Hummer H1 (Humvee)

Hummer H1 (Humvee). Младшенький?

Младшие братья порой перерастают старших; так и с «хаммером», который уродился покрупнее ЛуАЗа. Как раз четверть века назад, в конце 70-х машину создавали в компании AM General по заказу военных. В 1991 Humvee показал себя в ходе операции «Буря в пустыне», и в 90-е стал превращаться в живую легенду. У General Motors оценили коммерческий потенциал бесподобного «вседорожника», и в составе концерна появилось отделение Hummer. С тех пор «хаммер» доступен и в цивильном исполнении – за какую-нибудь сотню тысяч долларов.

Даже и «гражданский» Humvee готов ко встрече с самым серьезным бездорожьем. В стандартное оснащение входит, например, CTIS (Central Tire Inflation System – система централизованной подкачки), которая позволяет регулировать давление в шинах прямо на ходу. Ее дополняет Runflat Tire System (докат без воздуха): на покрышках Goodyear GSA 37×12.50R17LT вы можете пробежать больше 30 км на скорости до 50 км/ч даже с таким проколом, что и CTIS не помогает. Колеса 17-дюймовые; легкосплавные, между прочим.

Hummer H1 (Humvee)
Hummer H1  в цивильном исполнении

А тем, кто по-настоящему крут, предлагается (за доплату) пакет Off-Road Adventure Package. Кроме кожаных сидений с подогревом (для всех четверых), там еще и блокируемые передний и задний дифференциалы Eaton Elocker, спецшины Goodyear Wrangler MT/R – и даже 5450-килограммовая лебедка на передний бампер!

Крутое внедорожное оснащение не значит, что создатели «хамммера» забыли о комфорте для его пассажиров. Не стоит и говорить о климат-контроле, обогреваемых наружных зеркалах (с электроприводом) или управлении дверными замками «без ключа». Само собой, а также классная стереосистема Monsoon с 6-дисковым CD-чейнджером.

Правда, в роскошном салоне тесновато; 4 индивидуальные сиденья прижаты могучим трансмиссионным туннелем. Кроме того, двигатель сильно смещен от передней оси назад – и вдается в пассажирское помещение. Трудно поверить, но ногам водителя здесь не слишком просторно; благо, педалей только две.

Hummer H1 (Humvee)
Мощный трансмиссионный тоннель съедает много
пространства в салоне

Ну, а если ближе к делу, то Humvee – полноприводный автомобиль рамной конструкции. Кузов упрощенных очертаний из алюминиевых панелей на каркасе из стальных профилей, передняя и задняя независимые подвески на двойных поперечных рычагах (как у «формулы»!); винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Руль с сервоусилителем, «баранка» крутится на 2,5 оборота от упора до упора. Тормоза дисковые «по кругу» – с гидросервоусилителем и 4-канальной ABS. Диаметр дисков спереди и сзади – всего-то 266 мм. Хотя махина и тяжела, ее максимальная скорость – лишь 150 км/ч, так что тормоза справляются.

Hummer H1 (Humvee)
Мощная начинка Hummer

Спереди под капотом монтируется V-образная 6,5-литровая дизельная «восьмерка» GM. Вихрекамерный 16-клапанный двигатель с блоком и головками цилиндров из чугуна насчитывает уже четверть века и совершенно устарел. Не хуже бензиновой V-образной «четверки» воздушного охлаждения у ЛуАЗа. Никаких common-rail или насос-форсунок; обыкновенный ТНВД – без электронных наворотов. Видно, так надежнее.

Огромная «восьмерка» развивает с турбонаддувом 208 л.с. при 3400 мин-1 и выдает крутящий момент под 600 Нм при 1800 мин-1. Двигатель явно не форсирован; хороший современный дизель показывает литровую мощность повыше даже безо всякого наддува. Турбодизель работает с 4-скоростным гидромеханическим «автоматом» Hydra-Matic 4L80-E – конструкция тоже не первой свежести. Полноприводная трансмиссия TorqTrac 4 с центральным дифференциалом постоянно распределяет крутящий момент по всем 4-м колесам.

Изюминка трансмиссии Humvee (как и ЛуАЗа) – в колесных редукторах, которые позволили увеличить его дорожный просвет до добрых 16 дюймов (больше 400 мм)! Редкий «вседорожник» – гражданский или армейский – способен похвастать таким. Вместе с независимой подвеской и блокировкой дифференциалов, огромный просвет и обеспечивает «хаммеру» его баснословную проходимость. Так просто.

Hummer H1 (Humvee)
Пресловутые колесные редукторы: просто пара шестерен в ступице

Humvee – не такая уж крупная машина, какой кажется. В длину он насчитывает лишь 4686 мм (без лебедки) – заметно меньше «Волги». Зато база у него огромная – 3302 мм, да и ширина тоже – 2197 мм (без наружных зеркал). Высота – 1905 мм, обычная для настоящего «внедорожника». Емкость багажника – 1650 л. Снаряженный вес изрядный; машина с мягким верхом тянет на  3270 кг, с жестким – на все 3430. На борт «хаммер» способен принять до 1400/1244 кг груза соответственно. И буксировать может до 3600/3443 кг, так что запаса мощности у него нет.

Hummer H1 (Humvee)
Вариант с кузовком

С полным баком (94,6 л) Humvee способен пробежать по шоссе на крейсерской скорости (48-64 км/ч) почти 650 км. Он может преодолевать подъем крутизной до 60% (31°); благодаря низкому центру тяжести и широченной колее (1819 мм!) допустимый «косогор» – 40% (22°). Максимальный угол въезда – 72° (без лебедки), угол съезда – 37,5°; на сибирских направлениях не лишне.

Пара-тройка «хаммеров» бегает и по Н-ску; видно, для кого-то Gelandewagen слабоват. Очень уже неновая конструкция, но не путайте его с новым H2 – слабой коммерческой тенью Humvee. Рядом с ним способен стать только старший брат – бесподобный ЛуАЗовский проходимец.