Фото Никиты Бочкарева и Владимира Новицкого
Для широкого круга автомобилистов английская марка Land Rover в представлении не нуждается. Ведь имиджевая реклама за 55 лет существования брэнда сделала из него легенду внедорожья. Так что проверка на практике способностей и потребительских качеств одного из «профи» – героя Camel Trophy – вызвала у нас неподдельное любопытство и профессиональный интерес.
![]() |
Что в имени твоем?
Доставшийся нам на тест Land Rover (сельский бродяга) по имени Defender (защитник) 110-й модели (размер базы в дюймах) оказался участником экспедиции «Биосфера» (экологические исследования). Кстати, «Защитники» среди «Сельских бродяг» впервые появились в 1990 году. Поэтому перевод полного имени объекта нашего пристального изучения, отраженный в заголовке, предлагаю считать правомерным. А вечнозеленая фирменная эмблема в окружении рекламных аппликаций предстоящего экологического проекта – лишнее тому подтверждение. Так что после небольшого ономастического (ономастика – раздел ономасиологии, изучающий собственные имена) изыска перейдем непосредственно к автотехнической стороне нашего вопроса.
![]() |
А что в здоровом теле?
Анатомический обзор британского вездехода начнем с оценки внешности. Хотя в принципе оценивать-то и нечего. Рубленые формы истинного «профи» не блещут изощренностью дизайна, здесь подход простой – чуть красивее трактора, и ладно. А чем больше всевозможного утилитарного оборудования в виде канистр, защитных устройств, шанцевого инструмента и т.п., тем машина «круче».
Комплектация зависит от заказчика, и найти двух одинаковых «дефендеров» практически невозможно. В нашем, самом скромном, варианте самым заметным элементом стал огромный багажник на крыше – «мечта оккупанта». Подобные багажники, помимо своего прямого предназначения, используются как наблюдательные платформы, а порой на них ставят палатки – для безопасного ночлега.
Объемный 5-дверный кузов десантно-пассажирского назначения – типа station wagon – рассчитан на размещение целого мотострелкового отделения из 9 человек в полном вооружении. Алюминиевые панели кузова, кое-где схваченные заклепочными швами, покоятся на мощной лонжеронной раме. Удобнее всего проникать в автомобиль с кормовой двери, так как там есть откидная подножка. Сиденья десантного отсека – обыкновенные бортовые лавки с поролоновыми подстилками. В случае чего они вместе с рамным каркасом поднимаются к бортам, трансформируя салон в грузовую платформу или в спальный отсек.
![]() |
![]() |
Экипаж машины боевой |
Посадка через другие двери требует определенной ловкости – из-за высоких (едва ли не полметра) порогов. Попытка задрать ногу на такую высоту в тесноватой одежде может обернуться выходом ее (одежды) из строя. Defender хоть и «Защитник», но отнюдь не «Дамский угодник». Солидный дорожный просвет (по моим замерам – 220 мм, а по технической характеристике – 215 мм), позволяет на бездорожье многое. Но пропуская между колес крупные предметы, не забывайте про картеры главных передач на балках ведущих мостов.
![]() |
![]() |
Армейский дизайн для «защитника» — норма |
![]() |
Знакомые рычаги |
С высоты водительского места, как с капитанского мостика, отлично просматривается вся дорожная обстановка. Немногочисленные приборы не отвлекают от вождения. Но отсутствие у автомобиля за 30 тысяч «зеленых» ставшего уже привычным «полного электропакета» – озадачивает. А если заказать все опции, то запредельная цена не вдохновляет на рискованные эксперименты по проверке «легенды» в действии. Что вряд ли остановит истинных «фанатов»; как говорится, «не в деньгах счастье…».
Под капотом 2-тонного «селянина» установлен 5-цилиндровый 2,5-литровый турбодизель, «способный заменить целый табун из 122 лошадей». А расход топлива – меньше, чем у УАЗа: в смешанном цикле всего 10,8 л на сотню километров пробега. Так что на 750-километровый рейд топливного бака вполне хватит. Ручная 5-ступенчатая коробка передач в комплекте с «раздаткой» – вполне оправданное решение для столь серьезного вездехода.
