Как всегда в последнее майское воскресенье состоялся заезд на 500 миль (804,5 км) по легендарному треку Indianapolis Motor Speedway, штат Индиана. Уже в 92-й раз – с 1911 — в его славной истории! Прямоугольный «овал» длиной в 2,5 мили (4022 м) по прозвищу «старая кирпичница» с 4-я профилированными под 9-12° виражами. Скорости здесь фантастические: рекорд в квалификации – 382,2 км/ч (в среднем на 4 кругах!) — держит с 1996 голландец Arie Luyendyk.
Культовый «овал» Indianapolis Motor Speedway |
Нынче результаты скромнее: быстрейшим в квалификации стал новозеландец Scott Dixon (бортовой № 9) из команды Chip Ganassi Racing: лишь 364,2 км/ч. Двигатели ограничивают: в американской гоночной серии IndyCar все ездят теперь с 3,5-литровыми хондовскими «восьмерками» HI7R Indy — без вариантов. (Между прочим, единственный 8-цилиндровый двигатель от Honda Motor). Моторы работают без наддува и развивают на спиртовом топливе (питьевой этанол) за 650 л.с. Обороты двигателей лимитированы (через ЦПУ) «планкой» в 10500 мин-1, что способствует их долговечности и надежности в гоночной эксплуатации.
Передний стартовый ряд |
Второе квалификационное время показал партнер Скотта Диксона по команде, британец Dan Wheldon (бортовой номер 10), который уже побеждал здесь в 2005. На 3-й стартовой позиции оказался австралиец Ryan Briscoe (команда Penske Racing, № 6); как видите, состав участников в высшей степени международный. Лучшим во 2-м ряду стал бразилец Helio Castroneves (тоже Penske, № 3), который уже выигрывал Indi 500 – в 2001 и 2002. Из американских пилотов лучшее время показал… То есть, показала … дама — 26-летняя Danica Patrick (команда Andretti Green Racing, № 7). Зачетные круги она пролетела в среднем темпе 362,35 км/ч; интересно, достигал ли кто-либо из пилотов Формулы 1 такой – пусть мгновенной — скорости? Хоть на 10 секунд…
С.Диксон и Д.Уэлдон |
Вообще-то нынче в заезде участвовали аж три дамы-пилота: кроме Дэники Пэтрик еще американка Sarah Fisher (команда Sarah Fisher Racing, № 67, 22-я в квалификации) и гонщица из солнечной Венесуэлы Milka Duno (Dreyer & Reinbold Racing, № 27-я). Из 33 допущенных на старт; между прочим, сквозь сито квалификации пробились далеко не все те, кто готов рискнуть головой на скоростном «овале».
На глазах 250+ тыс. зрителей болиды в 11 рядов (по 3 бок о бок) прошли разгонный круг – и гонка началась. С.Диксон, Дэн Уэлдон, Райэн Бриско, бразильцы Tony Kanaan (Andretti Green Racing, № 11) и Элио Кастроневиш. В роли pace car выступал Chevrolet Corvette Z06, за рулем которого не кто иной как двойной победитель Indy 500 и 2-кратный чемпион мира по Формуле 1 Эмерсон Фиттипальди! Славный «Эмо» (ему идет 62-й год); гонка в Индианаполисе – грандиозное представление.
Д.Пэтрик долго держалась в первой «десятке» |
Здесь выигрывает самый выдержанный и терпеливый – из быстрейших, конечно Однако С.Диксон не стал выжидать и сразу сделал серьезную заявку на победу. Вперед со старта, а ведь 2 сотни безумно скоростных кругов продержатся заведомо не все. Первым с пробега сошел Graham Rahal – 19-летний (!) сын известного автогонщика Бобби Рэхала, победителя Indy 500 в 1986. Мальчишка, но у него уже есть победа в серии IndyCar! А здесь он зацепил барьер безопасности (под 375 км/ч) и подчистую стесал правый борт своего болида (№ 06). Видимо, в другой раз…
№ 67 незадачливой Сары Фишер после встречи с болидом невезучего Т.Кэнаана (которого оформил М.Андретти) |
Смены лидерства, pit-стопы, «желтые» флаги (обгон запрещен). Этиловый спирт двигатели расходуют (в литрах) гораздо быстрее, чем бензин. Отсюда особенно частые дозаправки по ходу Indy 500 – порой с приключениями. Скажем, пожар на pit-стопе (39 круг), когда загорелся болид № 2. Его пилотировал A.J.Foyt IV – потомок легендарного Энтони Дж.Фойта, 4-кратного победителя в Индианаполисе. Ничего особенного: потушили, Э.Дж.Фойт-мл. продолжил гонку и финишировал 21-м (за пределами официальной классификации).
В.Мейра близок к заветной победе… |
…но отмашку «клетчатого» флага первым принимает блестящий С.Диксон |
В конце I половины дистанции лидерство у С.Диксона отобрал 33-летний Тони Кэнаан – один из главных претендентов на успех в Indy 500. Ненадолго: на 106 круге его «забодал» молодой Marco Andretti (Andretti Green Racing, № 26). Между прочим, внук знаменитого Марио, который выиграл гонку в 1969. Марко даже и не задел болид Тони (прикол в том, что они выступают за одну и ту же команду), а лишь вспугнул его угрозой «силового» контакта. Т.Кэнаан взял чуть выше в вираже – и барьер безопасности. После бразилец недовольно ворчал по поводу манер младшего партнера…
С.Диксон с лаврами триумфатора и призовым молоком |
Д.Патрик долгое время шла 6-7-й; затем стала отставать и отступила на 11-ю позицию (секундах в 10-11 от лидера). А после 171 круга ее совсем не по-джентльменски вывел из игры Р.Бриско – протаранил прямо на pit-лэйн. В борьбе за серебряный кубок не до церемоний. А за 4 десятка кругов до финиша вперед вырвался бразилец Vitor Meira (Panther Racing, № 4) – в полусекунде отрыва от С.Диксона. Неужели победителем Indy 2008 станет Виктор? Нет, на 176 круге «киви» вновь захватил лидерство, и хотя долгое время разрыв между соперниками оставался в пределах одной секунды, но близок локоть… С.Диксон первым принял отмашку «клетчатого» флага – в каких-то 1,75 сек. отрыва от В.Мейра; таков Indy. Инцидент с Т.Кэнааном не помешал М.Андретти финишировать 3-м; многообещающий талант. На 5 кругов отстал Buddy Lazier (ему 41-й год), победитель Indy 500 в 2000. Бадди Лэзье стартовал здесь в 16-й раз; видимо, лучшие времена ветерана уже позади.
Д.Пэтрик: когда же победа? |
Заезд продолжался чуть не 3½ часа – на таких-то скоростях! В итоге классифицированы всего 20 пилотов из 33; остальные пали «жертвами» (без сколько-нибудь серьезных последствий) требовательного «овала».
Интересная получилась гонка, и обозревателям еще долго обсуждать ее уроки. А сейчас все внимание герою дня: pole-позиция, лидерство на протяжении абсолютно большей части дистанции – и победа. На редкость убедительный успех. В историческом списке Indy 500 появилось новое имя: С.Диксон. Ему скоро 28; между прочим, Скотт стал первым «киви», выигравшим культовый 500-мильный заезд. В торжественную процедуру награждения входит традиционная бутылка молока (никакого шампанского). И 46-сантиметровая копия кубка BorgWarner (оригинал насчитывает 1,5 м в высоту, в нем 68 кг высокопробного серебра) – плюс без малого 3 млн долл. призовых. А в целом призовой фонд Indy 500 достиг нынче почти 14 млн; тут есть, за что побороться.