Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – VIII

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – VIII

Фото автора

Неизвестная Даурия – 2007

Первое испытание поджидало «группу прорыва» через 2 километра… Отвернув от просеки, проходящей между лесом и болотом, по мягкому и сухому мху мы ехали в сторону разведанной старой дороги. И тут у «Нивы», в которой недавно была поставлена на место выпавшая из переднего моста «граната», — поломка.

Снова передний мост. Неужели опять вылетела «граната» из редуктора? Веселое начало экстремального путешествия!

Найдя подходящее для отдыха и ремонта место, ставим лагерь. Дамы занимаются приготовлением ужина, мужчины – ремонтом машины. Поскольку накатывает ночь, на «сервисную станцию» выводим весь свет, чтобы можно было работать и в темноте.

Неизвестная Даурия – 2007

Заново разбираем передний привод. Достаем техническую литературу. Тщательно читаем инструкции по ремонту «гранат» и внимательно рассматриваем картинки в «мануалах». Понятно, что «граната» выпадать не должна. Обязаны быть фиксаторы или стопоры. Но в инструкциях и на картинках они не указаны! На самой «гранате» замечаем фаски; значит, крепеж должен быть! Еще раз осматриваем весь привод и находим(!) «стопор», который лежал в мосту! Оказывается, еще при ремонте «Нивы» под Нерчинским Заводом, при сборке его забыли поставить на место. Удивительно, что «граната» не выпала намного раньше! Собираем привод, ставим «гранату», фиксируем ее кольцами и надеемся, что подобная поломка больше не повторится!

Вторник, 17 июля. Утро. Готовимся к тому, что путешествие может затянуться. Все продуктовые запасы экипажей складываем в общую «продуктовую корзину». Ответственной за нее назначаем Валентину Куликову. Всю еду — под строгий контроль! «Пайки» будем делить поровну. Консервов, сахара и кофе вполне достаточно, крупа-лапша тоже имеется. Сухарей – минимум. Хлеба нет. Что ж, будем плото завтракать и ужинать, а в обед обходиться чаем и спонсорским «МакКоффее» с печенюшками. В общем, с голоду не погибнем…

Неизвестная Даурия – 2007

Вводим режим экономии горючего и железное правило «Остановил машину – выключи двигатель!». Каждый водитель обязан строго следить за расходом топлива.

Связываемся по рации с уехавшей группой. Связь уже плохая: сказывается рельеф местности. Они уже преодолели две горки и готовятся идти на самый сложный подъем – «лысую горку» у Худжеринги! Желаем друг другу удачи. Связи между нашими группами больше не будет. Мы станем слишком далеки друг от друга…

Разложив продукты по машинам, едем к разведанной дороге. Проезжаем вдоль приболотной гривы и сворачиваем на седловину. Здесь сухо. Отчетливая дорога. Старая, прекрасно сохранившаяся колея. Правда, много поваленных деревьев. Пропиливаем себе проезды.

Перевалив через вершину, скатываемся к болоту с тремя пересекающими его ручьями. То самое, Медвежье. Идя по просеке, мы оказались бы здесь в лучшем случае через два дня. Сейчас мы затратили часа три! От пограничной просеки до нас метров триста.

Решаем проходить болото по старому «тракторному» следу. Это единственный, в районе ближайших двухсот метров, приличный участок. Но и на нем мы теряем уйму времени.

Два первых ручья текут параллельно, приблизительно в метре друг от друга. Первый чуть шире второго, около двух метров. Берега ручьев – ступеньки высотой сантиметров семьдесят. Получается, что между двумя ручьями высокий и плотный островок-вал. По краям топко.

Решаем первым запустить на штурм ручьев Медвежьего всепроходимый УАЗ. Он высокий и легкий, поэтому просто «обязан» перескочить ручьи с островком. А уже на той стороне, на ровном месте, мы сможем использовать его как якорь.

УАЗик сползает в первый ручей. При «выходе» на островок подкладываем под его передние колеса полутораметровые титановые мостки. Забравшись на вал, УАЗ перекатывается во второй ручей и… повисает на брюхе. Болтается как на качелях. Ощущаем нехватку сэнд-треков.

Неизвестная Даурия – 2007

Скатываем УАЗ на исходную позицию. Подкапываем высокие береговые кромки. Вперед! Но ситуация повторяется: машина виснет. Снимаем со всех машин «запаски». Закладываем ими второй ручей, борясь с напором воды и плавучестью надутых колес. Сверху на конструкцию укладываем деревянные мостки…

Неизвестная Даурия – 2007
Неизвестная Даурия – 2007

С пятой попытки УАЗ переезжает на противоположный берег! Остальным теперь будет намного проще.

Третий заболоченный ручей — почти у самого берега. Проходим его, цепляясь за растущие на берегу деревья.

Неизвестная Даурия – 2007

Медвежье за спиной. Небольшой перерыв (чай-кофе), и мы выходим на очередную седловину со следами колеи и типичными завалами.

Вечером наша колонна проезжает место ночевки первой разведки! За день мы прошли 6!) километров; впечатляющий результат! До этого нам удавалось пройти в лучшем случае 1-2 километра…

В болоте находим старый вездеходный след, ведущий к распадку, где первая разведка нашла направление в сторону реки Куя.

Вечер. Решаем проехать метров триста далее того места, где останавливалась первая разведка, на сухое место у охотничьего домика. Эти три сотни метров мы преодолеваем… 4 часа!

