Системный подход

Системный подход. модульнуя автоматическуя трансмиссия Two-Mode

Три крупнейших автомобилестроителя – General Motors, DaimlerChrysler AG и BMW – совместно готовят модульную автоматическую трансмиссию, которая позволит превратить стандартный бензиновый или дизельный двигатель в «гибридный» силовой агрегат. Трансмиссия, названная Two-Mode (англ. – 2-режимная), предназначена для спорт-хозяйственников и люкс-седанов «классической» компоновки с литражными моторами и становится на место обычного гидромеханического «автомата». Годится для задне- и полноприводных автомобилей.

Однако устроена она не совсем так, как обычно; у Two-Mode нет гидротрансформатора, вместо него – фрикционное сцепление. Зато трансмиссия оснащена 2-я мощными электромашинами, последовательно встроенными в корпус; есть также 4-ступенчатая планетарная коробка передач. В одном из режимов – при трогании с места и интенсивном начальном разгоне – Two-Mode работает как 2-поточная электромеханическая трансмиссия [В недрах Two-Mode спрятан (несимметричный) дифференциал, который в режиме I делит крутящий момент д.в.с. на 2 потока. Как у тойотовского Prius и др. Часть момента идет на колеса (через планетарные ряды), а другая часть вращает ротор передней электромашины, которая работает как альтернтатор – и питает другую э-машину (в роли тягового электромотора).]. Подобно тойотовской HSD; однако в движении с «крейсерской» скоростью (шоссе) включается другой режим: обычная механическая трансмиссия с планетарными рядами – без участия электромашин. Высокий к.п.д., низкий расход горючего – со всеми преимуществами «полного гибрида». Автомобиль с Two-Mode способен тронуться с места и даже разгоняться на электротяге – без запуска д.в.с. А тем временем, допустим, до рабочей температуры прогреваются (ТЭНами) каталитические нейтрализаторы, так что когда запускается бензиновый – или дизельный – двигатель, он уже не выбрасывает в атмосферу тучу вредных веществ.

При замедлении одна из электромашин работает как альтернатор и закачивает часть кинетической энергии автомобиля в тяговый аккумулятор (рекуперирование). Наконец, Two-Mode поддерживает режим «старт-стоп», когда д.в.с. при сбросе нагрузки всякий раз глушится – и вновь мгновенно пускается (передняя электромашина в роли стартера), как только водитель ставит ногу на «газ». И при всем при том Two-Mode попросту монтируется на место обычного «автомата» [Ну и тяговый аккумулятор где-то надо разместить, а также тиристорный контроллер. Однако с ними легче, поскольку нет жесткой привязки к месту.].

Dodge Durango с Two-Mode
Массивный Dodge Durango сильно выиграет с появлением Two-Mode

Как утверждают представители консорциума, Two-Mode позволит улучшить топливную экономичность полногабаритных «траков» – таких как Chevrolet Tahoe и Dodge Durango – по меньшей мере на 25%. То есть, Tahoe снаряженным весом под 2400 кг сможет обходиться в среднем (EPA) 9 с небольшим л бензина на 100 км пробега! Поскольку парк пикапов и спорт-хозяйственников в Северной Америке чрезвычайно велик, возможна колоссальная экономия горючего.

А вот каков эффект от оснащения «гибридными» силовыми агрегатами «биммеров» 7-й серии и «мерсов» S–класса, – отдельный вопрос. Их вклад в загрязнение среды ничтожен – как и доля в потреблении топлива. В Европе львиная доля экологического ущерба на совести владельцев массовых компактов «гольф»-класса; вот их-то, казалось бы, и следует «гибридизировать» в первую очередь. Увы, слишком дорого, да и морально рядовой европейский автомобилист еще не готов к (материальным) жертвам ради туманных экологических преимуществ. В отличие от сильно озабоченных американцев и японцев. И вот тут классные «семерки» и S-ки с «гибридными» силовыми агрегатами способны сыграть ведущую роль – как так называемая реферативная группа.

Контроллер трансмиссии Two-Mode и преобразователь напряжения
Контроллер трансмиссии Two-Mode и преобразователь напряжения

В своем массовом поведении люди подражательны, и когда люкс-седаны оснащаются экологичными и экономичными двигателями и трансмиссиями, многие стремятся делать так же, как принято в «высшем обществе». Примеры заразительны, и тут значение «гибридизации» классных авто трудно переоценить. Да и активность Lexus вызывает обоснованную тревогу у руководства BMW и DaimlerChrysler: а ну как покупатели дорогих моделей переключатся на «гибриды»?

У Chrysler Group обещают осенью 2007-го вывести на североамериканский рынок Durango с трансмиссией Two-Mode – в счет 2008 модельного года. Понятно, что и General Motors не отстанет. А позже консорциум намерен дать такое же универсальное решение и для переднеприводных силовых агрегатов. Тогда превращение обычной легковушки в «гибридную» станет вопросом комплектации. Как сейчас двигатель бескомпрессорный – с наддувом. Белый верх – черный низ… Или наоборот.