При беглом взгляде не автомобиль ничего и не заподозришь: типично британский 2-местный спорт-родстер. Агрессивный облик, классическая компоновка, руль справа – вроде Aston Martin или TVR. Все так, вот только насчет компоновки… Новый проект мало кому известной Lightning Car company (Лондон) разрушает все привычные представления об автомобильной архитектуре; отметим для начала, что прототип GT – полноприводная конструкция.
Такие в общем-то известны: невероятный Bugatti Veyron, некоторые модели Lamborghini… А кстати, где у спорт-родстера от Lightning (англ. – молния) Car мотор: спереди или по центру? Гм, у прототипа GT их 4 (четыре) – причем все электрические! Да, перед вами очередной проект электромобиля с мощными бортовыми аккумуляторами, подзаряжаемыми от общей сети. Но какой: общая мощность тяговых э-моторов (каждый из них крутит одно из колес) превосходит 700 л.с., суммарный крутящий момент – около 3 тыс. Нм. Причем он доступен уже от 0 оборотов – как обычно для э-двигателей. Таким образом, у прототипа постоянный полный привод Hi-Pa Drive (э-моторы в комплекте с контроллером и электроникой от британской PML Flightlink Ltd.) – безо всяких КПП, трансмиссионных валов и дифференциалов.
Техника монтируется на легкой и жесткой несущей структуре из алюминиевого «сотового» материала, кузовные панели – из углепластиков. Передняя и задняя подвески, естественно, на двойных поперечных рычагах и собраны на трубчатых подрамниках. Натуральный GT, однако какие чудеса скрыты под традиционной внешностью!
Внешне прототип GT подозрительно похож на «штучный» Ronart Lightning, который выпускали еще 4-6 лет назад. Правда, у того под капотом монтировали нормальную фордовскую «восьмерку». А здесь… страшно подумать |
Э-моторы питаются от литий-ионных батарей NanoSafe, которые поставляет пионерная американская компания Altairnano Inc. (Reno, Невада). Причем при замедлении э-двигатели работают как генераторы тока и возвращают кинетическую энергию автомобиля аккумуляторам; рекуперация. Как заверяют партнеры по проекту, продвинутые NanoSafe заряжаются за какие-то 10 мин. – сравните со многими часами, необходимыми для зарядки обычных батарей. Слишком хорошо, чтобы так легко поверить; прикиньте, какой тут требуется ток. Допустим, 48 кВт•ч э-энергии закачиваются при напряжении в сети 220-230 В; тогда 10-минутная зарядка идет при величине тока около 1280 А! Нужна медная жила толщиной в руку…
Так что вопросы есть, но раз уж аккумуляторы заряжены полностью, то электро-родстер в «экономичном» исполнении GTSE способен якобы пробежать (при средней скорости около 80 км/ч) добрые 400 км! Что еще нужно? С другой стороны, облегченная «динамичная» версия GTS может разогнаться с места до 96,5 км/ч (60 миль) быстрее, чем за 4 сек.; мощность, тяга и 4WD. Правда, в экстремальном режиме аккумуляторы «сядут» за 6-8 мин., ведь «слить» 48 кВт•ч э-энергии все равно, что хорошему д.в.с. сжечь 18-20 л бензина; не так много. С другой стороны, на умеренных скоростях электрический силовой агрегат расходует энергию исключительно экономно. Немаленькая машина (длина 4,5 м) весит около 1350 кг, из которых 4+ центнера приходятся на тяговые аккумуляторы. Altairnano Inc. гарантирует батареям NanoSafe 12 лет службы; после 15 тыс. циклов заряд-разряд они еще сохраняют 85% номинальной емкости. Но и стоят, естественно; как ожидается, электро-GT выйдет в 2008 году на рынок по цене от 150 тыс. фунтов стерлингов; пересчитайте в евро – или в доллары. Ввиду неслабой цены забавно звучат рассуждения о необыкновенной экономичности электромобиля: в Великобритании расходы на горючее… то есть, на э-энергию раз в 10 ниже, чем по сравнимому спорт-родстеру с бензиновым двигателем. Нет слов, вот только за какой срок текущая экономия окупит первоначальные затраты?
Так или иначе, Lightning Car уже принимает заказы; нет сомнений, что покупатели на электро-родстер найдутся. А вы откажетесь от такого? Разве что нам ближе спорт-купе с несъемным верхом – по климатическим условиям.