Колея топкая. По ней, предварительно спустив до критически низкого давления в шинах, пошел «Командор». Более сухой, но ужасно кочкарной «дорогой», рядом с основной колеей, пошел Булгаков. Все остальные работают у них штурманами. Бегаем, цепляя-перецепляя лебедки и подкладывая-перекладывая мостки.

Неизвестная Даурия – 2007
Неизвестная Даурия – 2007

Стоит солнцу скрыться за ближайшими горками, как становится безумно холодно. Вода покрывается корочкой льда! Надеваем теплые вещи, но в резиновых сапогах мерзнут ноги, а в мокрых перчатках — руки. Бегаем-греемся…

За проехавшего 200 метров вперед «Командора» лебедятся идущие следом «Аболтус», УАЗик и «Нива». Подтягивают себя почти к нему. Время — около двенадцати; темно. Решаем протянуть до сухого места одну машину. А уж потом, размотав все имеющиеся в запасе веревки, вытянуть буксиром остальных.

План срабатывает, и приблизительно в час ночи мы уже все — на сухом месте. Безуспешно пытаемся отогреться у большого костра.

Среда, 18 июля. Встаем рано. Холодно. Легкий завтрак и — в путь. До Куи, по прямой – 8 километров. Машины по самые крыши скрывает кустарник. В нем также прячутся огромные камни-валуны и широкие ручьи, текущие в высоких берегах.

Проходим около двух километров. Наше продвижение останавливает Олег Булгаков, утверждающий, что якобы по навигации мы движемся не в тот распадок! Нужная нам дорога проходит четыреста метров левее. Но там уже вроде как Монголия.

Сверяем карты. По одним мы движемся правильно. По другим картам и по навигации Булгакова – неправильно.

Чтобы не «вильнуть» в сторону, проводим две пешие разведки. Одна группа идет по колее — «нашей дороге»; другая, согласно картам, ищет «правильную дорогу».

Координаты, точки искомой дороги Булгаков забивает в свой ЖПС. Идет со «второй» группой на их поиски. Вроде бы недалеко, какие-то 400 метров, но им приходится лезть на крутые лесистые склоны соседней горы. В итоге — точки ручья совпадают с вершинами горы! «Была река глубокая, стала гора высокая»…

В чем причина сбоя координат? Рассуждаем так. В навигацию компьютера занесены базы с бумажных карт. При сканировании край бумажной карты мог быть неплотно придавлен к стеклу сканера; потом компьютер аппаратными методами выровнял плоскости, но минимальные погрешности остались. Возможно, те самые 400 метров!

Для точной привязки к карте «второй» группе разведки пришлось вернуться на пограничную просеку, пройти по ней и сделать ряд новых замеров, отбив их в ЖПС.

«Первая» группа разведки в это время изучала дорогу до подъема на седловину, за которой нас ждала Куя. По мнению разведчиков, добраться до реки до конца дня мы не сможем: впереди — болото, большие камни.

На обе разведки уходит полдня. Убедившись, что движемся правильно, продолжаем путь.

Идем по распадку вверх, стараясь держаться ближе к левому склону. Распадок постепенно сужается. С каждой сотней метров количество огромных валунов на «дороге» возрастает. Заросшие мхом, они практически неотличимы от болотных кочек. Наскочив на такой камень, можно запросто попортить «ходовку». Камни качаются. Вес человека держат, но под машиной выворачиваются, упираясь своими краями в днище. Несколько раз приходится применять хай-джек, иначе не слезть.

Напрыгавшись по болоту с кочки на кочку в поисках замаскировавшихся камней, штурманы предлагают свой вариант движения. А именно: по неширокой, почти горизонтальной (15-20-градусный крен) «ступеньке» на соседнем склоне. Почему бы нет? Найдя въезд, загоняем на «полочку» 4 машины. «Командор», не желая рисковать (его сильно лифтованная машина не любит больших кренов), вначале идет по каменистому болоту. Но в итоге и он присоединяется к большей группе.

Чтобы двигаться по склону, спускаем давление в шинах с левой стороны, тем самым немного понизив сильный крен. Отвешиваем машины с бортов. Добрым словом вспоминаем опыт Алтайского путешествия 2006 года по тропе Тюнгур-Иня! Не испытай мы тогда устойчивости машин к сильным кренам, психологическую уверенность пилотов в безопасности при подобных уклонах — вряд ли рискнули бы пробовать здесь подобный вариант.

Пилим завалы. Давим подлесок. Даже так здесь идти на машинах проще, чем по болоту!

Неизвестная Даурия – 2007

Сумерки. Пробег дня небольшой: километра четыре. Вымотались до не могу.

После захода солнца становится холодно, но мы уже «привыкли» и почти не обращаем на холод внимания.

Находим подходящую поляну для лагеря. Ставим палатки на пушистый мох и спим, как на перинах – как говорится, без задних ног.

Четверг, 19 июля. Греемся в первых лучах солнца. Хоть сомнения в правильности выбранного пути есть, однако вслух их никто не озвучивает. Стараемся морально поддерживать друг друга. Много шутим. Настроение хорошее.

Связываемся с «Большой землей», с Новосибирском, где нашим координатором становится Александр Семенихин. От него узнаем последние новости. Украинцы и читинцы выбрались к Бальджикану, ремонтируют Шальнева; молодцы! К нам, на разведку в Мензу, выехал «Вадикан». Правда, его по трассе преследуют сплошные поломки, и когда он прибудет на место — неизвестно. Пока он едет один, но в Красноярске к нему должен присоединиться Антон Нерода. Ждем 2-3 машины.

