Давайте говорить машине комплименты…

Роковой Porsche 550 spider

О том, что автомобиль – четвероногий друг человека, вы читаете в любом автомобильном журнале («Турбо» не исключение).

В гаражных посиделках нередко слышишь:
–…Включаю зажигание, а она как заурчит! Соскучилась по мне за зиму…
–…Раскапризничалась – прямо как моя внучка…
–…Спасла мне жизнь. Я теперь свою любимицу ни на какую другую машину не променяю…
«Соскучилась», «раскапризничалась», «спасла жизнь»… Красивая метафора или так оно и есть?

Американская трагедия

Вот история почти 50-летней давности. Вечером 10 сентября 1955 года на пустынном калифорнийском шоссе 2-местный супер-спорт Porsche 550 spider на скорости 150 км/ч врезался в солидный «кадиллак» 1953 года выпуска, за рулем которого находился студент Гарвардского университета.

Прибывшие через 20 минут к месту столкновения полицейские констатировали смерть водителя Porsche. Погиб знаменитый Джеймс Дин – голливудская «звезда», 24-летний идол американской молодежи; у актера оказалась сломана шея. Для экспертов и полиции осталось загадкой, каким образом автомобиль Дина врезался в «кадиллак». Судя по отпечаткам шин, как только машины поравнялись, руль Porsche резко вывернулся, и автомобиль выехал на встречную полосу. Расследование показало: Дин не совершил самоубийства. Следовательно, его погубил… автомобиль? Почему, за что? Дотошные журналисты раскопали, что незадолго до катастрофы Джеймс дал своему автомобилю прозвище «маленький ублюдок».

На том история с Porsche не закончилась. Изуродованную машину приобрела и восстановила одна из поклонниц актера, техасская миллионерша Анжела Пери. Через несколько лет снова произошла трагедия. На пустынном калифорнийском шоссе Porsche, шедший со скоростью 150 км/ч, выехал на встречную полосу и врезался в мчавшийся навстречу автомобиль. Чудом выживший водитель другой машины заявил, что Porsche неожиданно изменил направление и совершил лобовой таран, причем женщина за рулем громко кричала. Как оказалось, у миллионерши сломана шея; она умерла на месте, не приходя в сознание. Экспертиза показала, что Анжела Пери не могла так сманеврировать: не та реакция, не та сила рук.

Механик, осмотревший машину, сильно удивился: внутри он обнаружил похожий на мозговые извилины комок спаянных проводов. Их назначение осталось неясным. Судебный врач Джонатан Барч написал в своем отчете: «Как ни абсурдно, но с точки зрения логики виновником происшествия стал «маленький ублюдок» – Porsche 550».

Ай лав ю, мэшин!

Недавно я познакомился с любопытнейшей гипотезой двух физиков из Санкт-Петербурга, мужа и жены Тихоплавов. Виталий Юрьевич и Татьяна Серафимовна известны как авторы популярных книг из серии «На пороге Тонкого Мира». Еще 10 лет назад их тексты показались бы бредом, а сегодня о существовании Тонкого Мира вам расскажет любой продвинутый первоклассник. Да что первоклассник! Некоторые ученые со ссылками на последние достижения экспериментальной физики (а также термодинамики, биологии, математики и др.) даже выдвигают новую модель мира, в котором все обладает сознанием. В том числе «железяки».

Кратко суть. Любое сложное устройство (прибор, компьютер, автомобиль), которое человеческое сознание наделяет антропоморфными (подобными человеческим) качествами, способно приобрести свойства волновой функции оператора. То есть стать вполне «человекообразным» существом со своим балансом эмоций и познания, настойчивости и восприимчивости. Наделенное таким набором качеств устройство способно взаимодействовать со своим оператором. Проще говоря, автомобиль находится «в отношениях» с водителем – при условии их взаимной симпатии (или, увы, антипатии).

Теоретические выкладки проверялись многочисленными экспериментами по взаимодействию «человек-машина». И оказалось, что если автомобилист души не чает в своей любимице, то между ним и машиной устанавливается квантово-механический резонанс. Ученые утверждают, что одним из ключевых процессов регулирования «отношений» человека и машины становится корреляция их спинов [Спин (в физике) – собственный механический момент количества вращения элементарной частицы или атомного ядра, всегда присущий виду частиц, определяющий их свойства и обусловленный их квантовой природой]. Для подстройки спина человек настраивается на машину, осознает, какой она ему представляется – «живой» или нет, – а затем корректирует свою манеру поведения за рулем, свою деятельность (если он водитель-профессионал), свое отношение к автомобилю. Но ведь так человек обычно и поступает, когда «разговаривает» с машиной или заботится о ней! Просто он не осознает своих действий! А автомобиль – «осознает». И платит своему двуногому другу взаимностью. Не верите?

Три мнения

Контактер из Тольятти(!) Е.Блинова: «Когда водитель входит в тесное дружеское общение с автомобилем, тот начинает откликаться на просьбы хозяина так же, как мы откликаемся на просьбы близких. Известны случаи, когда автомобиль «предупреждал» водителя об аварии. Мотор либо глохнет без видимой причины, либо просто не заводится, но стоит подождать определенное время, как все приходит в норму. Автомобиль «предчувствует» аварию и, не в силах избежать ее в пространстве, предупреждает событие во времени» [Цит. по: Л.Колосюк, А.Алексеев. Можно ли вступать в диалог с машиной? //На грани невозможного, 1999, №20., с.10].

