Американский марафон

В США 18 февраля стартовал 36-этапный марафон NASCAR за кубок Nextel 2007. Как всегда, на культовом овале в Daytona, Флорида, – на 500 миль (804,5 км). Уже в 49-й раз здесь.

С конца 40-х в Штатах ежегодно разыгрывается кубок NASCAR (National Association of Stock Car Racing). Название кубка время от времени меняется, но суть остается прежней. Гонки серийных (stock) машин с до боли знакомыми названиями – Chevrolet Monte Carlo, Dodge Intrepid, Ford Fusion – на овальных треках с профилированными виражами. Серийных – легко сказано; фордовский болид Fusion имеет примерно такое же отношение к пассажирскому «однофамильцу» (не европейский «универсал», а американский седан) как ралли-монстр Citroen C4 WRC к семейному «хэтчбеку» под тем же названием. Стартуют (с хода) обычно 43 машины – и идут на дистанцию в 300-500 и даже 600 миль (480-960 км). Длина круга 0,85-4 км, все повороты – левые, тормозами и коробкой передач пилоты почти не работают. Мощные моторы, обманчиво простой план и выгодный профиль трассы допускают огромные скорости – за 300 км/ч на круге.

Три-овал Daytona – 4 с небольшим км (2,5 мили); сильный поперечный наклон профиля – 31°. Трасса скоростная; рекорд круга в квалификации – почти 338,5 км/ч (1987). Так что здесь (как и на треке Talladega) на карбюраторы «восьмерок» ставят специальную шайбу-рестриктор – для ограничения мощности двигателей и скоростей болидов.

Первый этап Кубка проводится по особой программе: торжественная процедура, растянутая на много дней. Предварительные заезды еще на предшествующей неделе отобрали участников двух 125-мильных (200 км) гонок Gatorade, прошедших в четверг 15 февраля. Однако первый ряд занимают 2 гонщика, показавшие лучшее время в предварительных заездах еще в понедельник 9 февраля. Ими стали 30-летний «новичок» David Gilliland на Ford (48,774 сек. на круге – средняя скорость с рестриктором 299,8 км/ч) и ветеран Ricky Rudd (тоже Ford). Третье время в квалификации показал David Stremme, а 4-е – наш знакомый Juan Pablo Montoya (оба на Dodge).

Держатель кубка 2006 Jimmie Johnson (по-прежнему Chevrolet) стартовал в итоге с 10-й позиции; совсем неплохо. Между прочим, в 2002 он как «новичок» тоже завоевал pole-позицию с первой попытки; в NASCAR такое возможно. На 42-е место передвинули Chevrolet 4-кратного обладателя кубка Jeff’а Gordon’а; что-то там нашли…

Daytona: старт; впереди – David Gilliland и Ricky Rudd

Сенсацией стал выход на старт гонки в Daytona болидов Toyota – под названием Camry. Ну да, «кэмри» – с V-образной 5,8-литровой «восьмеркой» под капотом и задними ведущими… В ходе технической инспекции Camry №55 опытного Michael’а Waltrip’а поймали на применении нелегальной присадки к бензину; команду оштрафовали на 100 тыс. долл., а с пилота в ходе сезона снимут 100 очков (если он их заработает). Многообещающее начало для Toyota.

А в гонке на протяжении абсолютного большинства кругов (из 202) доминировали два брата Busch (никакого отношения к президенту) – Kurt на Dodge и Kyle на Chevrolet. Заезд проходил интересно: на позиции лидера 15 раз сменились 9 пилотов. А вот завершился он настолько драматически, что вскочили с мест видавшие виды обозреватели. Не говоря уже о зрителях…

Daytona: K.Harvick (№29) вырывает победу у M.Martin’а

На 197-м круге произошел массовый «завал», и распорядители выбросили «красный» флаг: заезд приостановлен. После рестарта гонку повел 48-летний ветеран Mark Martin (Chevrolet), который стартовал из 5-го ряда; его отчаянно преследовали Kyle Busch и Greg Biffle (Ford). На последнем круге борьба пошла не на жизнь, а на смерть: обгоны по 3-4 болида бок о бок. Откуда ни возьмись, сверху свалился Kevin Harvick (Chevrolet) и на последней прямой вырвал победу – в 0.02 сек. перед Martin’ом! Едва ли не самый «плотный» финиш в истории NASCAR, а ведь стартовал Harvick лишь из 10-го ряда и 15 кругами раньше шел где-то на 30-й позиции… Что характерно, 4 первых места достались пилотам на Chevrolet, хотя в квалификации они не блистали.

Fontana: знаменитый J.-P Montoya

K.Harvick преодолел дистанцию за 3 часа 22 мин. 54 сек. со средней скоростью 240,3 км/ч. Сумма призовых составила почти 18,4 млн долл., из которых победителю достались 1 млн 443 тыс. Таков NASCAR. Обладатель pole-позиции D.Gilliland финишировал 8-м, J.Johnson рано сошел и классифицирован 39-м. J.–P.Montoya завершил гонку на 19-м месте; совсем неслабо. Лучшим на «кэмри» оказался 50-летний обладатель кубка Winston 1999 Dale Jarrett – 23-е место (из 43); у «тойоты» все впереди.

Марафон в пути. И через неделю караван NASCAR оказался уже в солнечной Калифорнии. Город Fontana, California Speedway: стандартный 2-мильный овал (3,2 км); здесь ездят без рестриктора. Скорости тоже приличные: рекорд квалификации – 302,9 км/ч (2005). Pole-позицию выиграл блистательный Jeff Gordon: 38,765 сек., 298,85 км/ч. Рядом с «классиком» стал быстрый Kasey Kahne на Dodge, но что значит первый ряд в гонке на 250 кругов (те же 500 миль)?

И в самом деле, в воскресном заезде 25 февраля доминировал Matt Kenseth (Ford), обладатель кубка Winston 2003. Он стартовал лишь с 25-й позиции, но в ходе гонки уверенно продвигался вперед и на 31-м круге захватил лидерство. На заключительной стадии на него агрессивно напирал все тот же Harvick, однако за пару кругов до «клетчатого» флага у Chevrolet под №29 случился прокол покрышки, и Kenseth финишировал первым. На 0,68 сек. от него отстал J.Gordon, 3-м прибыл Johnson. Из трех пилотов, стартовавших на «кэмри», сильнее всех выступил Brian Vickers – 10-е место; J.-P.Montoya остался 26-м. В NASCAR ничуть не проще, чем в Формуле 1…

Fontana: уверенно лидирует M.Kenseth

В ходе гонки 12 пилотов 28 раз сменились на позиции лидера; M.Kenseth преодолел дистанцию за 3 часа 36 мин. 41 сек. – со средней скоростью 222,75 км/ч. Сумма призовых превысила 6 млн долл., доля победителя – 342 с лишним тыс. В предварительном зачете ведет немолодой M.Martin (335 очков), на 2-м месте Jeff Burton (Chevrolet, 330 очков), на 3-м – J.Gordon (309). M.Kenseth лишь 12-й (232), «обороняющийся» держатель кубка J.Johnson – 15-й (216). И J.-P.Montoya уже 20-й (из 46 участников) – 191 очко. В NASCAR очки начисляют щедро, но выиграть кубок крайне трудно. Теперь почти каждую неделю – до середины ноября. Пожелаем им удачи.