Дизайн’2006

Дизайн’2006

Какие модели прошлого года самые обаятельные и привлекательные? Редакция англо-американского издания «Car Design News» (100+ тыс. читателей) провела опрос на предмет авто особо выразительной стилистики. Раздельно по прототипам – и по серийным моделям.

В первой номинации приз читательских симпатий выиграл прототип SAAB Aero X, который красовался на прошлогодней автовыставке в Женеве. Бросается в глаза, что кузов лишен не только центральных стоек, но и передних – у лобового стекла! Весь «фонарь» поднимается сервомеханизмами – как у боевых самолетов; неслучайное сходство.

Автомобилями у SAAB занялись в 1947 году, когда начался выпуск переднеприводной легковушки 92. И что характерно, модель 91 – самолет…

SAAB J-37 Viggen на взлете

А знаете, почему SAAB по-хорошему дается заглавными буквами? Правильно, здесь не имя, а сокращение; ведь не пишем же мы Bmw. Предприятие под полным названием Svenska Aeroplan AktieBolaget (швед. – шведская аваиастроительная акционерная компания) было учреждено в 1937 году и тогда же занялось строительством боевых самолетов. Причем очень неслабых: так, в начале 70-х появился сверхзвуковой истребитель J-37 Viggen – первый в мире серийный самолет, построенный по схеме «утка».

SAAB Aero X

Кузов прототипа изготовлен из углепластиков – легкий и жесткий. Продольно за передней осью Aero X установлена V-образная GM-овская «шестерка» рабочим объемом 2,8 л. Мотор BioPower оснащен bi-турбонаддувом и работает на чистом питьевом спирте (этанол): не E85, как уже привычно, а E100. Двигатель развивает максимальную мощность в 400 л.с. где-то при 6250 мин-1; он состыкован с 7-ступенчатой «роботизированной» коробкой передач (2 сцепления, переключение без разрыва потока мощности). Привод на все 4 колеса; при снаряженном весе 1500 кг («развесовка» по осям 50/50%) Aero X способен разогнаться с места до 100 км/ч за 4,9 сек. Максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена электроникой. Длина 2-местного прототипа – 4700 мм, ширина – 1900, высота – 1270; колесная база – 2800 мм. Aero X катится на резине 265/30R (спереди) и 325/25R (сзади), смонтированной на 22/23-дюймовые колеса. Кто-то из представителей SAAB заявил, что они намеревались поставить 28-дюймовые диски… Лучший из всех.

А среди серийных автомобилей? Само собой, ALFA Romeo 8C Competizione. Легендарная марка пишется заглавными буквами – по той же причине (как подобрались). Anonima Lombarda fabbrica automobili, тогда как Romeo – по фамилии основателя, инженера Nicola Romeo. Название 8C Competizione восходит к спорт-модели 30-х, которая оснащалась рядной «восьмеркой» с нагнетателем. У ALFA стремятся – как и другие – обыгрывать тему исторической преемственности.

ALFA 8C Competizione

Что ж, 8C Competizione (итал. – гоночный) – машина в лучших традициях итальянского спортивного автомобилестроения. Великолепный автомобиль: неотразимый 2-местный Gran Turismo. Хотя технически 8C Competizione ничем не отличается от ненового Maserati Coupe: двигатель, трансмиссия, шасси. Классическая компоновка с мотором спереди и задними ведущими, разве что колесная база покороче. Под капотом V-образная 32-клапанная «восьмерка» Maserati, расточенная до 4,7 л (вовсе не то же самое, что 4,3-литровый V8 от Ferrari F430). Максимальная мощность мотора – 450 л.с. при 7 тыс. оборотов, «роботизированная» 6-ступенчатая коробка передач отнесена назад и состыкована с дифференциалом (схема transaxle).

Не салон – кокпит!

Дизайн и в самом деле заслуживает особого внимания. Тут не только отточенные линии в ностальгическом духе, но и эффективная аэродинамика. Как утверждают у ALFA Romeo, эффективный диффузор Вентури под днищем создает на скорости отрицательный аэродинамический подъем, – то есть, прижимает машину к ходовой поверхности.

Задний мост ALFA 8C Competizione: коробка передач в сборе с дифером

ALFA 8C Competizione и SAAB Aero X – необыкновенно привлекательные автомобили, и выбор читателей «Car Design News» вполне понятен. Вот только поможет ли успех изменить ход дел, в общем неблагоприятный для той и другой марки? Неясно.