![]() |
«Пятигоршковый» дизель |
На ходу…
Легкость в управлении исключительная – благодаря грамотной настройке рулевого механизма с гидроусилителем и четкому переключению передач. Педальный узел несколько смещен влево, но к нему быстро привыкаешь. Увеличенные углы въезда/съезда (особенно передний в 50°) позволяют уверенно преодолевать ямы и косогоры. В меру жесткая подвеска не «вытряхивает душу» при движении на высоких скоростях даже на откровенном проселке. Плавность хода по шоссе обеспечивается подбором амортизаторов, тщательной балансировкой вращающихся деталей трансмиссии – и дорожными покрышками Michelin 7.50R16C XPC.
![]() |
На трассе «профи» — легенда Camel Trophy |
![]() |
Длинноходная подвеска при штурме перелеска |
![]() |
И «защитник» нуждается в защите |
Удивило нестандартное исполнение кнопки звукового сигнала. Она выполнена в виде рычажка на многофункциональном подрулевом переключателе и работает при торцевом нажатии. Не сразу и сориентируешься, как подать сигнал. На мой взгляд, неудачно; в критической ситуации ее не сразу нащупаешь. И что мешало исполнить ее «классически» – по центру «баранки»?
«Турбоподхват» возникает где-то после 50 км/ч. В динамике Defender нынешнего года почти не уступает комфортным внедорожникам среднего класса. Запаса тяги двигателя хватает и на быстрые маневры, и на супертяжелые подъемы. Словом, прошли те времена, когда «сельский бродяга» был по-тракторному медлителен и неповоротлив. Надежность дисковых тормозов не вызывает сомнений, замедление автомобиля хорошо прогнозируется. Постоянный полный привод – хорошая страховка при рискованной езде – на тяжелом бездорожье оказывается главной надеждой. Впрочем, в такой ситуации скажет свое веское слово и архаичная подвеска с неразрезными мостами. Как ни крути, на бездорожье эта схема выигрывает у своих более современных независимых собратьев. А в целом классическая рамная конструкция в сочетании с практически неубиваемыми неразрезными мостами – залог долгой и верной службы машины. По утверждению специалистов, на Defender можно каждый день гонять по бездорожью, но интервал между обслуживаниями остается неизменным – 10000 км. Какой еще автомобиль такое выдержит? Это действительно – легенда во плоти.
Вывод: машина, конечно же, «супер». Но – на большого ценителя.
Снаряженная масса, кг | 2020 |
Двигатель: | 5-цил., дизельный с турбонаддувом |
Рабочий объем, см3 | 2500 |
Макс. мощность, л.с. | 122 при 4200 мин-1 |
Коробка передач: | механическая, 5-ступенчатая |
Максим. скорость, км/час | 145 |
Расход топлива, городской / загородный цикл, л/100 км | 12,7 / 9,7 |
Размеры, длина / ширина / высота, мм | 4599 / 1790 / 1993 |
База, мм | 2794 |
Дорожный просвет, мм | 215 |
![]() |
Владимир Новицкий за рулем с 1991 года, ездит на автомобиле Suzuki Escudo |
Давно хотел познакомиться поближе с легендарным Defender. И вот перед тест-группой стоит «защитник» 110-й серии; кстати, одна из самых популярных моделей у поклонников марки Land Rover. О дизайне говорить не приходится (он не меняется уже много лет), все налицо: утилитарная грубоватость, плоские поверхности и прямые углы. Ни тебе рельефных выштамповок, ни хромированных вставок. Все по-спартански, но качественно и крепко. И… просто. Например, открывающиеся изнутри салона воздухозаборники под лобовым стеклом. Внутренняя отделка по-армейски практична, особенно в тяжелых условиях. Считаю, что таким и должен быть внедорожник; не нужны здесь ковровые покрытия, велюр и панели под дерево. Ведь на бездорожье попадаешь в разные ситуации: грязь, пыль, вода. Неужто в белом смокинге, да по болоту? С такой точки зрения в Defender все удобства: выдернул в полу сливные заглушки, окатил салон парой ведер воды – и порядок. Просторный салон позволяет свободно чувствовать себя пассажирам как на передних, так и на задних сиденьях. По необходимости в багажном отсеке на продольных скамейках размещаются еще четверо. А сколько полезных вещей можно взять с собой в путешествие! Благодаря широким проемам и высокой посадке водителя обзорность – великолепная. Панель приборов очень проста: только то, что необходимо в «автономном плавании». Ходовые качества Defender оправдали мои ожидания. Тяговитый 5-цилиндровый 2,5-литровый турбодизель выдает 122 л.