От ДТП практически никто не гарантирован – даже при наличии всевозможных страховок. Когда случается беда, то виновник, на первый взгляд, очевиден. Тем не менее, лишь тщательная экспертиза способна подтвердить или опровергнуть первоначальные выводы, оголив порой неожиданные результаты. В чем и убеждает обстоятельная беседа с одним из классных специалистов «Автотехстандарта», занимающегося выявлением причин преждевременного выхода шин из строя.
На эксперта надейся…
Анализ дорожных происшествий показывает, что львиная доля «странных» аварий непосредственно связана с ходовой частью автомобиля. А такая хрестоматийная неприятность, как лопнувшая на высокой скорости шина, не миновала даже генсека Л.И.Брежнева. И только «зачищенность» трассы от посторонних машин и пресловутое водительское мастерство Леонида Ильича спасли ситуацию. Простым же водителям намного сложнее – особенно доказывать непреднамеренность выезда на встречную полосу или открещиваться от других отягчающих обстоятельств. И здесь за дело берется эксперт, располагающий не только специальным оборудованием и богатым опытом, но и дипломированными полномочиями влиять на судебное разбирательство.
Оказывается, такой распространенный случай, как «взрыв» покрышки на скорости, не всегда спровоцирован отклонениями от норм эксплуатации, а зачастую зависит от качества изделия. Так, прореженные нити корда или сомнительные материалы способны уже на ранних этапах эксплуатации шин привести к катастрофическим последствиям. Но порой дефекты затаиваются в ожидании благоприятных условий для развития «грыжи» и прочих болезней – с летальным исходом. Там, где «здоровая» шина выдержит расчетные нагрузки, брак обязательно даст слабину. И роль экспертизы в выявлении нарушений переоценить сложно. О чем свидетельствует история Федора О.
Тот недавно приобрел новую резину на свою «тойоту», и на бердской трассе при скорости 80 км/ч его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение с «ГАЗелью». Пострадало «железо» обеих машин, в чем, естественно, обвинили Федора. Но он не согласился с таким решением и обратился к нашему эксперту. После тщательного изучения «останков» вынесен вердикт: виной всему «грыжа» левого управляемого колеса, возникшая из-за прореженных нитей корда. То есть заводской брак; решение эксперта освободило без вины виноватого водителя от ответственности.
…Да сам не плошай!
Как же подстраховаться от подобных ситуаций? Немалую роль здесь играют удача и везение – вкупе с правильным выбором поставщика автомобильной «обуви». А при наличии средств, одну из шин из партии неплохо подвергнуть разрушающей экзекуции в экспертной лаборатории. Но главным приоритетом правильного выбора «резины» остается ее соответствие всем техническим условиям и особенностям эксплуатации, в том числе и по индексам грузоподъемности и скорости (расшифровка есть у продавцов – или см. «Резиновый ребус», «Турбо», 2004, №1). Так, согласно экспериментальным данным НИИШП, температура протектора грузовых шин 220-508 с увеличением скорости от 50 до 80 км/ч повышается приблизительно на 20%. Такое же повышение температуры наблюдается у легковых шин 165/R13 при увеличении скорости от 80 до 120 км/ч. А дальше – больше, плюс жаркая погода…
Особое внимание следует уделить грамотному монтажу колес. Работа «на коленке» или на изношенном оборудовании чревата повреждениями посадочных бортов (см. фото), герметизирующего слоя, камер и ободных лент, механическими повреждениями закраин, посадочных полок ободьев и дисков. При обращении на «шиномонтаж» нелишне сохранить соответствующие чеки и квитанции. Которые впоследствии могут стать звеньями доказательной базы в экспертной оценке причин возможного ущерба.
Несоблюдение или отклонение от эксплуатационных показателей своеобразно отражается на состоянии резины. Недокачал (перекачал) шины, «сэкономил» на развале-схождении и балансировке, и на горизонте маячат не только ускоренный износ протекторов и повышенный расход топлива, но и неприятности гораздо серьезнее… И здесь эксперта не обманешь. А ссылки на якобы неточный манометр или другой диагностический прибор – не принимаются. Будьте добры своевременно проверить оборудование на соответствие стандартам, – если уж вы им пользуетесь.
Но если вы все делали правильно и все же попали в неприятную историю, эксперт вам в помощь.