Урок №19. Скользкая дорога

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Иные водители вспоминают о технике управления автомобилем на скользком покрытии только с приближением зимы. А ведь дорога порой оказывается скользкой и летом, когда от жары вяжущее вещество выступает на поверхность асфальта. Или когда утром на дорогу опускается туман – или вы проезжаете мимо градирни. Едете по дамбе, а боковой ветер сносит брызги на проезжую часть. Когда начинается дождь (первые капли самые опасные!), на дороге образуется смесь воды, пыли, материала износа шин и покрытия, а также автомасел. Получается смазка какую не придумаешь. Ж/д переезд (особенно во время дождя) и много, много других ситуаций.

Опытные водители знают разницу в скользкости покрытия зимой и летом, весной и осенью и соответствующие тонкости управления автомобилем. О них – сегодняшний урок.

Автомобиль контактирует с ходовой поверхностью через колеса. Силу контакта оценивают коэффициентом сцепления с дорогой. Коэффициент зависит от многих обстоятельств: от состояния дорожного покрытия, скорости движения, износа рисунка протектора и др. Так, при торможении на гололеде силы сцепления во много раз меньше чем в обычных условиях. А при увеличении скорости движения коэффициент сцепления на всех типах покрытия снижается.

Таким образом, длина тормозного пути обратно пропорциональна коэффициенту сцепления. Скажем, тормозной путь легкового автомобиля, при скорости 50 км/ч, на сухом асфальте равен примерно 17 м, на мокром – 25, на укатанном снежном покрытии – 50, а на обледенелой дороге – все 100 м. Информация к размышлению!

О заносе. Занос – это отклонение задней оси автомобиля от прямолинейного движения, вызываемого боковым скольжением задних колес.

При неустойчивом состоянии, когда силовое замыкание идет в продольном направлении, автомобиль легко заносит даже при небольшой поперечной силе. Занос всегда обусловлен одним и тем же – переходом задних колес из вращательного движения в боковое скольжение.

Вызвать (спровоцировать) занос можно многими способами: блокировкой колес, резким поворотом руля, резким прибавлением или сбросом «газа» (такие действия особенно опасны в повороте). Но одно дело, когда вы знаете, что сейчас начнется занос. И совсем другое, когда вы не подготовлены к нему.

От чего возникает занос? От столкновения с препятствием, наезда на пятно с низким коэффициентом сцепления, попадания на скользкий участок дороги при сильном боковом ветре. От резкого торможения и несоответствия выбранной скорости при входе в поворот и многих других обстоятельств.

Особенно опасен наезд на препятствие под углом. Например, на рельс или бордюр. Тормозить нельзя, лучше прибавить «газу» и преодолеть препятствие. Если вы тормознете, автомобиль просто развернет, – и хорошо, если сзади не окажется других машин.

В повороте опасен наезд на любой предмет: кусок картона, тряпка, сплющенная пластмассовая бутылка или лист металла – все может привести к заносу. Территория возле стройплощадок, где обычно размазана липкая и вязкая грязь, всегда опасна. И даже если вы, снизив скорость, преодолели участок, опасность еще не миновала. На колеса налипла грязь, а при торможении она может сыграть роль ледяной дорожки.

Как же предотвратить занос? В первую очередь избегайте резких действий не только тормозом, но и «баранкой». Очень опасны одновременное торможение и поворот управляемых колес. Сильно сказывается износ шин. Хочу развеять мнение «бывалых» – менее изношенную резину ставить на ведущую ось. Нет. Менее изношенные шины лучше монтировать на передние – управляемые – колеса.

Еще несколько условий для вашей безопасности – правильная оценка дорожных условий, умелое применение приемов управления, своевременный контроль технического состояния автомобиля, четкое и неуклонное выполнение ПДД. Все это позволит уверенно водить автомобиль и по скользким дорогам.

Доброго вам пути, коллеги! Ни гвоздя, ни заноса!