Связываемся с Пашей Бабиным. Он уже в Мензе! Проводит работу с местными жителями, которые все как один утверждают: дальше не проехать. Кроме того, «Баха» вышел на пограничников (в поселке Менза — погранзастава Кяхтинского погранотряда). Раз в неделю они совершают облет границы. Пограничники могут подвезти нам продукты и горючее вертолетом. Помимо прочего, Бабин успел съездить к примерному месту выхода с нашего направления. Дал координаты точки, до которой он смог доехать. От нас до нее около 40 километров.

До зимовья Пограничное (считаем, что от него дорога есть) – 21 километр.

Решаем ехать дальше, до Куи. Сползаем в болото. У вершины распадка камней меньше. Подо мхом — чистый ледник! Теперь понятно, почему здесь так холодно.

Проходим седловину. Поваленные деревья. Экономим бензин и бережем бензопилы — работаем топорами. Где не получается прорубиться, завалы объезжаем. Во второй половине дня переваливаем вершину и оказываемся на стороне реки Куя.

Очередной распадок. Идем вниз. Здесь намного теплее и суше! Солнечная сторона!

Неизвестная Даурия – 2007

Высоченный кустарник. Пересохшие русла ручьев. Машины то и дело зависают.

По сухому грунту и низкому кустарнику огибаем склон. Перед нами открывается удивительная по красоте, подсвеченная светом заходящего солнца большая долина. В середине этого зеленого пространства тонкой извивающейся ниткой, сверкая на солнце, несет свои воды Куя!

Неизвестная Даурия – 2007
ИТЕРНЕТ
Вот она! Серебристой ниткой течет внизу, окруженная со всех сторон красивейшими хребтами. Долина восхитительна в закате солнца.
Место очень и очень красивое! Эта та самая Куя, непроходимостью которой нас пугали. Позже, при очередной спутниковой связи нам скажут, что выхода отсюда нет, мы в каменном мешке, вокруг непроходимые горы.
Но сейчас эти горы как корона окружают восхитительную долину!
Короче, болотом нас больше пугали, чем оно на самом деле. До реки мы добрались, вброд она была по колено, на излучинах – песчаные пляжи. Лагерь разбили под сосной, которая косила под секвойю, встали на песочке, на самой реке, и простояли там еще два дня… пока разведка по горам шастала.
Булгаков О. Полное собрание сочинений

На берегу этой реки нам предстоит прожить несколько дней. За это время мы рассчитываем провести ряд разведок и получить более детальные сведения от наших «агентов», спешащих к нам на поддержку.

Подходящее место для лагеря долго искать не пришлось. На берегу реки находим просто идеальную площадку. Здесь Куя делает поворот, и на отмели намыт большой песчаный пляж. На берегу — одинокая сосна и несколько лиственниц. Поляна окружена высоким «кустарником» карликовой березы! Место — лучше не придумаешь. Вода, дрова, поляна для палаток и машин… После камней и болотных – бугристых и мокрых — пятачков земли это просто райское место!

Неизвестная Даурия – 2007

После ужина — очередной сеанс связи с «Большой землей». Беседы ведет Олег Булгаков.

ИНТЕРНЕТ
19-го вечером в лагере на реке Куя сделали несколько звонков. «Бахе» (Павлу Бабину) с Семеном (Шифрину, «Диверсант»), «Вадикану» (Вадиму Сиваракше), «Сахе» (Александру Семенихину) в Новосибирск. Вести не очень хорошие.
«Баха» добрался до Красного Чикоя в одну машину и начал допросы местных авторитетов (охотоведов и прочее) на предмет направления нашего выхода на Мензу. Авторитеты поведали о «бездонных топях», «непроходимых скальниках». Хребты мы не пройдем и вообще находимся в «каменном мешке» — просто поток позитива!

Семен с ребятами уже выбрался в Читу и уговаривал нас развернуться. Мы ему сообщили, что разворачиваться не намерены. Если он желает поучаствовать в нашей судьбе – пусть сгребается и дует в Мензу, нам в помощь, а если не желает – так и адью!
Надо отдать должное Семену – хоть он и продолжал настаивать на нашем возвращении, но в Мензу прибыл и в нашей судьбе поучаствовал.

«Вадикан» сегодня выехал к нам на помощь, но в Болотном (населенный пункт в Новосибирской области) наглухо сломался и перспективы его туманны. Из еще 4-х экипажей, планировавших двинуться в нашу сторону, никого на данный момент в активе нет…

Так же нам дозвонился «Дядя Саша» (Александр Сухарев) и предложил по своим каналам организовать для нас вертолет МЧС со всеми «печенюшками». Ему мы сообщили, что у нас все О’К – сидим на пляже, загораем. Опасности жизни-здоровью нет. Вертолета нам не надо.

Сейчас и позже, во время связи с «Бахой» и «Сеней», тема вертолета поднималась неоднократно. На что мы упирались, сообщали, что вертолет нам не нужен и предупреждали, что платить за него мы не собираемся. Не тот случай. В конце концов, до Мензы осталось 50 км. Можно на «крайняк» и пешком уйти.
Нашей «поддержке» мы предлагали двинуть от Мензы на зимовье Пограничное (там, по рассказам небезызвестного охотника, должна быть приличная дорога; охотник тут, правда, слукавил — дорога была, но только до середины пути от Мензы до Пограничного).

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Мы хотели добраться до Куи, и мы сделали это!

