Трон для наследника

Вот и вышел мораторий на детские сиденья в России. С 1 января гаишники имеют полное право загонять (штрафами) детных автомобилистов в светлое будущее. Нужны ли кресла для детей в стране, где подавляющее большинство принципиально не пользуется поясами безопасности, – тема отдельного разговора.

Хорошо или плохо, но российские детишки могут на законных основаниях обойтись без спецкресел. Во-первых, детьми (применительно к теме нашего разговора) в ПДД считаются лица моложе 12 лет. Если вашему чаду исполнилось 12, то его, как и любого другого пассажира, просто следует пристегнуть, – при условии, что в машине есть пояса безопасности. Старайтесь лишь не сажать ребенка спереди. Безопасных мест в автомобиле нет, но возле водителя – самое уязвимое.

детское автокресло

Во-вторых, требования по «детским удерживающим устройствам» (так они называются по-научному) актуальны лишь для машин, оборудованных поясами безопасности. На старых машинах поясов вообще нет. На многих сравнительно современных автомобилях их нет на задних сиденьях; завод не предусмотрел. А нет поясов, нет и вопроса насчет детских «сидушек». Зато возникают проблемы с безопасностью детей.

Кстати, конструкцией современного автомобиля пояса предусмотрены везде, но российские автозаводы почему-то нередко выпускают машины с пустыми местами для задних креплений, перекладывая заботы по их установке на покупателя. Мне не удалось найти в магазине запчастей «сбрую» для задних сидений. И даже если вы их купите, может оказаться, что крепить пояса некуда.

В-третьих, «детское удерживающее устройство» обязательно лишь для перевозки детей на ПЕРЕДНЕМ сиденье ЛЕГКОВОГО автомобиля. На грузовики, даже малотоннажные, требование не распространяется. С другой стороны, перевозка матери с грудным ребенком в «шиньоне» или на «каблуке» тоже незаконна, ибо мест там всего 2, а ребенок любого возраста уже человек. Что ж теперь, мать с младенцем в «будке» везти?

Так что, если ваш ребенок уже перерос детское кресло, но еще слишком мал, чтобы пристегиваться поясами, возите его сзади. Если на заднем сиденье есть пояса, пристегните ребенка, подложив ему под попу подушку, кусок плотного поролона или свернутое в несколько раз одеяло, – лишь бы пояс шел через грудь, а не шею. Вполне законно, хотя по безопасности уступает детским креслам.

Конечно, хорошо, если специальное детское место предусмотрено уже автомобилестроителем. Другим водителям-родителям, вероятно, придется приобрести «сидушку» отдельно. Кстати, первое детское кресло было сконструировано в 1963 году в Швеции. И между прочим, очень приличные для своего времени детские сиденья выпускались в Советском Союзе, но особым спросом на внутреннем рынке не пользовались и в массовом порядке уходили на экспорт. А возможно, потому и не пользовались спросом, что уходили на экспорт.

При выборе детского удерживающего устройства нужно учесть:

1. Возраст, вес и рост ребенка

В принятой классификации есть 5 типоразмеров кресел. «0», «0+», «1», «2» и «3».

Приобретать последовательно все размеры накладно – ведь иные модели стоят 15 (и дороже) тыс. руб. Есть универсальные кресла, но по безопасности и удобству пользования они уступают «узковозрастным». Представьте пару обуви для возраста от 0 до 11 лет… Если финансы ограничены, начинайте с кресла «0» или «0+», сменив его универсальным «1/2» (похожим на гоночное), и завершайте форматом «3», которое обычно представляет собой всего лишь недорогую специальную подушку-проставку. Кроме размера, для каждого возраста важна правильная ориентация «сидушки» в автомобиле. Кресла для детей до года-полутора следует ставить спинкой вперед, поскольку при обычной посадке, не дай Бог, лобовое столкновение может привести к чрезмерным нагрузкам на неокрепшую шею ребенка. Да и для взрослых пассажиров такое размещение безопаснее. Однако ездить спиной вперед некомфортно, и с какого-то возраста дети начинают «бунтовать», требуя, чтобы их усаживали как всех, лицом вперед. Некоторые кресла позволяют крепить их как передом, так и задом наперед (а иногда и боком).

2. Способ крепления кресла

Обычно «сидушки» крепятся штатными поясами безопасности, что отнимает немало времени и в спешке чревато роковыми ошибками. Вам повезло, если ваш автомобиль имеет специальный универсальный крепеж детских кресел младшего возраста «Изофикс». Тогда смонтировать детское сиденье много проще, – конечно, если оно само тоже «изофиксовое». Однако у простоты есть и оборотная сторона: при ДТП жесткий фиксатор «изофикс» не гасит энергию, как пояса безопасности, что может ослабить защитные свойства такой «сидушки». Есть и промежуточное решение, когда специальный переходник крепится к зарезервированному для ребенка сиденью постоянно, а кресло легко крепится уже к нему. В любом случае кресло сопровождается подробной инструкцией по его монтажу.

Лучше, чтобы ребенок участвовал в выборе сиденья, – хотя бы во избежание скандала из-за «немодной» расцветки. Осматривая кресло, в первую очередь поищите на его каркасе оранжевый знак сертификации. Если знака нет, переходите к очередному экземпляру (хотя несертифицированная «сидушка», возможно, ничем не уступит сертифицированной, а по цене много привлекательнее). Примеряя кресло, учтите, что ребенок быстро растет – и иногда ходит в зимней одежде. Обивку выбирайте моющуюся и легкосъемную. А отмывать ее придется – сначала от молочной смеси, потом от шашлычного соуса. Если товар устраивает и вас, и дитя, оставьте залог и примерьте кресло в машине.

Подошло?

Кое-кто из специалистов категорически не советует приобретать детские автомобильные кресла б/у – и те, что выпущены в Китае (и в других развивающихся странах Азии), потому как они небезопасны. Не рекомендуют также связываться с подержанными и китайскими автомобилями. А если вы не в состоянии приобрести новый «мерс» и детскую «сидушку» Recaro (за пол-«штуки» баксов), вам лучше ездить на метро. Исключительно полезные для большинства россиян советы.

И последнее: если на «детском месте» автомобиля есть «подушка» безопасности, ее нужно отключить – вне зависимости от способа перевозки ребенка. «Подушки» не рассчитаны на детей и способны нанести им тяжелые травмы. Отключатель находится обычно в «бардачке» – или с торца передней панели.