с. Причем обороты любит повыше, на «низах» способен заглохнуть в самый неподходящий момент; нужен навык. Пятиступенчатая МКПП четко фиксирует включение той или иной передачи, а 2-ступенчатая «раздатка» работает с постоянным полным приводом и механизмом принудительной блокировки межосевого дифференциала. Для проходимости – большой плюс. Поутюжив лесные рвы и буераки, мы хотели хоть чуть-чуть оторвать автомобиль от земли, но не удалось. Как говорится, «рожденный ползать – летать не может». Зато ползает Defender здорово. Неразрезные мосты подвешены на очень жестких пружинах, поэтому на «стиральной доске» грунтовки или щебенки тряска практически отсутствует. При скорости в 85 км/ч на такой дороге возникло ощущение, что едешь по асфальту. Хотя на автобане этот монстр смотрится как деревенский увалень, все же Defender – отличная машина. И надежная. |
![]() |
Ирина Кабанова за рулем с 1997 года, ездит на автомобиле Daewoo Racer |
Настоящих утилитарных внедорожников во всем мире осталось не так много, на их место все чаще приходят пресловутые «паркетники» – любители асфальта. Но бездорожье… Здесь царствуют «истинные проходимцы». С одним из них мы и познакомились: Land Rover Defender. С первого взгляда машина не разочаровала. Давно ставшая классической суровая рубленная внешность впечатляет и покоряет сердце мужчины-охотника, рыбака и, конечно, любителя экстремальных путей. Кое-кому он показался настоящим красавцем. От меня вы не услышите таких восторженных слов, но все же попробую оставаться объективной. Забравшись в огромный салон, обнаруживаешь, что довольно жесткие и высокие сиденья вполне удобны. Обзор прекрасный, приборы легко «читаются». Все просто и без наворотов. Кажется, что здесь и ломаться-то нечему. А вот тронуться с места не удалось: сцепление оказалось очень уж тугим, и у меня не хватило сил его выжать. Он все-таки предназначен для сильных мужчин. А я с удовольствием прокатилась на пассажирском сиденье. На асфальте Defender не показал себя неуклюжим. Тяговитый турбодизель легко разгоняет тяжелую машину, а мягкая подвеска поддерживает некий комфорт на ходу. Но катание по городским улицам не входило в наши планы. Нам требовалась пересеченная местность, грунтовка и овраги, что мы и нашли, отъехав недалеко за город. И здесь английский «вседорожник» отлично проявил себя, старательно переваливаясь через гребни и борозды, полностью выбирая внушительные хода подвески. А мне оставалось только удобно сидеть и радоваться проходимости аппарата. Land Rover Defender – прекрасный вездеход, мечта многих. Среди его преимуществ – высокое качество сборки, надежность, долговечность, мощный и экономичный дизельный двигатель. Англичане не поступились принципами и не стали жертвовать внедорожными качествами машины ради комфорта и плавности хода по асфальту. И посему покупателю придется мириться с высокой ценой и некоторыми неудобствами неординарного автомобиля. |
![]() |
Алексей Громов за рулем с 2003 года, ездит на автомобиле Honda Civic |