Ехать назад желания нет: проходить все по второму разу как-то не хочется — раз. Впереди неизвестность, и это интригует — два. Приобрели какой-никакой опыт (а также уверенность в своих силах плюс азарт) — три.

К тому же продуктов и горючего едва хватает только до Худжеринги. Сейчас Менза ближе и туда едут наши люди. После телефонных «разговоров» решаем, что дорогу надо разведывать самим.

У нас есть два варианта направлений: 1-й — вдоль границы на зимовье Пограничное с выходом на Кумыр, далее на Мензу; 2-й — подняться по Куе, перевалить на реку Рыбаковский Менжекен и дальше выйти по Менжекену.

Чтобы выбрать оптимальный вариант, отправляем вперед разведку. Пусть штурманы немного отдохнут. В разведку пойдут два пилота: Олег Булгаков и Евгений Болычев. Их задача — дойти до зимовья Пограничное и попытаться выяснить: что это за «каменный мешок», которым местные жители пугали «Баху» и Семена?

Пятница, 20 июля. Отправляем Олега и Евгения. Снаряжаем их по минимуму, чтобы легче было идти: две(!) баночки консервов и несколько пачек кофе, портативные рации…

Разведчики докладывают о том, где они в данный момент находятся и что видят:

— Два километра можно ехать легко…

— Пять километров. Дорога раздваивается: одна идет по болоту, другая — по склону, как Тюнгур-Иня…

— Восемь километров, — в рации уже сильные помехи. — «Старая дорога», уходит в Монголию. Идем по пограничной просеке на гору… Собираемся идти за «Большую гору» (Цаган-Тологой, 1483 м)…

Связи больше нет! Остается только ждать и надеяться.

Приводим в порядок машины, делаем необходимое ТО, наводим порядок в салонах, пересчитываем продукты. При жесткой экономии (без простоев и дневок) мы протянем 7 дней.

Вводим режим тотальной экономии электроэнергии. Бережем аккумуляторы, чтобы потом, соответственно, не расходовать горючее на их подзарядку. Исключение делается для магнитолы «двух Ленок» в УАЗе. Теперь мы с утра до вечера слушаем подборку детских песенок и «Песен 70-х». Всякий другой репертуар просто «не катит»… Но этот!!! Вечерами мы всей командой подпеваем старым добрым песням «Вместе весело шагать по просторам…» и «Команда молодости нашей…», которая становится гимном нашего путешествия.

Дожди прекратились, установилась сухая и солнечная погода. Днем до +40 градусов! В такую погоду хорошо отдыхать. Девушки принимают солнечные ванны на песчаных берегах Куи, используюя крем для загара, заботливо припасенный «на всякий пожарный случай».

Свой маленький коллектив называем соответственно окружающей обстановке – Куевое племя.

Вечером варим рыбный суп из консервов, название которому придумывается само собой: куевая уха!

Суббота, 21 июля. На рассвете просыпаемся от жуткого холода! Вылезаем из палаток. Перед нами открывается удивительнейшая картина. Над рекой, повторяя ее изгибы, струится густой туман. Трава, кусты, деревья, машины, палатки, вещи – все покрыто слоем белой изморози. В ведре с водой – почти сантиметровый лед! На градуснике -8! Лето кончилось?

С первыми лучами поднявшегося над сопками солнца долина преображается. Резко становится тепло. Буквально на глазах изморозь превращается в густую росу, которая за считанные минуты испаряется. Легкое облачко поднимается от земли вверх и, недолго повисев — растворяется, словно ничего и не было. Снова лето, ясное небо и жаркий день.

Почти 50-градусный перепад температур!!! Рекорд! Гиннесс отдыхает! Мы тоже отдыхаем. Загораем, обсуждаем холодное утро и ждем возвращения разведки.

Вечером начинает нарастать волнение. По нашим расчетам, разведчики уже должны вернуться. Перебираем различные версии их задержки. Встретили наших пограничников и от Пограничного пошли дальше в Мензу? А может, встретили идущих навстречу нам «Баху» и Семена?

В сумерках навстречу разведке выдвигаются отдохнувшие к тому времени два штурмана: Саша Гусев и Павел Мирошников. Этот поступок — скорее для самоуспокоения. Хоть как-то отвлекает от томительного сидячего ожидания. Встречающим повезло: разведчиков встретили за несколько километров до лагеря. И помощь оказалась очень даже кстати! Они измотаны и обессиленные. В рваной одежде. Голодные. Со стертыми ногами. Уже еле передвигаются. Помогли добраться до лагеря, донести вещи.

У костра в лагере накормили и внимательно выслушали их рассказ.

ИНТЕРНЕТ
20-го с утра налегке пошли вдоль границы. Из «шмурдяка» взяли пару спальников, фонари, один нож, одну кружку, пару банок консервов + десяток пакетов МакКоффее. Рация, компас, ЖПС и вырванный лист из атласа Читинской области (в масштабе пятикилометровки). На двух сторонах одного листика умещалась вся наша география от Ашинги до Мензы.

По пути туда обнаружили много интересного, кроме оленей, тетеревов, медвежьих следов и свежих куч.

Во-первых, из тайги вышла и пошла вдоль границы «телеграфная линия», старые столбы с проводами. Иногда эту линию сопровождала «дорога», вырубленная в склоне, «а ля Тюнгур-Иня», только гораздо более запущенная и осыпавшаяся, а через лес линия шла по собственной просеке. Судя по диаметру растущих деревьев (до 30 см), эту линию, просеку и дорогу забросили очень давно. Линия шла вдоль границы, то заходя в Монголию, то возвращаясь в Россию.

