Алтайская кругосветка

Алтайская кругосветка

Фото автора

Минувшей экстремальной зимой с треском (во всех смыслах) провалилась попытка открыть учебную ледовую трассу: мы едва не утопили трактор в Оби, впервые за все годы. После трудного совещания «Политбюро» АФАС постановило: ретропробег «Колесо истории-2007» НЕ ПРОВОДИТЬ, а сосредоточиться на других, менее затратных мероприятиях. Так началась «Великая алтайская кругосветка», посвященная 70-летию Алтайского края…

И все-таки она завертится

Собственно, решение о проведении «кругосветки» Федерация приняла, когда один из партнеров по «Ретроралли-2007», «УРСА-банк» вызвался стать ее генеральным спонсором. Маховик тяжелой ретромашины уже гудел на больших оборотах, когда банк вдруг сошел с дистанции. Что ж, спасибо ему хотя бы за моральную поддержку в трудный период, а свято место пусто не бывает. Знамя спонсоров и партнеров приняли «Почта России» (на базе автохозяйства которой был восстановлен «Унимог» и подготовлен к пробегу «Москвич-407»), «Единая Россия» и «Росгосстрах». Остальные партнеры АФАС знакомы нам уже много лет: это автоотдел «Чемпион» и, конечно же, фирма «Касмала», а освещением хода пробега пообещало заняться радио «Серебряный дождь».

Если пробег состоится – значит, это зачем-то нужно

Зачем люди отправляются в путешествие? Мир посмотреть. А почему на ретромашине? Себя показать. А еще есть у АФАС мечта: объединить ретровиков, пусть и не всего мира или Сибири, но хотя бы Алтая. Заодно отыскать старинную технику, документы и, конечно, людей, которые хранят Историю.

Маршрут и навигация

Трудно переоценить роль навигации в ретропробеге, где каждый километр для машины может стать последним. В серьезный, длинный пробег АФАС вошла с серьезным навигационным оборудованием. И оказалось, что современные средства GPS-навигации часто были менее точны, чем карты советских времен. Временами навороченный Garmin уверял, что колонна движется в стороне от дороги километрах в трех (не отсюда ли мнение иностранцев об ужасных российских дорогах?), а когда пробег вышел к парому в Камне-на-Оби, он сообщил, что машины стоят посреди реки! Должно быть, нелегко приходится забугорным шпионам на Алтае… Участники пробега умудрились посетить Орлеан, но ошибка навигатора здесь ни при чем: такой населенный пункт есть в Алтайском крае; как, кстати, и Вавилон с Варшавой.

Несмотря на наличие GPS, навигация в ретропробеге чаще осуществлялась ретроспособами

Хватило приключений и бийской группе. Так, почти день ушел у бийчан на преодоление одной из деревень, и это по центральным улицам. А что делается на окраине после дождика посильнее? Кстати, выяснилось, что лучшие дороги на Алтае находятся в Немецком районе. Но это было ясно и до пробега, из одного только названия.

Не весь край можно пройти посуху. И, кстати, паром тоже ретро; никто не знает, сколько ему лет

Техника и «попутчики»

Костяком барнаульской группы были четыре машины: «Унимог» (1955 год), «Победа», «Москвичи»: 407–й и 403-й. Основным составом бийской группы были «Запорожец», «Волга ГАЗ-22», ГАЗ-69 и ГАЗ-67 (1943-го года!).

По ходу пробега к колоннам на разное время примыкали ценители ретро на своих машинах.

В Славгороде пришла пора удивляться уже самим участникам пробега. Местная «Антилопа Гну» хотя и была репликаром, но выглядела намного старше их машин

Поломки и простои

Начало было положено закипевшим «Москвичом-407», у которого во время торжеств у нулевого километра Барнаула кто-то из деток совершил «диверсию»: закрыл жалюзи радиатора. Кстати, в одном из районов края инцидент повторился, и привод жалюзи было решено отключить от греха подальше.