Пожалуй, поговорка «старый конь борозды не испортит» особенно подходит к Land Rover Defender 110. Подумать только, модель образца 1984 года, претерпевшая за долгий срок лишь незначительные изменения, до сих пор пользуется (и заслуженно) репутацией «настоящего внедорожника». На тест выставлен автомобиль в стандартной комплектации – без кондиционера и без стерео; они (и многое другое) относятся к дополнительному оборудованию. Но даже в такой комплектации Defender стоит 30 с лишним тыс. у.е. Салон простоват, что компенсируется удобным, приподнятым рабочим местом водителя – с отличной обзорностью. За внешней простотой скрывается четко продуманное исполнение каждой детали. Сиденья максимально приближены к дверям, чтобы водитель мог видеть колеса. Сиденья, кстати, обтянуты водонепроницаемыми чехлами. Немало удовольствия доставит водителю турбонаддув, который дает о себе знать приятным шепотом из-под капота. Defender, несмотря на внушительную массу и, так сказать, принадлежность к off road, на удивление «живой» автомобиль, поэтому даже в городе ущербным в динамике себя не чувствуешь. Дизельное топливо Defender «кушает» умеренно: в городском режиме 12,7 л, на шоссе 9,7 л. Козырь конструкции – цельноалюминиевый кузов (на раме) и, конечно, 2-ступенчатая «раздатка» в полноприводной трансмиссии с механизмом принудительной блокировки межосевого дифференциала. Ну, просто находка для джиппера – и автомобилистов, болеющих ралли-рейдами. Возможно, кто-то скажет: безумство покупать такой автомобиль за такие деньги. Но ведь в том-то и прелесть, что у счастливого обладателя Land Rover Defender и мысли не возникнет купить, скажем, Toyota Camry. Так что напрашивается вывод: Defender специфичный автомобиль – для особенных людей. |
![]() |
Никита Бочкарев за рулем с 1998 года, ездит на автомобиле Honda Orthia |
Defender – легендарная машина. Пожалуй, более всех других джипов он ассоциируется с надежностью, проходимостью и неприхотливостью. Иногда в России его называют «английский УАЗик». Цена и надежность при том в расчет не берутся. Экземпляр, тест-драйв которого мы проводили, сравним с ульяновским вездеходом по богатству оснащения. В машине не оказалось кондиционера, магнитолы, электроприводов и т.д. Но так уж задумано: «дешево, но сердито». «Сердито» не получилось в плане подвески. Джип оказался совсем не «табуреткой», как многие ожидали. Поездка по гравийной дороге прошла без последствий для наших позвоночников. Единственное, что крайне раздражало, – отсутствие какого-либо места для ног задних пассажиров. Оставался лишь один способ – пересесть в багажник. Там расположены две продольные лавочки. Но я не рискнул; сработал инстинкт автомобилиста, накатавшего не один час в «таблетке». С чем мне раньше не приходилось сталкиваться, – так это с водонепроницаемыми чехлами сидений. Очень полезная вещь, хотя в жару их лучше снять. Вспоминаются эпизоды раллийных выступлений, когда после дождя или преодоления брода запрыгиваешь в салон и в мокрой одежде плюхаешься на обивку сиденья. Интересна расстановка передних кресел (с позволения сказать). Они максимально приближены к бортам машины и, вместе с практически плоскими дверями, позволяют водителю с рабочего места видеть, что у него под колесами и задавать самое точное направление движения. Неожиданно резвым оказался двигатель. От дизеля, пускай даже с турбиной, такой тяги на прямой не ожидалось. Большой плюс агрегата в том, что у него хорошая тяга на низких оборотах – еще до включения турбины. Управлять им тем более удобно, что жесткая педаль сцепления очень информативна. В остальном джип так же великолепен. Огромные хода подвески, четкое включение передач, вполне «прозрачный» руль и т.д. Надеюсь, когда-нибудь появится возможность обкатать Defender по настоящему бездорожью, чтобы до конца понять его английский характер. |
Редакция благодарит ООО «Автолэнд Сибирь» – официального дилера Land Rover – за предоставленный автомобиль |