А на дворе Метель’2007 – Ледовый рейд

Метель’2007 – Ледовый рейд

В крупных и малых фирмах (и фирмочках) вошли в моду корпоративные вечеринки. Особый всплеск наблюдается в так называемые новогодние праздники, когда покровитель виноделия Бахус накрывает полстраны. Кто-то получает удовольствие от вечеринок, иные судорожно щелкают каналами ТВ (всюду натыкаясь на одни и те же лица). А кое-кто внимательно «прислушивается» к попыткам слегка увеличенной печени бороться с разными спиртосодержащими напитками. В общем, кто как хочет, так и проводит российские 10-дневные новогодние «каникулы».

Активисты новосибирского клуба Off Road Master уже 4–й год с пользой для дела и с исключительным удовольствием проводят свободные дни в зимней экспедиции. Вот и нынче состоялась четвертая, уже традиционная зимняя экспедиция «Метель 2007 – Ледовый рейд».

К 10:00 утра 2 января к месту старта у ГПНТБ начали подкатывать «внедорожники» неодинакового калибра. Регионы тоже разные. В этот раз, кроме постоянных участников и друзей из Томска, к «Сибирскому марафону» прибыли гости и (тоже давние) друзья – экипажи из города Нижневартовска (Ханты-Мансийский АО) и поселка Пурпе (Ямало-Ненецкий АО).

Андрей и Лиля Меньшиковы (пос. Пурпе) встретили Новый год, можно сказать, на колесах. Дело в том, что они отбыли из своего поселка 28 декабря и взяли курс на Екатеринбург. Там поздравили знакомых и близких, а 31 декабря двинулись в направлении Новосибирска, чтобы присоединиться к экспедиции «Сибирского марафона». А Евгений Болычев (официальный представитель филиала Off Road Master Club’а в Нижневартовске) стартовал 1 января и вовремя прибыл на старт. Ребят хоть в пример ставь: за 1000 км – и прибыть вовремя!.. Учитесь, «джиперы»!

Поздравления с Новым 2007 годом – и все дружно тронулись «в метель». Колонна состояла из 12 машин, в которых 26 человек (не считая собаки какой-то мудреной породы по кличке Конон). По пересечении «черты города» (12:30 пополудни) из шипящей рации полились приколы и шутки-прибаутки. Как всегда; чем дальше от города, тем сильнее гуляет кровь по жилам автоэкстремалов-путешественников.

Метель-2007 – Ледовый рейд
Вскрытие проводим на месте

В планы экспедиции входила задача обогнуть Обское водохранилище. По Ордынской трассе колонна экспедиции прошла 100 с лишним км и в 14:30 наконец-то свернула в сторону Шайдуровского совхоза. Проскакиваем Алексеевку, и в 15:40 «Сибирский марафон» притормозил в деревне Ужаниха. Водителям скользкие укатанные дороги надоели до чертиков. Зато Витяй (Виктор Воронков, Томск) вдоволь погонял на лыжах прицепом за TLC–80 – со скоростью до 60 км/ч. Неудивительно, что он же и стал победителем в дисциплине скийеринг.

Покружили, как ужи, вокруг Ужанихи. Руководство принимает решение пробиться по зимнику в сторону пос. Воздвиженский и дает команду надеть загребущие цепи. Увы! В предлагаемой ситуации они оказались бесполезны: продвижению машин вперед мешал смерзшийся наст. Не поддался он и лопатам. Так что выбираемся обратно на дорогу и снимаем внедорожные принадлежности.

Быстро темнеет, дует сильный холодный ветер. Температура воздуха -25°С. Александр Сорокин дает знать, что ему пора возвращаться домой. Как-никак, у него ВАЗ-2106. Молодец, Александр! Хоть и на «шестерке», но по мере технических возможностей старается участвовать во всех мероприятиях клуба.

Дело к ночи. Где-то в районе 50-60 км закопалась по самое брюхо наша техпомощь («шишига» – ГАЗ-66, Павел Бабин). Уже затемно колонна пытается преодолеть еще один зимник. Сначала машины уверенно ползли друг за дружкой, соблюдая оптимальную дистанцию для возможного разворота; но чем дальше, тем переметы становились все шире. Вскоре над капотом Toyota Land Cruiser-80 томского экипажа (Виктор Галузин, Виктор Воронков) наблюдаем клубы пара. Вскрытие показало, что лопнул дюралевый патрубок. Успешно прошедшему прошлогоднюю экспедицию «Метель-2006» до Салехарда и обратно при 60-градусном морозе Виктору –25°С по барабану. Он безмятежно ставит «залеченный» бандажом и холодной сваркой патрубок на место; через какой-то час машина снова в строю…

Метель-2007 – Ледовый рейд
Тяжела доля штурмана

Пробивающие путь первопроходцы сообщают: снега навалило столько, что копать можно всю неделю. Как раз новогодние каникулы. Мужи экспедиции принимают мудрое решение развернуться и ползти на исходную позицию, то есть на дорогу. Ближе к полуночи на пути к селу Москвинке колонна съезжает с дороги и на краю березовой рощицы становится лагерем на ночевку.