Во-вторых, самих пограничных просек было 2! Одна актуальная, а вторая постарше и прорубленная абы как, также то со стороны Монголии, то по России.

В-третьих, обнаружилась конная тропа, которая, впрочем, быстро ушла на монгольскую сторону и вышла оттуда уже около Пограничного.
Тропа, кстати, актуальная — со следами копыт. Кто по ней ходит, можно только гадать.

Ну и в 4-х — имелся старый зимник, отмеченный на карте пунктиром, который также ушел в Монголию и шел вдоль границы до зимовья Пограничного, периодически прижимаясь к границе вплотную.

Границу мы нарушать не собирались, поэтому тропа и зимник — отпали. Шли по просеке. Конной тропы по просеке нет, абсолютно нехоженая. Столбы пограничные облезлые, масса подъемов и спусков. Основные трудности именно на спусках — уклон до 50 градусов, сильные боковые крены. Но есть варианты обойти засадные места, пропилившись по гривам с Российской стороны. Меж горами, как водится — болота, ручьи и кусты непролазные.

К вечеру вышли на зимовье Пограничное. Избушка вполне жилая, кое-что из утвари имеется, «погранцы» ее посещали (надписи ДМБ, Кяхта и прочее). На стене висит мешок с горохом — заняли пару килограммов, взамен МакКоффее оставили.

Пока не стемнело, решили пробежать через хребет, до Кумыра — уж очень хотелось увидеть там дорогу. К зимовью идет отличная конная тропа, следы свежие, но на хребет она поднимается траверсом по горе — ехать будет проблематично. Хребет прошли по седлу ~ высотой 1500 м и вышли на Малый Кумыр. Признаки древней дороги есть — гнилая гать через ручей да плохенькая колея местами. Но и то хорошо. По темноте уже вернулись на зимовье.
Пока Женя с 4-х грибов и банки тушенки жульен варил да чуть домик не спалил, я решил ночью на ручей за болотом за водой прогуляться. Экстрим еще тот!
За день протопали по горам 30 км. Переночевали в избушке, наутро двинули в обратный путь.

К слову — в эту ночь в лагере на Куе было -8С вода в ведрах позамерзла.

21-го вышли из зимовья и обнаружили приличную конную тропу, идущую вверх по Менжикену. Решили проверить этот путь.
Поднялись по Менжикену до слияния с Рыбаковским — и пошли по Рыбаковскому в сторону Куи. Тропа вначале была неплохая, но потом рассосалась. И вовсе приходилось искать медвежьи тропы и по ним топать. Перспектив на Менжикене мы не обнаружили — все время болото с валунами, дороги никакой нет. Тропа и та кончилась. Перевалили хребет, тоже под 1600, и вышли в долину Куи. Плутанули, конечно, для приличия. К ночи вернулись в лагерь, протопав за день 36 км. В изодранных кустами штанах, со сбитыми ногами, усталые, но в целом — довольные.

Результат разведки: все, чем нас пугали — бездонные топи, скальник и непроходимые перевалы — отсутствует. Халявы, конечно, не будет, но за неделю да Пограничного доберемся.

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Команда внимательно слушает рассказ разведчиков. Итак, за два дня разведка Болычев и Булгаков прошла по тайге 66 километров, изорвав ботинки и штаны, до зимовья Пограничного и обратно. Результат: два килограмма гороха из зимовья и кое-какие сведения. Обсуждаем варианты дальнейшего продвижения.

ИНТЕРНЕТ
… рассмотрели два основных варианта выхода:

1-й — вверх по р. Куе, перевал через хребет на реку Рыбаковский Менжикен и далее по Менджикену к поселкам (поселок Дакатуй, нежилой).
Этот вариант длиннее, поскольку полностью идет вдоль рек, причем Куя и Рыбаковский не имеют пригодных для движения террас; а это значит, идти придется по болотине.

2-й вариант короче первого — вдоль границы.
Но поскольку «линеечка» границы режет тайгу не считаясь с рельефом — то этот вариант более насыщен техническими препятствиями; в частности, изобилует крутыми подъемами и спусками.

Первый каскад «монгольских горок» от пограничного ручья – правого притока р. Куи – до истоков Менджикена, причем переваливать водораздел придется практически по вершине горы Цааган Тологой (Белая вершина).
…Второй перевал на нашем пути — от Менджикена на Кумыр.
Весьма не простой — еще одна «неберучка». Конная тропа круто уходит по заросшим склонам, не оставляя надежд на легкий проход…

…Вариант идти по Монголии, хотя и был самым удобным, был отвергнут как «криминальный»…

…Имелся и запасной вариант — повернуть назад и выбираться знакомым путем. Этот путь хоть не простой, но уже достаточно определенный. Честно скажу — ужасно не хотелось испытывать все это «горе» еще раз.

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Рассматриваем карты. За эти дни мы их выучили практически наизусть. Есть два пути. По какому из них идти?

Ночь расставила все по своим местам. Выбираем 2-й вариант!

Воскресенье, 22 июля. Утром — сеанс связи с «Большой землей». Из Новосибирска узнаем последние новости о группе поддержки. «Вадикан» в очередной раз сломался, где-то между Красноярском и Иркутском.