Профессор психологии Миннесотского университета (США) Дан Крейнворд: «Между машиной и ее владельцем устанавливается психическая связь. Психическая энергия человека передается автомобилю» [Цит. по: Д. Минченок. Автотавр //На грани невозможного, 2000, №12., с.14].

И наконец, физик В.Ю.Тихоплав: «Хорошим примером взаимодействия человека с машиной служат «отношения», сложившиеся у автора книги (вернее, у соавтора; речь идет о «Начале начал» – А.В.) с ВАЗ-2103 1975(!) года выпуска. Машина стала своеобразным «членом семьи». Не проходило дня, когда автор, будучи здоровым, не прогрел бы ее, не протер бы стекла, не проверил все необходимые жидкости, не «поговорил» со своей «ладушкой». И надо сказать, машина ему платила тем же. За столько лет она практически не выходила из строя. Как только я появляюсь в поле зрения «ладушки» (машина находится на открытой стоянке), то чувствую, что она мне улыбается!» [Цит. по: В.Тихоплав, Т.Тихоплав. Начало начал. М., 2004., с.201].

А вот еще…

Есть, наверное, немало примеров гармоничных отношений между человеком и машиной. Приведу лишь два – когда машина помогла своей хозяйке и своему владельцу на дороге.

Однажды зимой по шоссе между Санкт-Петербургом и Таллинном шли навстречу две машины. Ситуация сложилась так, что машинам предстояло либо столкнуться «лоб в лоб», либо, в лучшем случае, пострадать от жесткого касания. Скорее всего, от страха перед неизбежным столкновением женщина за рулем одной из машин взмахнула руками и… бросила «баранку». И «баранка» сама(!) повернулась в сторону от катастрофы.

Другой случай. Автомобиль под управлением пьяного водителя на повороте «споткнулся», сделал 6(!) переворотов в воздухе и… приземлился колесами к небу. Три пассажира в 4-колесном «аэроплане» вышли из него целыми и невредимыми и заботливо поставили своего спасителя «на ноги». Приходится лишь удивляться «терпимости» автомобиля к нерадивому хозяину. И уповать на то, что случай послужит уроком, который пойдет впрок.

Кто прав?

Итак, существуют две версии, назовем их сторонников условно «лириками» и «физиками». Первые (включая физиков, признающих существование Тонкого Мира) для большинства автолюбителей являются мистиками. Вторые отличаются суровым прагматизмом в духе Станиславского: не верю!

Подытожим выводы «лириков». Каков человек, таков и его автомобиль. Человек, негативно относящийся к своему ТС, тем самым воздействует на спины его элементов, и со временем возникает негативный резонанс; а там и до ДТП недалеко… Но не будем о грустном: есть еще точка зрения «физиков».

Например, спортивного комментатора автожурнала «Турбо» В.П.: «Да, гибель Дж. Дина окружена мистикой, но… «трансцендентальность» тут ни при чем. Все дело в Porsche 550: жуткая машина. Chevrolet Corvair  начала 60–х по сравнению с ним – детский лепет. Скоростной 550-й предназначался для автогонок – и для профессионалов; Дж.Дина к нему не следовало и подпускать. Центральномоторная компоновка и качающиеся полуоси сзади (Volkswagen!) делали его нестабильным и на прямой, и в поворотах. Высококвалифицированный автоспортсмен (вроде W. von Trips’a) справлялся с норовистой машиной – и даже извлекал из его поведения определенные выгоды на гоночной трассе. А для Дж.Дина «маленький ублюдок» (он его не случайно так назвал) означал смертельную опасность. И для окружающих тоже. На ходу за 150 км/ч боковой порыв ветра бросил Porsche на встречную полосу, и Дж.Дин даже не успел понять, что произошло. И с А.Пери (восстановленная машина с нарушенной геометрией!) то же самое. Кстати, руль у 550-го на скорости отличался предательской легкостью, и несчастной даме не пришлось прилагать никаких усилий. Наоборот, сила (и профессиональные навыки) нужны, чтобы держать «рыскающий» автомобиль на траектории. Так что все совершенно реалистично…».

Однако, на мой взгляд, и версия «лириков» имеет право на существование. Автолюбители со стажем приведут немало труднообъяснимых с точки зрения физики и техники случаев, когда любимица выручала их из беды…

Но ближе к делу, весна в разгаре; я ведь про что? Про любовь.

Доброе слово и «Оке» приятно

Прав испанский писатель Мигель де Сервантес: ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Какое резюме можно сделать, опираясь на мнения автора «Дон Кихота», профессора Крейнворда, контактера Блиновой, физика Тихоплава, нашего спортивного комментатора и автолюбителей со стажем?

Если не вдаваться в антропоморфно-психологические и физико-математические «дебри», вывод прост: приобретайте ТС «по плечу» и… любите его! Не ругайте, не пинайте, не давайте обидных прозвищ; помните, что и у «железяки» есть своеобразное «сознание».

Любите свою машину, уважайте ее, заботьтесь о ней, говорите с ней ласково, и она обязательно отплатит вам взаимностью. И даже – почему бы нет? – когда-нибудь спасет вам жизнь.