Есть ли что-то лучше ужина у костра в кругу друзей? Под яркими звездами да на морозе (да под холодную водочку) пища усваивается гораздо лучше, чем в крутом ресторане. С восхищением наблюдал, как супруги Меньшиковы ставили палатку. В ней они провели первую экспедиционную ночь – и все последующие. И стали победителями в номинации экстремальная ночевка. Молодцы! Под занавес первого «рабочего» дня Павел Бабин сообщил, что у него все нормально, и он дождется нас на дороге. Тихая, спокойная ночь минула очень быстро.

Второй день «ледового рейда» начался с 9:00. Подъем, утренние процедуры, легкий завтрак, уборка территории; в 11:15 пустились на поиски загадочной Даниловской фермы (село Даниловка). По пути встретили нашу «шишигу».

Метель-2007 – Ледовый рейд
Снегоуборочный комбайн «отдыхает»!

Дорога – сплошное холодное зеркало. Машины идут на полном приводе – так безопасней. В 14:00 Командор (Игорь Куликов) предлагает сократить маршрут километров на 20 и попасть в Даниловку по зимнику, который проходит через заказник. Предложение принимается, колонна сворачивает с трассы. Та же незадача, что и при попытке штурмовать зимник ночью. Плотный наст, а под ним сухой рассыпчатый снег. Дорогу, похоже, не пробить. Пробуем пустить вперед ГАЗ-66; тщетно. Какие-то 2-3 метра – и все, «шишига» зарывается. Дружно достаем широкие лопаты и шуршим ими под носом у «вездехода». Разведка доложила, что впереди совсем никак: снега по пояс. Если в конце зимника хватит сил, то только на то, чтобы присыпать снежком друг друга. И надо же, пока все при памяти, кто-то вспомнил пословицу: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Поступили по-умному. Ведь в принципе задача пробиться именно по зимнику не ставилась. Спокойно развернулись и выехали на ледяную дорогу.

На зимнике начинаются «глюки» АКПП на машине В.Галузина. То включимся, то не включимся; то едем, то стоим. Худо-бедно к 16:00 добрались до Даниловки – все и своим ходом. Недоумеваем: чем же так примечательна пресловутая Даниловская ферма? На всякий случай машины выстроили в шеренгу. Слово берет президент клуба Off Road Master И.Куликов, и команда узнает, что… Командор здесь родился. Во как!!! Вот авантюрист! Вот молодец! В одиночку ему бы никогда, похоже, не собраться навестить свою малую родину (то дела, то времени не хватает), а здесь маршрут лег прямо по центру Даниловки.  В родных местах вдвойне приятнее побывать с друзьями.

Метель-2007 – Ледовый рейд
До поселка Пурпе еще 8 дней пути

Село, худо-бедно, живет размеренной и трудной жизнью. Неподалеку находим обширную поляну с околотком стройных берез; становимся на ночлег. Сон потом, а прежде накрывается общая «поляна». Мало не царская; чего здесь только не выложили! Евгений Болычев настрогал муксуна, посыпал лучком-перчиком и угостил марафонцев прекрасной закуской. Поздней ночью экспедицию покидает экипаж Олега Громилина. Жаль, ведь он лучший из «забубенщиков». Может «забубениться» на своем громодышащем «сафаре» куда хочешь (и не хочешь).

Первая половина следующего дня прошла в соревновательном режиме. Поляна широкая – катись, насколько способна твоя техника. В дисциплине кто дальше проедет по целинному снегу за определенное время победил Олег Булгаков на своем неубиваемом «крузаке». Даже не вышел из машины, хмырь, – хоть из солидарности к «трудоголикам». А люди махали лопатами со свистом. Другое состязание проводилось в номинации кто дальше метнет (швырнет, толкнет, закинет) полено средней величины. Ну, здесь равных Юлии Булгаковой и Владимиру Новицкому просто не нашлось. Молодцы!

Метель-2007 – Ледовый рейд
Перед Рождеством полезно окунуться

Соревнования завершились – возобновились «головняки» с АКПП на Land Cruiser томичей. Попытки реанимировать «автомат» ничего не дали. Приняли решение тащить «крузака» на веревке до села Краснозерское (оно же – поселок городского типа), куда и пролегал наш дальнейший путь.

