Ежи на льду

Ежи на льду

Фото автора и Владимира Новицкого

В годы развитого социализма спидвей в Новосибирске процветал. Наши спортсмены завоевывали кубки и титулы. Но потом энтузиазм сошел на нет. И вот спустя много лет ледяному покрытию мотодрома РОСТО предстояло испытать на себе «когти» не только «заобластных», но и новосибирских асов двух колес – и четырех тактов. В выходные 9-10 декабря на мотодроме прошли два этапа командного чемпионата России по мотогонкам на льду.

Всероссийский формат определил количество и географию участников: на лед побороться за звание чемпионов выехали спидвеисты из Благовещенска, Саранска, Стерлитамака, Уфы, из города Луховцы (что под Москвой) и, конечно, Новосибирска. Среди участников – чемпионы мира и России.

Коктейль из дикого количества заездов, бури эмоций и пронзительного рева «4-тактников» разделили на 2 дня. Соответственно два этапа – по 21 заезду. Именитые гости и главный судья международной категории. Соревнования на высшем уровне.

Мороз и солнце, день вроде чудесный. На треке – пока еще чистый и «целый» лед. Всегда задавалась вопросом: как гонщики умудряются не только управлять мотоциклом на льду, но еще и виражи проходить на такой скорости? Ведь и на четырех колесах легко такое «па» заложить, что не дай Бог, а тут всего два… И почему трек после мотогонок похож на перепаханное поле? Вопросы отпали разом, стоило взглянуть на резину. Ее «украшают» огромные блестящие шипы: покрышка похожа на «ощетинившегося» дикообраза. Но вернемся на место событий.

По существу действо началось еще накануне – в пятницу, когда прошли тренировочные заезды. Поэтому в субботу и воскресенье гонщики не «принюхивались» к треку, а уверенно нарезали виражи в положении едва ли не лежа. Старты заездов похожи один на другой: дым, рев, простреливания моторов. Стартовый створ взмывает вверх, и 4 мотоцикла срываются с места, поднимая в воздух тучи снега и осколков льда. Четыре быстрых круга и финиш. Главное – удержаться в повороте и не пересечь красную линию. Тонкая полоса ограничивала внутренний радиус гоночного трека, и участники, наехавшие на (или даже пересекшие) черту, нещадно штрафовались.

В субботу трек «взяли» в первом же заезде. Спортсмен из команды «Башкортостан» (Уфа) чемпион мира Николай Красников побил рекорд трека (54,1 сек.), установленный еще в 1990 году Василием Афанасьевым из Уссурийска. Николай пролетел 4 ледяных круга за 53,4 сек.! В результате за день команда чемпиона набрала 30 очков, обеспечив себе I место на первом этапе. Вторыми стали спортсмены из города Каменск-Уральский – с отставанием в 5 очков. К сожалению, наши гонщики по итогам этапа оказались на последнем месте.

На второй день битва разгорелась не менее жарко. Один из спортсменов, не справившись с нервами на старте, пересек колесом черту – и его дисквалифицировали. Другой участник, допустив ошибку на вираже в одном из последующих заездов, улетел в искусственный забор из мешков с сеном. Гонщика и его мотоцикл пару раз развернуло и, пролетев несколько метров, они оба замерли на льду. Комментатор потребовал «скорую», однако спортсмен встал и знаками показал, что все в порядке. Зрители с облегчением вздохнули, раздались приветственные крики и аплодисменты. Судьи объявили перезаезд, а гонщика на лед уже не пустили.

Правда, падения здесь – редкость. В соревнованиях участвуют опытные спидвеисты, и поэтому смотреть на ледовый «мувемент» – сплошное удовольствие. Остается только удивляться, насколько тонко просчитывается вхождение в поворот, безошибочно корректируется траектория, приподнимая заднее колесо, выбирается угол наклона – чтобы не «завалиться» на бок, а пройти вираж с наименьшими потерями драгоценных секунд.

Нервы натянулись до предела. Фальстарты, «невежливое» (как выразился комментатор) поведение соперников на треке – все выливалось в штрафы и перезаезды. В перерывах трек тщательно чистили снегоуборочные машины, однако эффекта «чистого» льда уже не выходило. И бить рекорды больше не получалось.

Два лидера первого дня – команды из Уфы и Каменска-Уральского – боролись друг с другом за титул на II этапе. Видимо, звезды не так удачно сошлись – или просто не осталось сил у Николая Красникова и его команды. «Башкортостан» уступил первое место уральцам. Третьими к второэтапному «финишу» приехали спортсмены из Мордовии.

Героем новосибирцев стал Максим Корчемаха, который в последнем заезде приехал вторым! Лучший результат у наших гонщиков за 2 дня; однако место в зачете у сибирской команды все равно 7-е, замыкающее.

Заезды завершились очень быстро. В судейской подвели итоги и пригласили участников на награждение; каждому достался памятный сувенир из дерева. Командам вручили кубки и денежные призы. Жаль, что на заветную «тумбочку» не поднимались представители команды Сибири. Надеемся, что у наших спидвеистов все еще впереди.