МОЩНЫЙ, ПРОЧНЫЙ, КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ

МОЩНЫЙ,  ПРОЧНЫЙ, КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ грузовик

Фото Владимира Корбута и фирмы производителя

Далеко не каждая автомобильная компания может похвастаться почтенным возрастом в 170 лет. Ведь автомобилю в январе этого года исполняется всего 115. Однако американской NAVISTAR INTERNATIONAL TRANSPORTATION CORPORATION в 2001 году исполняется  именно 170 лет

Ее история началась еще в 1831 году. Это было время становления американского капитализма, освоения безбрежных прерий, на которых росли как грибы фермерские хозяйства переселенцев. Фермерам требовались плуги, сеялки, косилки, молотилки и другая подобная сельскохозяйственная техника. Вот ее производством и занялась новая компания – McCORMICK, названная так по имени основателя. И надо заметить, что ассортимент ее продукции был широким, a качество высоким, что принесло ей заслуженную популярность. С течением времени компания в дополнение к сельхозмашинам освоила производство тракторов и автомобилей. Свой первый грузовик AUTO WAGON фирма выпустила в 1907 году. После того как основатель фирмы McCоrmick получил право именоваться «сэр», компания сменила название на INTERNATIONAL HARVESTER.

С продукцией INTERNATIONAL HARVESTER были знакомы и крестьяне нашей страны. Что интересно, первенец Сталинградского тракторного завода производился по лицензии именно этой американской фирмы. Причем даже название менять не пришлось, ибо оно полностью совпадало с духом той эпохи – «Интернационал»! Позже, во время Второй мировой  грузовики INTERNATIONAL поступали в СССР по ленд-лизу и несли нелегкую солдатскую службу наравне с DODGE и STUDEBAKER.

Шли годы. Менялась жизнь. Рождались и умирали компании. Далеко не всем в меняющихся условиях удавалось выжить. Падение спроса на оборудование для агропромышленного комплекса заставило компанию в середине 1980-х годов пересмотреть свою производственную программу, сосредоточив внимание на производстве грузовых автомобилей (в основном тяжелых) и дизельных двигателей. Реорганизация повлекла за собой и смену названия. С 1986 года фирма именуется NAVISTAR INTERNATIONAL TRANSPORTATION CORPORATION. Марка автомобилей осталась прежней.

Eagle готов в трансконтинентальный полет

В настоящее время компания выпускает широкую номенклатуру агрегатов трансмиссии и ходовой части, различные типы кабин, дизельные двигатели мощностью от 160 до 320 л. с. Все это находит хороший спрос и внутри США, и за рубежом. У компании лучшие в Соединенных Штатах показатели экспортной деятельности. Модельный ряд компании в минувшем году состоял из восьми базовых серий автомобилей 5, 6, 7 и 8 классов (по американской классификации) и насчитывал многие сотни модификаций. Пожалуй, самые примечательные из них – грузовики серий 9000i и 9700-9800.

Назначение этих седельных тягачей – работа в составе автопоездов полной массой от 40 до 63,5 тонны. Они имеют одинаковые показатели и много общего в конструкции. Основное различие этих траков заключается в их компоновке: у машин серии 9000i это любимая в США капотная, типа WESTERN, а у серии 9700-9800 – кабина над двигателем, типа ISTERN. Но и те, и другие носят еще одно название, также любимое американцами – EAGLE (Орел).

В 1982 году в Соединенных Штатах были введены новые увеличенные габаритные размеры автопоездов. И с этого времени тяжелые грузовики бескапотной компоновки стали стремительно терять свою популярность. За последние десять лет спрос на них в Северной Америке упал почти в два раза. В итоге фирма NAVISTAR INTERNATIONAL с апреля 1999 года прекратила выпуск седельных тягачей серии 9700-9800 на своем заводе в Спрингфилде, штат Огайо. Но производство сохраняется в Бразилии, где потребность в них, наоборот, возрастает. Как видите, бескапотный INTERNATIONAL 9800 вещь теперь достаточно экзотическая. Тем не менее, нам удалось ознакомиться с этой машиной здесь, в Новосибирске.

***

Автомобили серии 9800 имеют обтекаемые формы. Они проходят большие расстояния с максимальной скоростью. У них невероятно прочные шасси. Лонжероны рамы со стальными поперечинами обеспечивают прочность всей конструкции  в тяжелых условиях эксплуатации. Кабины изготавливаются из алюминиевых панелей, соединяемых между собой заклепками с предварительной пропиткой мест соединения специальным клеем, двери навешиваются на петлях из нержавеющей стали, напоминающих рояльный шарнир.

Предлагается четыре варианта кабин DAY CAB (длина 63’’ или 160 см), два варианта с «низкой крышей» FLAT ROOF (высота от пола кабины до потолка 150 см, длина 89’’ или 226 см и 110’’ или 279 см) и истинно королевский вариант с «высокой крышей» HI-RISE (высота от пола до потолка 225 см, длина 110» или 279 см), в которой свободно может стоять во весь рост даже самый рослый человек. Вдобавок возможно исполнение SFA и SBA, различающихся размером колесной базы. Они изготавливаются из алюминиевых сплавов и богато насыщены всевозможным вспомогательным оборудованием: кондиционер, магнитола, мобильная радиостанция и прочее, и прочее, и прочее… Сиденья имеют высокие спинки, подлокотники, пневматическую подвеску, автоматически настраивающуюся на вес седока, и могут поворачиваться вокруг вертикальной оси на 180 градусов.