Созвонились с «Бахой». К нему в поддержку приехал Семен-«Диверсант». По словам Семена, в Чите (да и в России) — «большой шорох» по поводу нашего самоуправства. Якобы это дело разгребает сам губернатор Читинской области, а ему, из-за ряда политических аспектов, «новосибирский гемморой» в своей области совсем не нужен! И губернатор вроде как требует нашего возвращения в Худжерингу.

ИНТЕРНЕТ
… "Ни один из представителей силовых ведомств не поддержал этой идеи, потому что край медвежий, нехоженый и уж тем более неезженый, охрана границы в этом районе осуществляется только на вертолете. По сути дела, возникла кризисная ситуация", — заявил Семен Шифрин.
В субботу (21 Июля – прим. автора) он (Семен Шифрин) снова отправился в Красный Чикой. Там создан штаб по спасению сибиряков. Если возникнет угроза жизни и здоровью людей, к месту, где ждут помощи новосибирцы, будет направлен вертолет.
Однако, по словам собеседника агентства, если авто-экстремалы заявят о том, что будут продолжать свое путешествие, вертолет к ним отправлен не будет. Связь с сибиряками осуществляется через спутниковый телефон.
"Никакой паники нет, более того, новосибирцы находят повод смеяться над сложившейся ситуацией", — заметил Шифрин…
…В субботу читинский клуб любителей внедорожников выехал в село Красный Чикой. Как сообщил Семен Шифрин, читинские джиперы в очередной раз попробуют убедить новосибирцев, что продолжать путь дальше просто опасно.
ЧИТА, 23 июля — РИА Новости, Анна Тихомирова. «Новосибирские участники автопробега "Неизвестная Даурия" застряли в забайкальской тайге».

«А если вы не согласитесь, мы напишем в… СпортЛото», — звучит в УАЗике песня Владимира Высоцкого…

Семен Шифрин и Паша Бабин в очередной раз рассказывают о поджидающих нас «каменных мешках» и «бездонных болотных топях», которых нам не преодолеть…

Выслушав их внимательно, сообщаем им наше решение. Оно окончательное и пересмотру не подлежит!

Даем наши раскладки, как и куда мы собираемся двигаться.

От точки на реке Куя, где мы стоим, до поселка Менза — примерно 60 километров. До зимовья Пограничное — около 30-ти. «Баха» со стороны поселка смог спокойно проехать в нашу сторону еще около 10 километров. В итоге неизвестными для нас остаются примерно 20 кэмэ. Это не так уже и много. В самом крайнем случае за продуктами и горючим можно пешком сходить!

Кстати, насчет продуктов: их у нас осталось на пять дней… Придется урезать и без того уже урезанный рацион. Но в этом, по мнению «женской» части команды, нет ничего плохого. Наоборот, очень даже хорошая «Антицеллюлитная программа» получается. Много двигаться и мало есть – об этом в условиях мегаполиса (соблазны большого города, устоять невозможно) можно было только мечтать!

Горючего в каждой машине чуть меньше бака. Надеемся, что (при экономии) до Мензы его хватит.

Около полудня выдвигаемся в западном направлении.

С первых же метров получается забавная ситуация. У Куи, в лености и беззаботности, мы провели два дня, а выезда на дальнейшую «дорогу», в сторону Мензы, не разведали. Приходится еще минут сорок(!)лазать по кустарникам, исследовать достаточно высокие берега реки, прокладывать замысловатую траекторию для выхода машин на нужное направление.

Идем по небольшой долине ручья, правому притоку Куи, чуть больше двух километров. Долина, шириной метров сто – нейтральная территория. Пограничные столбы, российские и монгольские, установлены на возвышенностях по обе стороны от ручья. Держимся нашего берега.

Пройдя узкий распадок, мы выходим на простор. Еще одна долина, шириной метров шестьсот. Едем вдоль нее; еще четыре отличных километра! На болоте отчетливо просматривается гусеничный след. На ближнем склоне видна то ли широкая тропа, то ли осыпавшаяся дорога… На ней — поваленные телеграфные столбы и керамические изоляторы с проводами.

К обеду, преодолев больше 6 километров(!), мы останавливаемся у подножия высокой горы с двумя просеками. Старая дорога, т.е. вездеходный след, уходит влево, в Монголию. Нам прямо.

Подъем вверх не очень крутой, но сильно заросший — молодым подлеском и кустарником. Много пеньков от поваленных при прокладке просеки деревьев.

Штурманы определяют «засадные» участки на склоне. Предлагают свои варианты преодоления подъема. К примеру, этот проще проходить частями. Так штурманам легче указывать пилотам на дорожные помехи. Преодолели «этаж» – остановились, собрали все машины вместе — переходим на следующий уровень.

ИНТЕРНЕТ
Бригада штурманов лезла на гору и размечала трассу подъема. Пилоты тоже туда лезли, очищая трассу от валежника. Потом с горы спускался один из штурманов – чаще это была Валентина, которая объясняла пилотам легенду проезда. Это было необходимо, поскольку видимость на просеке была нулевой из-за зарослей кустов и молодняка.
"Значит, так.
Сначала летишь прямо в гору (это 1-я пониженная, педаль в пол) до платка на ветке.
От него берешь влево — там на пеньке стоит Аня. Проходишь Аню правым бортом.
Потом валишь еще 50 метров вверх, в направлении красной кепки, которой машет над головой Юля, стоящая на пне в кустах. Проходишь ее левым бортом.
Оттуда сразу резко влево между Леной и Пашей, прыгаешь через вросшее бревно, и там уже докуда залетишь на крутой склон в сторону Саши.
Подтягиваешься на лебедке и там есть пятак на две машины, на котором можно отстояться".
Булгаков О. Полное собрание сочинений

…На вершине проверяем спуск по первой просеке. Очень крут, почти обрыв. Вторая просека — практически близнец первой. Идут параллельно друг другу. Соединены между собой пропиленным перешейком. Выдвигаем гипотезу: одна из просек была «выкошена» по ошибке, и когда это обнаружилось, пришлось пилить другую просеку — «правильную».

