«Метель-2006. К Полярному кругу»

«Метель-2006. К Полярному кругу»

В Новосибирске 15 января 2006-го года финишировала трофи-экспедиция «Метель-2006» (которую по справедливости следовало бы назвать «Мороз-2006»).

Экипажи:
Новосибирск
1-й – Игорь и Валентина Куликовы (Nissan Expert)
2-й – Павел Бабин (Pajero)
3-й – Алексей Федюнин, Александра и пес Цицерон (Isuzu Bighorn)
4-й – Денис Лыткин и Алена (Toyota HiLux Surf)
10-й сборный – Олег Булгаков, Вадим Сиваракша, Александр Семенихин (TLC-80)
«Скромный» – Сергей Гриднев (УАЗ-3160)
Томск
Виктор Галузин, Евгений Глумов (Mitsubishi Pajero)
Олег Готман, Константин Барабанов (ВАЗ-2103)

Организаторы во многом уникального зимнего путешествия ставили перед собой нелегкую задачу – добраться на автомобилях до географического «Полярного круга» в Салехарде. Посетить исторические памятники освоения Сибири, встретиться с единомышленниками в off road-клубах севера. А заодно провести разведку маршрута предстоящей трофи-экспедиции «Сибирский марафон» «ГУЛАГ. Дорога 501».

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
Цицерон – полноценный член клуба

Уже традиционная, зимняя трофи-экспедиция «Метель» проводится новосибирским клубом экстремальных автопутешествий Off Road Master с 2004 года и стала официальным спортивным мероприятием. Новогодним путешествием открылся очередной автотуристический сезон в России. Помимо 7 новосибирских экипажей, в трофи-экспедиции приняли участие «автоэкстремалы» из Томска, Нижневартовска, Ноябрьска, Пурпе, Нового Уренгоя и Надыма. Протяженность маршрута – 5600 км, из которых 8 с лишним сотен пришлись на зимники! Финиш экстремальной трофи-экспедиции «Метель-2006» в Новосибирске намечался на 9 января, но сибирские морозы распорядились иначе. Из-за аномально низкой температуры, установившейся на обратном прохождении маршрута, его отложили на неопределенное время.

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
Воду давай …

Перенос сроков не на шутку взволновал энтузиастов «внедорожного движения» и экстремального автопутешествия. Поскольку мы здесь постоянно поддерживали связь с руководителями экспедиции, то, можно сказать, одними из первых узнали, в какую переделку попали участники Сибирского марафона. «На дворе тундры» температура воздуха опустилась до -60°C, плюс сильный ветер, плюс… Иными словами, страшная новогодняя сказка, но со счастливым концом! Каждый раз, слыша бодрый голос Олега Булгакова, Вадима Сиваракши, Валентины Куликовой и эфирный русский «сленг» (знать, чего-то делают!), мы восхищались нашими людьми. И думалось: хорошо, что нет у нас пока видеотелефонов. Все с нетерпением и тревогой ждали возвращения полярников. И они, слава Богу, вернулись! Уставшие, с темными кругами под глазами от недосыпа, ребята все-таки задержались с нами, чтобы поделиться первыми впечатлениями.

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
Сбой в программе бытового термометра

Первый этап необычной трофи-экспедиции прошел в установленные маршрутным листом сроки. По мере продвижения к «Сибирскому марафону» присоединялись экипажи северных городов. В их числе старые знакомые-«автоэкстремалы» и новые друзья-единомышленники. Неподалеку от Салехарда трофи-экспедиция «Метель-2006. К Полярному кругу» повстречалась с командой «Полярный экспресс» – от редакции московского журнала «Off Road Drive» и родственного новосибирцам клуба экстремального автотуризма из Екатеринбурга. Состоялась беспрецедентная встреча представителей 9 внедорожных клубов из разных городов России. На зимней автодороге, проложенной вдоль памятника освоения Сибири «Мертвой железной дороги» – в непосредственной близости от Полярного круга.

