведущих колес. А между передними сиденьями есть маленький рычаг, который позволяет заблокировать ту самую муфту жестко и принудительно (что мы и сделали), и тогда Compass показал «дедушкин нрав». Молодец: гребет всеми четырьмя 17-дюймовыми «лапами»! В управлении «джип» понравился на все 99%; на укатанной дороге посмотрели, как он ведет себя на приличной скорости. Хорошие управляемость и плавность хода. На порядочной кочке он практически оторвался передними колесами от покрытия, полностью выбрав ход отбоя. А потом быстро, без «клевков» вернулся в рабочее положение; классная работа подвески.

Маркетологи позиционируют Compass как авто для дам. Не спорю, в наших непростых условиях женщинам нужен надежный 4-колесный друг: гололед преодолеть, выехать после снегопада со двора или отправиться на пикник, где нет дорог с усовершенствованным покрытием. Но разве мужчине повредит то же самое?

 

Редакция благодарит автосалон «АВТОСТАРТ» за предоставленный автомобиль