В первый день у «Победы» отвернувшийся радиатор прогрызся об вентилятор. Затем остановился «Москвич-403»: в редукторе заднего моста ведущая шестерня отломилась от вала. До места ремонта «Москвича» буксировал «Унимог». Он же вытаскивал после разгрузки с парома застрявшую на песчаном берегу «Победу». Которой позже пришлось также варить лопнувший кронштейн генератора. У 403-го «Москвича» однажды отказалась включаться вторая передача (вылечилось небольшим отдыхом).

«Универсальный зольдат» («Унимог») хода не лишался, но безупречным его поведение назвать было трудно. Его раздатка нагревалась настолько, что рычаг обжигал руки. К тому же периодически «Унимог» отказывался ехать быстрее 40 км/ч, а из его выхлопной трубы валил черный дым.

Временами «экспонаты» уходили в саботаж, отказываясь заводиться. Разрушались старинные шины. Но самая серьезная поломка в пробеге произойти не успела. По возвращении из пробега, в нескольких сотнях метрах от гаража «стуканул» двигатель «Розового фламинго»: раскрылась нижняя головка одного из шатунов, да и на остальных гайки после расшплинтовки докручивались от руки.

Встречи

Отношение к старым машинам в народе особое. Ретропробежцев с радостью встречали и простые жители края, и представители властей. Во многих населенных пунктах приход ретроколонны превращался в митинг или праздник. Со слезами на глазах пожилые люди вспоминали свою молодость, частью которой были такие же, тогда совсем новые машины. Участникам пробега показывали реставрируемую местными ценителями старины технику. Интерес к старым машинам был настолько велик, что стал причиной как минимум одного ДТП: водитель одного автомобиля, засмотревшись на ретромашины, наехал на другой.

Подарки

В автомобильном магазине для ремонта радиатора был подарен дорогой импортный герметик. Взамен вышедшего из строя редуктора заднего моста «Москвича-403» был установлен другой, подаренный жителем села Рожнев лог, этот же автомобиль получил в подарок оригинальные подфарники. Владельцу «Победы» подарили оригинальный рабочий(!) приемник. Председателю АФАС Сергею Поспелову подарили новенькие колеса и панель приборов для «Розового фламинго» («Москвич 407», см. Турбо, №№8-9, 2007). А еще участников пробега местные жители бесплатно ремонтировали, кормили и поили, перевозили на пароме…

Как оказалось, ретропробежцы тоже были способны кое-что подарить местным жителям, и речь шла не только об эмоциях. Забавное происшествие было в одном из сел. В этот населенный пункт пробег пришел как раз на День российского флага. К участникам подошла заведующая клубом. В разговоре выяснилось, что у них в селе нет НИ ОДНОГО российского флага. И приобрести их не получается. После короткого совещания было принято решение передать российский флаг участников пробега клубу. Следом к ретровикам подошла заведующая детским садиком и тоже попросила флаг, но такового уже не оказалось. Между двумя женщинами произошел конфликт за право обладания флагом, одним из аргументов которого был: «Не возьму твою дочь на работу!». С большим трудом разняв отчаянных женщин, пообещали им при первой же возможности прислать еще один флаг. Обещание было торжественно исполнено в Тальменке, на историческом фестивале старинных и редких автомобилей «Олд-Тальм-2007». 

Олд-Тальм-2007

Такого история Сибири еще не знала. На центральной площади Тальменки выстроились почти два десятка ретромашин из клубов Барнаула, Бийска и Новосибирска. Нашлось о чем поговорить! Обменялись опытом и, конечно, телефонами; поделились мечтами и планами. Полагаю, следующий пробег должен выйти за пределы Алтая и пройти через города Сибири. Ретроклубы, отзовитесь!

Победа была с нами! Участники после 8 дней пути и 1300 км полным составом замкнули кольцо пробега