На проверку съезда по второй просеке отправляем Лену Антипову с переносной рацией. Спустившись вниз, Лена передает: надо ехать здесь!

Сворачиваем на перешеек и переезжаем на вторую просеку.

Первым на спуск уходит «Аболтус». Ему пытается «штурманить» Саша Гусев, но в высоком подлеске у него это плохо получается. Пытаясь ускорить процесс, «Аболтус» прет напролом, приминая бампером стволы молодых деревьев… И едва не переворачивается: не заметил, как отвернул левее и оказался на краю большой лощины. Задние колеса, скользнув на коре поваленного дерева, стянули кузов в обрыв. От переворота его спасает… береза, в которую он, ложась на бок, ткнулся закрепленным на крыше багажником.

Проявив чудеса выдержки, Женя спокойно позвал на помощь, крикнув в рацию:

— Все сюда!

Мы в легком шоке от увиденного, а потерпевший тут же стал громко требовать видеокамеру, чтобы в истории остались кадры, как он «опрокидываться будет»!

Смех смехом, но нужно что-то делать…

Например, направить машину в сторону крена. Там лес. Значит, надо пилить… третью просеку. Без вариантов. Пока «Аболтус» висит на березе, мы просчитываем возможную траекторию «улета», повороты-уклоны. Получается, что выкат «точнехонько» выходит на первую просеку. Причем огибая тот, крутой, обрыв! Вот уж точно – не было бы счастья, да несчастье помогло…

Зачищаем «трассу» — спиливаем мешающие проезду деревья под самый корешок. Готовим выезд в низину.

Аккуратно снимаем «Аболтуса» с дерева, всей командой отвешивая кузов и направляя машину в подготовленный коридор. Аккуратно пролавировав между деревьями, наш герой скатывается вниз.

По этому пути направляем оставшиеся 4 машины! Лихо, однако, получилось!

Мы сами удивлены тем, как быстро и слаженно действовали.

Дружно ругаем Женю. «Аболтус» клятвенно обещает больше не самовольствовать.

ИНТЕРНЕТ
…возможности для маневра на таких уклонах весьма ограничены.
Спуск был протяженным, в несколько этапов. На остановках за рулем приходилось оставлять людей — удерживать педаль тормоза до посинения. На ручник, при таком уклоне, надежды нет. Я, например, просто упирал машину в подобающего размера березу, после чего с опаской выходил из машины.

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Небольшая низина и очередной подъем на гору Цаган-Тологой (высота 1483 м). Пограничная просека проходит практически через ее верхушку!

За остаток дня подняться до вершины не успеваем: мешает большой боковой крен, при котором возможен уход на монгольскую территорию. На одном из участков мы упираемся в совершенно непроходное место на гребне, идущем к вершине горы. Надо искать объезд.

Найдя крохотную площадку на склоне, разбиваем лагерь и готовим ужин.

Просека на этом участке абсолютно «неухоженная» (нехоженая), на ней нет даже конной тропы. До зимовья Пограничное нам предстоит преодолеть по просеке с десяток горок; подъемы на них более или менее приемлемые, но спуски… Один кудрявей другого. То выкат под 50 градусов, то крен боковой под 40, а то и все вместе.

За день мы прошли 10 километров; рекорд последних дней!

Решаем завтра ехать до вершины по гребню, идущему по российской территории. Напрямик, по лесу. Мы стоим практически на единственной ровной площадке. От нас до гребня около 20 двадцать. До вершины – приблизительно километр. Мы убеждены, что проехать здесь у нас получится.

Смеркается. Непривычно тепло: после захода солнца мы сидим в майках и не мерзнем. Удивительно чистое звездное небо. Почему-то раньше мы этого не замечали…

Понедельник, 23 июля. Понедельник — день тяжелый. Один из самых сложных и насыщенных на события! Настоящее рубилово!

С утра легкий завтрак — и на «плантации»…

Надо определить траекторию прохождения машин. Отметить мешающие проезду деревья. Убирать их будем только в крайних случаях: мы вынуждены беречь пилы и экономить горючее к ним. Прежде чем валить ствол, нужно убедиться, что это единственно возможный вариант! Это задача для штурманов. Как лоси они носятся между деревьями, замеряя расстояние между стволами палками-шаблонами — по ширине машин.

ИНТЕРНЕТ
Тактика строительства горно-таежных дорог у нас была следующая.
Впереди шла разведка, делая топорами засеки на маршруте будущей "трассы". Их задача – найти приемлемый по рельефу маршрут при минимуме пилежки. Обычно в эту группу входили:
Паша Мирошников,
Саня Студент (Саша Гусев),
Лена Рыжая (Лена Антипова),
Женя Вартовский (Евгений Болычев).
Следом шли пильщики, "счастливые" обладатели двух бензопил – Игорь Куликов и Олег Булгаков.
За ними следовала группа "зачистки": Игорь (Ситников), Юля (Булгакова), Аня (Фоминых), Лена (Журавлева), Валя (Куликова), которая разгребала то, что натворили две «Хускварны» (мотопилы «Hysqvarna»).

