Конец лета и начало осени ознаменовались небывалым скачком цены на бутан-пропан. У людей вытянулись лица, когда однажды утром они увидели на заправках ценник в 12 руб. за литр.
Естественно, общественность забеспокоилась: что происходит? Кто-то обвинял владельцев заправок в сговоре, кто-то возлагал ответственность за все на правительство. И вообще: чего ждать в «этой стране»?! Мы попытались разобраться в происходящем вместе с директором крупнейшей сети заправок «Газойл» Алексеем Александровичем Голенко.
– Алексей Александрович, мы знаем, что Федерация автовладельцев России направила заявление в антимонопольную службу с просьбой рассмотреть драматическую ситуацию на топливном рынке Новосибирска. В частности, федерация обвинила розничных продавцов в сговоре. А что вы хотите сказать общественности?
– Да, действительно, приходится держать ответ перед ФАС, каждый день давать всевозможные письменные объяснения. ФАР устраивает пикеты и акции протеста. Но поймите, не мы диктуем цены, а рынок. Федерация автовладельцев использует сегодня топливный вопрос как политический повод. Кому-то нужно набрать очки на волне «шапкозакидательства» и нежелания вникнуть в суть дела.
– Так в чем же существо вопроса? Ведь он вовсе не праздный, пресловутые 12 руб. сыграли немаловажную роль в новом скачке инфляции.
– Суть в российском «авось» (или во французском «после нас хоть потоп»). Недра мы не исследуем, капиталовложений в добычу и переработку не делаем. Ввели ли где-нибудь в строй новый современный НПЗ? Не припомню. Как следствие, для отрасли характерны «пиковые» месяцы (август-октябрь), когда предприятия становятся на плановые ремонты, техобслуживание и т.д., сокращая добычу и переработку. Что получается? Потребление на внутреннем рынке в конце лета – начале осени возрастает (подготовка к зиме в ЖКХ, уборочные работы в сельском хозяйстве и проч.), а заводы практически ничего не производят, «проезжая» на старых запасах. Естественно, образуется дефицит.
– Да, но раньше потребители не замечали «пиковых» месяцев…
– Раз топливо в дефиците, предприятия диктуют отпускную цену. Прежде разница в цене оставалась незначительной и в розничных сетях практически не проступала. Почему нынче запасы оказались столь малы – вопрос не ко мне. Но, так или иначе, цена производителя выросла в 2,5 раза(!). Заводы воспользовались моментом: не устраивает цена, поищите дешевле – или вешайте замок на АГЗС. В иных регионах так и вышло: по 2-3 недели заправки стояли закрытыми. Мы решили: уж пусть лучше газ подорожает, но простаивать без топлива нельзя.
В нашем регионе газ в розницу практически везде продается по 12 руб. Недавно был в Сочи, там дороже – 13,5 руб. Причем на юге России тему пропан-бутана как автомобильного топлива стали развивать раньше, и практически весь городской транспорт переведен там на газовое топливо.
– А как же тогда с ценой на бензин? Ведь она держится в Новосибирске на уровне 19,5 руб. – как и прежде.
– Все просто: предстоящие выборы. Волевым решением «сверху» бензиновый ценник оставили без изменений, дабы лишний раз не волновать электорат.
– Каковы Ваши прогнозы? Изменится ли ситуация на топливном рынке?
– В отношении газа, думаю, добыча и переработка войдут в привычное русло. Но прогнозы – дело неблагодарное, сами понимаете. Есть предпосылки, что в октябре-начале ноября цена пропан-бутана опустится. Понятно, к 9,5 руб. она едва ли вернется, а вот на уровне 10 -10,5 руб. – вполне реально.
После выборов цену на бензин опять начнет диктовать рынок. Стало быть, надо ждать повышения. Да и вступление в ВТО требует от нас среднеевропейской цены – порядка 1 долл. за литр.
– Алексей Александрович, а сами вы на каком горючем ездите?
– Конечно, на газе. И очень доволен. Хотя раньше, когда еще не имел отношения к топливному бизнесу, к газу относился скептически. Год с лишним назад перевел свой Toyota Prado на пропан-бутан и нисколько не жалею. Ведь газ чище, октановое число выше, и двигатель с ним работает лучше. С ГБО последнего поколения вообще никакой потери мощности не наблюдается. Мне приходится наматывать много километров, и свечи после пробега в 70 тыс. км – в идеальном состоянии, будто их вчера поставили. О чем-то говорит. А про экономию сами знаете – даже при такой цене, как сейчас.
К сожалению, властные структуры тяжелы на подъем, долго принимают решения, и городское хозяйство Новосибирска медленно переходит на альтернативное топливо. Хотя выгода для городского бюджета есть – и очень значительная. Посмотрите, ведь частные перевозчики уже давно научились считать деньги, а муниципальные структуры делают это неэффективно…
Цена горючего стала своеобразным стартовым пистолетом инфляции. Пусть говорят о рынке, его суровых законах, но навести порядок в отрасли государству под силу. Возможно, тогда инфляция в России замедлится до темпов развитых стран.
Кстати, в соседнем Омске цена на газ – в пределах 10 руб. за литр. То ли омский НПЗ сделал поблажку для своих АГЗС, то ли розничные продавцы работают без прибыли, в расчете на будущих потребителей. Рынок…