Мотор 2006

Мотор 2006

На Engine Expo в Штуттгарте, Германия, названы лауреаты международного конкурса International Engine of the Year. То есть, Всемирный двигатель года 2006; абсолютным победителем стала баварская V-образная 5-литровая «десятка», которая монтируется под капот BMW M5 и M6. Второй год подряд! Наши поздравления.

Однако давайте взглянем на лауреата критически: что уж там такого замечательного? Немного: от уникального клапанного механизма Valvetronic конструкторы отказались, непосредственного впрыска бензина в камеры сгорания не применили. Ну, банальное фазовращение Doppel-VANOS (на впуске и выпуске); в общем ничего интересного. С другой стороны, сравните с незамысловатой «восьмеркой» LS7, какой оснащают Chevrolet Corvette Z06. Уж не говоря о числе цилиндров, у LS7 в 4 (четыре) раза меньше распредвалов, в 2,5 раза – клапанов. А отдача вполне сравнимая [Есть нюанс: рабочий объем «десятки» – 5 л, а «восьмерки» – все 7. Понятно, что отдача на литр у баварской конструкции намного выше, чем у американской. И что с того?]: по мощности один в один, а максимальный крутящий момент у американского двигателя чуть не на четверть выше! Габариты и вес у них примерно одинаковые, а в производстве GM-овская «восьмерка» обходится вдвое дешевле. Причем LS7 оснащен – в отличие от BMW – системой смазки с «сухим» картером; кто знает, тот оценит. Так что нельзя не порадоваться за баварских конструкторов, но слишком уж замысловато. Неоправданно сложно, искусство ради искусства. И спрашивается, почему не великолепный в своей простоте LS7?

V-образный 10-цилиндровый 40-клапанный двигатель из Баварии
V-образный 10-цилиндровый 40-клапанный двигатель из Баварии. Обратите внимание на замысловатые выпускные коллекторы: каталитические нейтрализаторы отнесены далеко от головок цилиндров и долго прогреваются при холодном пуске

Лучшим новым двигателем 2006 объявлен фольксвагеновский TSI Twincharger с двойным наддувом. Его монтируют на шасси Golf/Jetta, Touran; неординарная конструкция.

В категории Best Fuel Economy (самый экономичный по топливу) победил, естественно, тойотовский 1,5-литровый Hybrid Synergy Drive – от Prius. Здесь, собственно, не двигатель, а «гибридный» бензин-электрический силовой агрегат – в сборе с 2-поточной электромеханической трансмиссией. Однозначно.

Best Performance Engine (лучший мотор для высокодинамичного автомобиля) – «десятка» BMW. Великолепная игрушка.

Среди моторов рабочим объемом до 1 л лучшим назван IMA от Honda Motor. Здесь тоже не д.в.с. как таковой, а «гибридный» силовой агрегат; эко-легковушка Insight с IMA выпускается с самого начала века.

2,5-литровый оппозитник Subaru с турбонаддувом
Замечательный 2,5-литровый «оппозитник» Subaru с турбонаддувом

В категории до 1,4 л выиграл, понятно, фольксвагеновский TSI Twincharger. Мал, да удал!

В группе до 1,8 л – тот же Toyota HSD; уж сколько лет японский агрегат собирает заслуженные награды.

Среди моторов рабочим объемом до 2 л отличилась «четверка» TFSI от Volkswagen (Audi A3 и A6, SEAT Leon, Skoda Octavia, VW Golf). Непосредственный впрыск бензина в камеры сгорания и турбонаддув с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха – все в генеральном русле.

В категории до 2,5 л выиграла оппозитная «четверка» Subaru с турбонаддувом (Impreza, Forester, SAAB 9–2X). Первый успех «плеяд» в конкурсе International Engine of the Year; наверное, не последний.

В группе двигателей до 3 л лучшей названа исключительно мощная дизельная «шестерка» BMW с двойным турбонаддувом. Единственный турбодизель среди лауреатов конкурса; его монтируют на шасси седанов и «универсалов» 535d.

Среди моторов рабочим объемом до 4 л признания удостоилась 3,2-литровая «шестерка» BMW (высокодинамичные M3, Z4 M). Бесподобная конструкция еще конца прошлого века; награда нашла героя. Впрочем, она уже не раз его находила.

Ну и в категории сверх 4 л – см. выше.

В общем, на конкурсе в Штуттгарте всех вынесли немецкие моторостроители, – а среди них особо отличились баварские. Неудивительно, ведь BMW означает Bayerische Motoren Werke. Motoren, а не Automobilen; положение обязывает.