Выехали в 13:30, в Краснозерку притащились уже затемно. От всех участников «Сибирского марафона» и от редакции журнала «Турбо» огромная благодарность за гостеприимство администрации с. Краснозерское и Вячеславу Кислицыну, сотруднику МРЭО ГИБДД Краснозерки. Все получилось прекрасно. Вячеслав организовал уставшему коллективу «Сибирского марафона» классный ужин, апартаменты для нормальной ночевки и самое главное – сауну с бассейном. Здесь же принимается решение буксировать томский экипаж до финиша трофи-экспедиции.

Метель-2007 – Ледовый рейд
«Кому сидим?» – «Веревку ждем!»

Утреннее построение перед «белым домом», общение с администрацией, искренняя благодарность всем принявшим участие в радушном приеме. В 14:00 колона выехала из пгт. Хороший поселок, замечательные люди!

В 15:00 по просекам перешли границу с Алтайским краем, миновали населенные пункты Хабары, Серп и Молот, Крутиху и к 19:00 пробились к устью реки Алеус. Натоптали полянку для лагеря, перекусили и – баиньки.

Метель-2007 – Ледовый рейд
Самый лучший «забубенщик» – Олег Громилин

Наутро решили объявить свободный день. Красивое место на берегу немаленького залива. Кто-то гонялся на машинах по тонкому льду, другие готовили вкусный плов. Экстремалы выпилили прорубь, растопили походную баню и… Каждый мог окунуться с головой в прорубь удовольствия. Хорошо, что она не сразу замерзала. Ночью долго сидели у костра, а Витяй распевал песни (в том числе и частушки со своим колоритным лексиконом). Лепота!

В последний день «Ледового рейда» по просекам пробились до переправы в районе села Ченгисы и все-таки проехали километра 1,5 по Обскому водохранилищу. Попали на остров (он тоже относится к территории Ченгисов). Там посетили местную церковь, отработали фотосессию и вернулись обратно. Сильных морозов нет, и лед не настолько прочный, чтобы рисковать тяжелой «шишигой». А правила в команде таковы, что или все вместе проходят маршрут, или никто. Решение всем вместе вернуться домой единственно верное. Экстрима в «Метели 2007 – Ледовый рейд» не предполагалось.

Метель-2007 – Ледовый рейд
Плов заказывали?

После обеда выехали на Ордынку и часам к 10:00 вечера мы дома – в Новосибирске. Простившись с ребятами с далекого Севера, усталые но довольные автопутешественники поперлись отсыхать на свой теплый и, наверное, ненавистный диван. Есть правило в клубе Off Road Master: экспедиция считается завершенной, только когда последний участник доберется до своего дома. Откуда бы он ни прибыл. Так что окончательный end засчитывается лишь после сообщений-подтверждений – см. ниже (орфография, пунктуация и выражения остаются на совести респондентов :)).

Евгений Болычев, Нижневартовск
Всем здрасьте!

Прошелся по Томскому зимнику Парабель-Катальга – 300 км. Ехал не спеша, пару раз ночевал – перед Каргаском и на зимнике. Старался идти засветло, чтобы все рассмотреть. Места просто офигитительные, сказка Деда Мороза. Домой добрался без серьезных происшествий в субботу 13-го к 17:00.

По пути улетал с трассы: однажды засмотрелся по сторонам, пару раз вынужденно. На зимнике до Мыльджино немерено грузовой техники. «Уралы»-бойлеры, трубовозы и пр., они ваще не тормозят. Ну и мне тоже ни к чему, к тому же зимник извилистый как черт знает что. Едешь, никому не мешаешь, вдруг откуда ни возьмись – низко летящий самосвал. Если разъезда нет, то полная задница: приходится нырять в сугроб.

Минус дневной езды по зимникам: лес стеной, все в снегу; ночью хоть фары видно. Ладно, останавливаются выдернуть, а то там слой снега раза в два толще, чем в Новосибирской области. От Тевриза до Катальги – одна колея и ни одного разъезда на 100 км. Пропуская две полумертвые «ГАЗели» с азербайджанцами и мандаринами, слез в сугроб и лег то ли на пень, то ли на ледяной ком. Повредил глушитель, после чего он у меня отвалился, и 250 км пришлось ехать как в танке без наушников. Ну, жесть – от меня даже лесовозы шарахались. Вот так вот продлил себе отпуск.

Андрей и Лиля Меньшиковы, пос. Пурпе
Привет всем!

Ну, вот мы и дома! В 5:00 местного времени сегодня, 15-го, наш экипаж прибыл в поселок Пурпе Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Намотали 9600 км. Оторвали глушитель, разбили катафот на заднем бампере. Вылетела V передача, камнем из-под «ГАЗели» разбито лобовое стекло. Сколько спалили бензина, не знаем; не считали. Таков итог нашей зимней экспедиции. Не такая уж и высокая плата за море положительных эмоций, которые мы получили, путешествуя по стране в компании Off Road Master!

«Метель’2007 – Ледовый рейд» считается успешно завершенной. До новой метели!

Метель-2007 – Ледовый рейд
Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!