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
«Что с вами сделали снег и мороз… »

Проехав 60 км от Аксарки по асфальту, 7 января колонна достигла главной цели – Салехарда. Пересекли Полярный круг! И сфотографировались для истории у полярной стелы и памятника 501 стройки ГУЛАГа. К тому моменту экспедиция решила свои основные задачи, но люди не знали, что начинается самая отчаянная фаза путешествия. Вроде все, пора домой, но не тут-то было! Не хотел север отпускать своих гостей.

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
Финиш! «Не стоит прогибаться под изменчивый мир…»

Понижение температуры внесло свои коррективы в график движения, возникли технические осложнения. Поменяли пару спущенных колес, у УАЗа Андрея из Пурпе перемерзла вентиляция картера и выдавило щуп. Щуп утерян, выброс масла покрыл контакты стартера, и двигатель утратил способность заводиться «с ключа». У TLC-73 из Ноябрьска перемерзла топливная система, пришлось организовать временную магистраль и подавать горючее через шланг из канистры. По ходу устранения неполадок (работы продолжались около 4 часов) пилот Toyota Сергей Созин из Ноябрьска получил обморожение правой стопы. Плохой обзор приводил к частым сходам с трассы. При преодолении снежных заносов и эвакуации автомобилей из снежного плена перегрелась АКПП у TLC-80, и машина лишилась 3-4-й передачи и заднего хода, а вырванный буксировочный крюк оставил экипаж без электролебедки. Скорость держали не выше 40 км/ч, – чтобы сберечь детали подвески. Короткая остановка в Новом Уренгое: -52°. Уже к ночи температура опустилась до -60°. Как показал термометр на заправке в Пыть-Ях; приборы экспедиции уже не брали столь низкую температуру.

После заправки возникли трудности с УАЗом Сергея Гриднева. Двигатель работал с перебоями, и автомобиль начал быстро замерзать. После нескольких попыток реанимировать машину (по пути следования) ее цепляют на буксир до поселка Покачи.

Экстремальная трофи-экспедиция «Метель-2006»
«…пусть лучше мир прогнется под нас»

По словам руководителя трофи-экспедиции Олега Булгакова, «основная сложность при низких температурах – с горючим и смазочным материалами. В баках практически чистый керосин (применяется в сильные морозы для разбавления дизельного топлива)… Моторы старались не глушить, так как завести их потом сложно. Двигалась колонна медленно – из-за риска повредить подвеску и трансмиссию; ведь упругие элементы и смазочные материалы потеряли свои свойства. Не позволяли идти быстрее и поломки. За 4 дня (от Салехарда) преодолели всего лишь 800 км… Несмотря ни на что, стремились вперед, к дому. Самочувствие и настроение в экипажах поддерживалось нормальное – боевое. Психологический климат – здоровый. Попав в экстремальную ситуацию, команда Off Road Master Club действовала четко и слаженно, демонстрировала высокий уровень профессионализма. Высокий моральный дух и командная работа позволили преодолеть серьезные испытания, выпавшие на долю экспедиции».

Команда трофи-экспедиции выражает глубокую признательность людям и организациям, оказавшим бескорыстную поддержку на маршруте

«ТЕХЦЕНТР» и лично Александру Стародубцеву (Надым),
«НАДЫМГАЗПРОМ» (Пангоды),
«СИБНЕФТЬ» (пос. Муравленко),
«ВАНЬЕГАННЕФТЬ» (Нижневартовск).

Благодарим также спонсоров экспедиции
Relieff(r) • Арбат Дизайн • Сибирская Ярмарка • Гранд Авто • ANTEX-ИП Сарычев.

Информационных спонсоров
Автомобильный журнал «Турбо», Информационное агентство «Интерфакс-Сибирь».

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Павла Мирошникова, Олега Булгакова и всех-всех-всех!

«Метель-2006. К Полярному кругу» «Метель-2006. К Полярному кругу» «Метель-2006. К Полярному кругу» «Метель-2006. К Полярному кругу» «Метель-2006. К Полярному кругу»