А-ля танцы

А-ля танцы

фото автора

Зимой, когда на дорогах образуется корка накатанного снега или льда, каждый водитель – осознанно или бесконтрольно – становится «дрифтером». Он или мастерски вытаскивает свое авто из заноса, или в хлам разбивает 4-колесного друга об столб (а иной раз и об встречных)…

Кто-то за день устает вертеть «баранку», удерживая машину на курсе, а другому в кайф крутить «пятаки» и карусели на своем «дрифт-каре». И пусть у вас не «королева сильва» (Nissan Silvia), а всего лишь «королла» или «девятка» («семерка», CR-V, «Волга», Nissan Sanny – любые варианты приветствуются) – неважно. Главное – стремление… И площадка пошире.

Вот из…

Для начала разберемся: а что же такое «дрифт»?

Японские города, такие как Роккосан, Хаконе, Ирохазака, а также холмистые возвышенности в Нагано фигурируют в легендах о происхождении «дрифтинга». Никто не знает действительное место его рождения, но известно, что движение началось в середине 60-х. Как и многие дисциплины автоспорта, современная интерпретация «дрифтинга» развилась из нелегальных гонок по извилистым горным дорогам, называемых «тоге» (touge). Тоге в ходу у самых увлеченных энтузиастов, которые назывались «роллинг зоку» (rolling zoku). Их главной целью было уменьшить на бесценные доли секунды то время, за которое преодолевалось расстояние от пункта А до пункта Б. Кое-кто из «роллинг зоку» стали заимствовать приемы вождения у ралли-пилотов, а именно: преодоление поворота быстро и без существенной потери инерции. В результате уменьшилось время и возросла напряженность гонки. Именно от «тоге» и народился «дрифтинг».

Занос – не что иное, как боковое скольжение автомобиля из-за нарушения сцепления колес с ходовой поверхностью. Различают несколько «видов» заносов, в зависимости от того, какая ось теряет сцепление с дорогой и уходит с траектории: передняя (understeer) или задняя (oversteer). В первом случае передние колеса будут скользить в первоначальном направлении движения, самопроизвольно выпрямляя кривую и на повороты руля автомобиль реагировать не будет. Во втором случае начинается боковое скольжение, разворачивающее машину под углом к заданной траектории, и автомобиль буквально «ввинчивается» в поворот (если не «перевинтит», конечно).

В последние годы новый вид спорта завоевывает признание во всем мире. Англо-русский словарь дословно переводит «дрифтинг» как «дрейф» или «занос». По сути же «дрифтинг» – это состязания, где гонщики демонстрируют свое умение управлять «на грани». Цель в дрифтинге – прохождение поворотов на максимально возможной скорости в управляемом заносе. Такие соревнования обычно проводятся на специально подготовленных трассах. Победителем считается тот, кто прошел дистанцию за наименьшее время, продемонстрировав притом филигранную технику вождения.

Проводятся и показательные выступления по «дрифтингу», которые называются «шоу-дрифт». Здесь скорость и время отходят на второй план. Упор делается на зрелищность, поэтому водители нередко «украшают» боковые скольжения автомобиля всевозможными трюками, – например, открывая двери прямо по ходу заноса.

У истоков «дрифтинга» стояли обычные молодые ребята, которые собирались на парковках гипермаркетов, где демонстрировали друг другу (а главное – пришедшим «поболеть» девушкам) свое водительское мастерство. После таких развлечений асфальт автостоянки оказывался расписан черными полосами от покрышек – как трасса Формулы.

Идея фикс

Собственно, что-то подобное и предложено желающим «подогреть» двигатель своего авто на одном из известных автопорталов Новосибирска. Правда, вместо асфальта «ухоженный» и укатанный снег (все-таки зима). Девушки могли участвовать не только как зрители и болельщицы, но и как «гонщицы». Место сбора, по понятным причинам, здесь не оглашается.

Так как мероприятие сугубо экспериментальное, большого числа участников не ожидалось. Однако на площадке к 10 часам вечера собралась добрая четверть сотни машин, – причем не зрителей, а активных участников. «Супры» (Toyota Supra) и «субары» (Subaru), ВАЗ’овские «четверки» и «семерки». Крутились все, кому не лень, – в порядке очереди, конечно. У кого-то получалось лучше, у других – так себе.

– Дело практики, – философски заметил один из зрителей, наблюдая за тем, как барышня «дрифтует» на черной «супре».

Вслед за «супрой» целину покоряла CR-V. Несколько оборотов «паркетника» – и тучи снега в воздухе.

В разгаре мероприятия к месту «дрифта» тихонько прибыли трактор и снегоуборщик. Скромненько встав в сторонке, они, видимо, ждали, когда у «гонщиков» закружатся головы, веселье закончится, и они смогут почистить площадку. Потеряв с полчаса, они решили не мешать и удалились. Причем трактор, победно задрав ковш, сделал круг, имитируя «дрифт», сорвал аплодисменты и одобрительные сигналы собравшихся.

Часа через полтора участники стали разъезжаться по домам и только самые стойкие увидели, что творилось в конце. На площадку выехала девушка на полноприводной «целике» (Toyota Celica) и начала крутить «пятаки». А с парковки вылетел другой участник на «цивике» (Honda Civic) с «представляющей» надписью на борту: «Вадька».

Два автомобиля в контролируемом (подчеркиваю!) заносе пошли по кругу друг за другом. Затем «цивик» стал по центру, а «целика» принялась крутиться вокруг. Апогея действо достигло тогда, когда белый «цивик» начал вертеться в круге против хода красной «целики». Смотрелось бесподобно: вихри снега, сквозь которые «просвечивают» фары и два расплывчатых силуэта – красный и белый. А когда на внешнем радиусе появился еще и «марковник» (Toyota Mark II)… Импровизированная карусель очень понравилась участникам и зрителям. Эмоции на «финише» били через край. Море адреналина, от которого жарко зимой, получили и зрители, и участники.

Самое, пожалуй, главное – то, что водители хорошо знакомы и без слов понимали задумки друг друга. Джазовая импровизация. Разумеется, «повстречайся» тут посторонние люди, без взаимной сыгранности рисковое действо могло закончиться очень и очень печально.

Конечно, экстравагантное представление слабо напоминает тот «дрифт», который мы привыкли видеть по телевизору. Там, скажем так, «гражданская» версия лихой забавы. И при должной организации вполне безопасная. Безусловно, если водитель, пускающий авто в занос, знает, как из него выйти – без потерь.

Кстати

В Омске в феврале 2007-го пройдут соревнования по фигурному вождению по льду. А чем мы хуже? Фигуры – пожалуйста, музыка – сколь угодно и как угодно громко. Чем не «автотанцы»?