Урок №29. Управление автомобилем на скользкой дороге

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Ну вот, дождались весны наконец-то, а дороги по-прежнему остаются скользкими и заснеженными. Сухие днем участки асфальта к ночи могут покрыться тонкой ледяной корочкой. Казалось бы, водители должны быть внимательнее на дороге, но происходит обратное. Для многих автомобилистов скользкие и заснеженные дороги стали привычными; у кого-то притупилось чувство опасности, кто-то почувствовал себя асом, кто-то надеется на свою интуицию…

Однако интуиция – «девушка» ненадежная: понадеетесь на нее, а она потом разведет руками и скажет:

– Что это мы наделали? Давай на эвакуаторе  на СТО!

Зимой и в начале весны дороги в городских условиях изобилуют разнообразными неожиданностями, и водитель должен быть к ним готов. Участок льда может внезапно прерваться — и сразу начаться асфальт; с укатанного снега можно въехать в рыхлый снег, а под выпавшим снегом может оказаться лед… Но главная опасность — скользкая дорога!

При движении в условиях скользкой дороги резко повышаются требования к мастерству управления автомобилем. Сцепление колес с дорогой на скользких участках снижается в 4-8 раз. Одним из существенных недостатков многих водителей является отсутствие специальных навыков движения в гололед при наличии навыков движения по сухой дороге. Основное правило для безопасного движения на скользкой дороге – умеренная или даже малая скорость и принцип «никаких резких движений». Не тормозить резко, не поворачивать руль резко; не менять резко число оборотов двигателя!

При движении в условиях гололеда возникает легкое «рыскание» автомобиля от коротковременной потери сцепления колес с дорогой.  При устойчивой потере сцепления колес с дорогой возникает занос или снос автомобиля.

Водители, владеющие навыками движения в гололед, не теряются при возникновении заноса или сноса. Они уверенно восстанавливают сцепление колес с дорогой, избегая юза – блокирования колес и скольжения заторможенных колес по скользкому участку.

Водители, слабо владеющие навыками управления автомобилем на скользкой дороге, при возникновении сноса или заноса часто теряются. Пытаясь снизить скорость, они резко  тормозят, допускают возникновение юза заторможенными колесами и теряют управление автомобилем.

В связи с необходимостью исключить резкие разгоны, торможения и другие маневры резко осложняются условия взаимодействия участников дорожного движения.

Одной из причин аварийности является недостаточное профессиональное мастерство водителей. Это и не удивительно, потому что в программах их подготовки не предусмотрено практическое обучение действиям в критических ситуациях.

Несколько советов при трогании с места на скользкой дороге:

  • выровняйте передние колеса;
  • плавно нажимайте на педаль газа;
  • трогайтесь медленно;
  • если колеса стали буксовать, сбросьте газ.

Газуя, вы глубже зарываете колеса в лед. Лед растапливается, и между колесом и льдом образуется прослойка воды, а за воду не зацепишься – нет весел.

Если внезапно попали на гололед, главное – не теряйтесь, а запомните несколько советов:

  • будьте внимательны и сосредоточены на правильном управлении автомобилем;
  • забудьте про педали тормоза, сцепления и нейтральную передачу;
  • очень плавно сбрасывайте газ;
  • двигайтесь как можно медленнее, с постоянной скоростью, при которой вы не теряете чувство управления  автомобилем
  • он должен быть вам послушен;
  • увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля;
  • не вращайте рулевым колесом резко – автомобиль может занести;
  • рассчитывайте свои движения.

Помните, что самым опасным маневром на скользкой дороге всегда остается ТОРМОЖЕНИЕ.

Учитывайте еще один момент: во сколько раз уменьшается сцепление с дорогой, во столько раз увеличивается тормозной путь!

Рад встрече с вами на страницах журнала «Турбо» и на занятиях в Центре высшего водительского мастерства.

Счастливого пути!