Возвращение универсального зольдата

Возвращение универсального зольдата Универсальный зольдат-4.

Трудно поверить, но после полугода мучительной реставрации «Унимог-404» 1955 года выпуска снова в строю.

Краткое содержание предыдущих выпусков. Алтайская федерация автоспорта вела реставрацию германского армейско-сельскохозяйственного моторного агрегата, найденного в горах Алтая в хорошем состоянии. Последний отчет (см. «Уставшее сердце солдата. Универсальный зольдат-3», «Турбо», 2007, №6, стр.12) о ходе работ закончился на том, что у «унимога» заклинил двигатель.

Ничего катастрофичного не обнаружилось, хотя и стоило «главврачу» нескольких лет жизни. Просто у нашего «мога» стартер уже «наш» (от ГАЗ-51), уж очень они похожи. Правда, немецкий на 24 вольта («штатное» напряжение бортовой сети «унимога»), а российский на 12 В. Поэтому прежний владелец, помимо стартера, внес и несколько других изменений в электрику (оставив, кстати, 24-вольтовые лампочки, которые, разумеется, светили не очень ярко). И зачем-то в «новый» 12-вольтовый генератор имплантировал регулятор напряжения на 24 В… В ходе реставрации взамен немало повидавшего стартера 51-го «газика» установили стартер от ГАЗ-53. Но кто ж знал, что ход его ведущей шестерни слишком велик? Шестерня проскочила мимо венца маховика и заклинила его. Затруднение сняла новая, утолщенная проставка. А заглох двигатель и не захотел пускаться из-за развалившегося прерывателя зажигания.

Кузовные детали «Унимога» : справа до реставрации, слева – после. Найдете десять отличий?

Опустим процесс сборки мостов, кабины и кузова (в руководствах по ремонту в подобных случаях пишут «в порядке, обратном разборке»). Упомяну лишь, что взамен некоторых не подлежащих восстановлению деталей – вроде муфты блокировки дифференциала или кожуха силового агрегата (и многих, многих других…) – пришлось изготовить новые. В тормозной системе удачно прописались детали от горьковских и ульяновских машин, что подтверждает мою версию о «русском следе» в создании «унимога». Место родных фар (находящихся в отличном состоянии, но не отвечавших современным ГОСТам) заняли российские, а новые задние светоблоки поступили из Турции. Заново изготовлены ветровые стекла, заменены наружные зеркала, перетянуты сиденья… Вместо мишленовских шин отлично подошла зубастая кировская «елочка». А вот про печку, забытую конструкторами, не вспомнили и реставраторы. Как ездить сибирской зимой, – отдельный разговор, но скоро в кабине станет жарко: «унимогу» предстоит роль флагмана грандиозного ретропробега по Алтаю, посвященного юбилею края.

Первый выезд в свет закончился не очень удачно, хотя АФАС из всего может сделать шоу для барнаульцев

И вот первый выезд, на регистрацию в ГИБДД. Через несколько километров у «унимога» заклинило задний мост! Замечательное событие едва не довело до инфаркта командора пробега – председателя АФАС Сергея Поспелова. До пробега считанные дни, а флагман вышел из строя! Не знаю, с какими мыслями Сергей уже привычными движениями снимал и разбирал задний мост; к счастью, все оказалось не так страшно. Просто из корпуса дифференциала, догрызя за полвека остатки стопорного штифта, вылезла ось сателлитов и заклинила редуктор. ЧП случилось на малой скорости и тяжелых повреждений не повлекло. Уже через несколько дней «унимог» бодро месил болота в пригороде Барнаула. Впереди пробег…