В качестве двигателей используются рядные шестицилиндровые дизели с турбонаддувом рабочим объемом 11 – 14 литров и мощностью от 280 до 435 л. с., ресурс которых составляет порядка 2400000 км. Двухдисковое сцепление, 9 – 13-ступенчатые КПП. Колесная формула 6х4. Подвеска передних колес рессорная, задних – рессорная или пневматическая, колесная база 3600-4340 мм.

Добавьте к этому подогрев топлива в баках, вмещающих от 700 до 1500 литров дизельного топлива, и топливопроводах, подогрев двигателя от внешней сети, систему АБС, не говоря уже о гидроусилителе рулевого управления, и вы получите портрет INTERNATIONAL EAGLE 9800.

***

EAGLE, с которым знакомились мы, был достаточно скромным. Кабина FLAT ROOF длиной 279 см в исполнении SBA. Двигатель – шестицилиндровый рядный дизель CUMMINS M11 PLUS рабочим объемом 11350 куб. см – имеет турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха и развивает мощность порядка 360 л. с. при 1800 об/мин. Два топливных бака по 375 литров обеспечивают этому монстру в случае полной массы автопоезда в 41 тонну пробег более 2000 километров при расходе топлива 30 – 32 л на 100 км пути. Подвеска задних колес – пневматическая. КПП – девятискоростная.

Чтобы попасть в кабину трака, поднимаю руку на уровень макушки и тяну вверх клавишу замка двери, которая распахивается, несмотря на свои размеры легко и плавно. Хватаюсь за поручни и взбираюсь на двухметровую высоту, словно в локомотив. Усаживаюсь в водительское кресло и захлопываю дверь. Она закрывается на удивление нежно, как на легковой иномарке. Осматриваюсь в салоне.

Интерьер кабины HI-RISE

Рабочее место водителя напоминает пульт управления то ли катером, то ли электровозом. Прямо перед глазами на приборной доске – с десяток контрольных приборов, среди которых своими размерами выделяются спидометр и манометр тормозной системы. Справа на повернутой к водителю консоли в три ряда многочисленные тумблеры, управляющие и светом фар, и подъемом-опусканием боковых стекол в дверях, и дворниками, и… всего не перечислишь. Взгляд останавливается на расположенных здесь же двух ярких рукоятках: желтой, управляющей стояночной тормозной системой, и красной, которая управляет растормаживанием тормозов прицепа (на EAGLE применяется тормозная система с энергоаккумуляторами, аналогичная нашим КамАЗам).

Над консолью, под потолком кабины расположилась магнитола. Здесь же свисает шнур микрофона портативной радиостанции.

У пассажира такое же удобное кресло, более подходящее легковой машине. Только отделено оно от водительского этаким столиком с пепельницей, подстаканниками и подбутыльниками, под столешницей которого спрятаны ящички для мелочей.

За спинками сидений – спальный отсек, отделяемый от остального мира сдвижной шторкой из кожзаменителя. Здесь раскинулась во всю ширь самая настоящая тахта. На ней можно расположиться как поперек, так и вдоль кабины.

Пришло время проверить американского «Орла» в деле. Поворачиваю небольшой ключик в замке зажигания. Двигатель заводится сразу, наполняя кабину басовитым приглушенным рычанием. Теперь первая передача, и трак плавно и величаво начинает свое движение. Но перед этим левой рукой тяну за протянутый над дверью шнурок, оглашая окрестности автобазы звуком гудка, напоминающего по тембру пароходный.

Управлять этой махиной легко. Рулевое очень легкое, прекрасный обзор, что вперед, что назад. А система зеркал практически не оставляет незамеченной ни одной микролитражки, притаившейся где-то у правого переднего колеса.

Передачи включаются четко, без усилий. Но есть одна особенность. Чтобы включить передачи верхнего ряда (с шестой по девятую), надо сначала, разогнавшись на пятой, переместить в верхнее положение неприметный рычажок на рычаге управления КПП. А уж потом включают шестую и последующие передачи. При переходе на нижний ряд после шестой передачи рычажок режимов перемещают вниз.

Совершив небольшую поездку, останавливаю автомобиль и глушу двигатель. Для этого просто поворачиваю ключ в замке зажигания – и все… Не надо искать никаких дополнительных кнопок или педалей.

Вот таков вкратце «Международный Орел» американского розлива. Отличная дальнобойная машина, способная пересечь весь американский континент от побережья до побережья. Следует еще сказать, что данный экземпляр был произведен на свет в 1994 году в США и прошел за пять лет по дорогам Северной Америки 670 тысяч километров. Потом в 1999 году его купила наша новосибирская фирма «Грузовые автомобили», и из Майами трак через Германию прибыл в Сибирь. С той поры на спидометре машины прибавилось еще 130 тысяч километров. И хозяева надеются, что это не предел.

Редакция благодарит ООО «Грузовые автомобили»