Шестисотый

Шестисотый

«Шестисотых» в истории автомобилестроения немало – вовсе не только Mercedes. К примеру, FIAT 600 образца 1955, который наполовину (в паре с VW «жуком») лег в основу нашего «горбатого». Есть свой «шестисотый» и в истории баварской марки: в 1957 в серию пошла микролитражка 600.

BMW Isetta 600
«Шестисотый» образца 1957 года; как смотрится!
BMW Isetta 600
Легендарная BMW Isetta

Иной поморщится и назовет BMW 600 «растянутой» Изеттой (в I половине скудных 50-х выпускалась такая итальянская мотоколяска, лицензию на которую приобрели и баварцы). Он окажется одновременно и прав, и не прав. Да, у «шестисотого» откидная лобовая(!) дверь – как у Isetta, которую удлинили за счет искусно вмонтированного заднего сиденья, и мотор мотоциклетный. Но 600-й стал шагом к реальной конструкции – «семисотому», задняя подвеска которой на косых рычагах дожила в моделях BMW (Z3) до начала XXI в. Действительно, 600-й – наследник BMW Isetta (единственная «изетта», которую помнят до сих пор), и выпускали его ввиду быстрого расширения спроса на автомобили-«колобки». Но баварские конструкторы видели недостатки мотоколяски и стремились преодолеть их – в рамках исходной компоновки.

BMW Isetta 600
Два поколения счастливых обладателей 600-го.

Первое, что они сделали, – расширили исключительно узкую заднюю колею «изетты»; она стала лишь на 60 мм уже передней. Плюс 200 мм к базе позволили втиснуть заднее сиденье – пошире переднего. Справа (и только справа!) – со стороны тротуара – появилась нормальная дверь. Компактная конструкция «вагонной» компоновки (педали управления вынесены аж перед осью колес!) опиралась на жесткую лонжеронную раму. Четверо взрослых свободно размещались в салоне автомобиля длиной значительно меньше 3 метров (на 435 мм короче «горбатого»!). Но уж о безопасности при лобовом столкновении лучше не будем… Длина BMW 600 – 2900 мм, ширина – 1400, высота – 1375. База – 1700 мм (намного короче, чем у Smart City!), колея – 1220/1160. Шины размером 5,2-10 – как игрушечные.

BMW Isetta 600 BMW Isetta 600
Задняя подвеска – на продольных рычагах; спереди и сзади винтовые пружины и телескопические амортизаторы Передняя подвеска на двойных продольных рычагах сконструирована по редкой схеме Dubonnet: весь узел опирается на шкворень и поворачивается вместе с управляемыми колесами

«Шестисотый» получил обозначение по литражу 2-цилиндрового 582–кубового «оппозитника» с воздушным охлаждением (вентилятор). Мотор восходил к известному мотоциклетному двигателю BMW; мы его хорошо знаем по мотоциклам «Урал». С однокамерным карбюратором Zenith он развивал поначалу 19,5 л.с.; позже мощность подняли до 26 сил.

BMW Isetta 600
Дверь вместе с рулем… Хорошо хоть педали остаются на месте

Isetta вышла в 160 тыс. экземпляров, а «шестисотых» BMW выпустила меньше 35 тыс. Вы будете, конечно, смеяться, но 3,5 тыс. из них вывезли в США; американцы всегда испытывали слабость к «биммерам». Да, «шестисотый» не назовешь «силовым» автомобилем – ни по децибелам, ни по разгону. Однако в городском потоке он движется уверенно и разгоняется удивительно легко. Если Isetta не набирала больше 80 км/ч, то у 600-го крейсерская скорость – за «сотню». Конечно, барабанные тормоза не осаживают машинку снаряженным весом в 555 кг так, как 4 диска с сервоусилителем, но работают они надежно и устойчиво, а в виражах «шестисотый» выказывает правильную недостаточную поворачиваемость.

BMW Isetta 600
BMW 600: вид насквозь

Нет, не супер-спорт, но если нажимать на «гашетку» и работать рычагом переключения, то она доставит водителя и пассажиров туда, куда нужно, хотя, видимо, не так быстро, как обычно ожидается от BMW. Баварцы собирали «изетту» и 600-й на том же заводе (и в то же время), где мелкой серией строились высококлассный седан 502 и купе/кабриолет 507. А отличная подвеска уже 700-го (на двойных продольных рычагах спереди, на косых рычагах – сзади) удивительным образом обнаружилась на шасси ЗАЗ 966-968. Неожиданные родственные связи у нашего «ушастого»!