Булгаков О. Полное собрание сочинений

К обеду проходим гребень, спускаемся в ложбину и поднимаемся по просеке. Как обычно, подъемы были пологие, а спуски — крутые. Но и на пологих подъемах были участки ну очень крутые: пеньки, стволы, кусты…

На вершину Цаган-Тологоя идем ступеньками-ярусами. Замыкает «Нива». Почти у самой вершины 16-й экипаж наскакивает на пенек. Его подбрасывает, слышен металлический скрежет…

Неизвестная Даурия – 2007

Затягиваем «Ниву» наверх, к остальным, и разбираемся в поломке. Дело плохо – разрыв корпуса редуктора переднего моста, вследствие разрушения главной пары. Починить мост в данных условиях мы не в состоянии. Снимаем шрусы и кардан. Оставляем машину заднеприводной. Берем ее на прицеп к «семидесятке» «Аболтуса». На ровных участках машина сможет ехать сама. На подъемах будем тянуть ее на лебедке, а через болота — перетягивать на буксире.

Неизвестная Даурия – 2007

Связываемся с «Большой землей». Передаем последние сводки. Просим Новосибирск выйти на связь с «Вадиканом» (он уже где-то на Байкале) и попросить его приобрести, лучше целиком, передний редуктор для «Нивы» (через неделю ребята привезли запчасти; но мост оказался не передним, а задним! Хотя к тому времени «Ниве» уже и задний мост был нужен как воздух).

Неизвестная Даурия – 2007

Связываемся с «Бахой» и «Диверсантом», находящимися в Мензе и назвавшими себя Штабом по спасению сибиряков. Спрашиваем, выяснили ли они за эти два дня что-нибудь по поводу «каменных мешков» и «непроходимых болот»? Ничего нового; вместо точных данных слышим: возвращайтесь в Худжерингу, проезда дальше НЕТ!

Сильно ли мы расстроены? Отнюдь: знали, на что шли. Наша «задача минимум» — добраться до зимовья Пограничное. Дальше — по обстоятельствам: либо сделаем еще одну глубокую разведку, либо рванем напропалую.

Пока пилот «Нивы» Игорь Ситников возится с машиной, команда идет готовить спуск с горы. До половины склона съезд нормальный, но вот ниже… Просека заканчивается небольшим обрывом.

Разделяемся на подгруппы. Подгруппа отвечает за каждый пень, каждый уклон с креном, за каждый метр на своем участке склона. Спуск с горы в болото — 200-метровый, самый сложный участок. За него отвечают Лена Антипова, Юля Булгакова и Павел Мирошников. Они просчитывают множество вариантов. Найти единственно возможный в данной ситуации помогает… вчерашний спуск «Аболтуса».

Идея такая: пропиливаем проезд в небольшой лощине, куда перед началом обрыва «сваливаем» машины с просеки. С помощью элементов «авто–триала», через небольшие промоины, пару раз повернув, выходим прямолинейно и предельно осторожно на 45-градусный уклон с сыпучим грунтом, по которому уже и «выскакиваем» на болото.

Подрабатываем трассу с учетом того, что у каждой машины — своя геометрия вывешивания. Готовим «дорожки» под Land Cruiser 80 (самый большой и маломаневренный автомобиль) и ставшую «недоприводом» несчастную «Ниву».

Убираем завалы. Подпиливаем мешающие проезду деревья. Другие оставляем для подстраховки, как «естественные тормоза» при возможном неуправляемом сносе машин вниз. Кстати, это пригодилось – Булгаков, останавливаясь, страховал свой автомобиль, упираясь бампером в дерево.

Последние метры на выходе по почти 50-градусному уклону. Нервное напряжение спадает только после того как все машины оказываются на болоте. Еще бы! Машину тянет вниз, а ты на ее подножке… А побегай-ка за каждой машиной вверх-вниз, да не по одному разу! Поотвешивай ее на крутых склонах! Устали смертельно. Переводим дыхание.

И тут «Командор» сообщает: у нас больше нет спутникового телефона!!! Во время связи с «Бахой» и Семеном, после очередного «спутник ушел» телефон оставили на капоте машины и не заметили, как он упал на землю. Поехали — раздавили. И только потом заметили. Оставшиеся от телефона микросхемки, платы, антенку сложили в пакетик.

Грустную новость мы воспринимаем спокойно: сил на эмоции нет. Смущает одно – из-за отсутствия с нами связи на «Большой земле» может начаться паника. Как бы не бросились спасать… К счастью, никто никуда не бросился!

Гору мы проходили почти 2 дня.

ИНТЕРНЕТ
Это, конечно, было плохо, поскольку мы не могли позвонить и успокоить волновавшихся родных и близких, не могли связаться с группой поддержки. С другой стороны, эта потеря даже упростила наше положение. Не поверите – стало вдруг легко. Как камень с плеч упал. Мы перестали строить сложные планы, перестали надеяться на кого-либо, кроме себя, ну и конечно группы поддержки, которая должна встречать нас в Мензе.
Уже нельзя никому позвонить, заказать запчастей, организовать что-либо, узнать судьбу других групп СМ2007, а значит не стоит и забивать этим голову.

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Телефона нет, одна машина — «недопривод». Горючего и продуктов мало. Остался оптимизм, но на нем машины плохо ездят.
Ничего, прорвемся!..

Неизвестная Даурия – 2007

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»