Зима в полном разгаре. Самые активные из автомобилистов с первым же снегом переобули своих механических скакунов – в соответствии с сезоном. И каждый сделал выбор в пользу тех или иных моделей, в широчайшем ассортименте предлагаемых торговыми организациями и продуцентами. Но кто-то все еще колеблется, решая непростой ребус в духе знаменитого шекспировского персонажа…
На вопрос: «Брать или не брать зимнюю резину?» – многочисленные эксперты заявляют в голос: «Брать!», приводя многочисленные доводы. Но что именно брать? Здесь однозначного ответа не дает никто. Ведь все зависит от индивидуальных возможностей, склонностей и потребностей. Мы попытались разобраться в сложном вопросе, проведя небольшое маркетинговое исследование новосибирского рынка зимних автомобильных шин. И вот что у нас получилось.
Симпатии текущей зимы
Наибольшей популярностью в самой массовой номинации «отечественные 13-дюймовые шины» пользовались в нынешнем сезоне изделия ярославского шинного завода – с «раскрученным» брендом «Медведь». Все модели – от «народной» Я-400 до Я-620 НАСТ-II в «экономичном» ценовом диапазоне до 1000 руб. – уже успели завоевать определенную категорию покупателей. Причем Я-620 удивительно «похожа» на знаменитую Nokian Hakkapeliitta 1. Выигрывая у «иностранки» в цене, «дубоватая Медведица» уступает по качеству и, как следствие, – по многим эксплуатационным свойствам, в том числе и сцепным. В верхних рядах «экономкласса», немного обособленно (+250 руб. за штуку) стоят «резиновые изделия» совместных с именитыми иностранцами производств. Все тот же ЯШЗ по технологии компании Goodyear (и под ее неусыпным жестким контролем) выпускает автошины Medeo – точную копию выходца из прошлого века Ultra Grip 400. Им вслед идут «Омск-Матадор» и московская «Таганка». Однако разрекламированная М-264 Snow Queen (Снежная Королева) на деле не оправдывает своего названия и остается аутсайдером «симпатичной» компании. Основной ее «минус», по оценкам экспертов, – низкие сцепные качества на льду. Наравне с ярославскими шинами в том же «эконом– диапазоне» успешно «расходится» и кировская KN-207 Nordman. Вся представленная к продаже популярная «зимняя обувь», как правило, ошипована, хотя изначально она «беззубая». По мнению специалистов, грубую отечественную резину лучше все-таки шиповать.
В другом условном «бизнес-классе» на нижней ступеньке популярности прочно обосновалась германская модель Barum Polaris OR60, равная по цене лучшим отечественным образцам, но явно превосходящая их по тормозным свойствам и топливной экономичности. В этом классе шипованных шин уже третий год подряд лидирует трио полюбившихся народу моделей: Goodyear Ultra Grip 500, Nokian Hakkapeliitta 2 и Gislaved Nord Frost 3. Первая неоднократно признавалась лучшей по совокупности экономических и ходовых качеств, а остальные вообще считаются эталоном зимней шипованной резины. Посему многие покупатели предпочитают доплатить за по-настоящему качественную продукцию. К слову, после массовой сезонной распродажи, когда ажиотаж идет на убыль, такая резина берется рублей на двести дешевле (за колесо).
Я-620 НАСТ-II |
М-264 |
Barum Polaris OR60 |
Gislaved Nord Frost 3 |
Оценивая ассортимент продукции «китов» мировой шинной индустрии, не устаешь поражаться, как далеко ушли они от нас в технологическом плане. Возьмем, например, новые нешипованные шины Pirelli Snowcontrol с дополнительной характеристикой «интеллектуальные» – за способность приспосабливаться к погодным условиям. В резиновый компаунд шины входят три полимера, наделяющие ее адаптивными свойствами (не дают дубеть при температурах ниже -30°С и поддерживают нужную жесткость блоков протектора при положительных температурах). Но они уже на верхней ценовой планке.
Резино-техническая шпаргалка
При огромном выборе РТИ, без минимального набора специальных знаний разобраться в ассортименте очень сложно. Тут-то наша «шпора», как и предыдущие публикации в «Турбо», и призвана помочь. Для кого-то повторение пройденного, а для другого – актуальная информация. Итак, по порядку.
Есть шины диагональные и радиальные. До середины ХХ века автомобили носили только диагональную обувь; каркас у нее – из кордовых слоев с перекрещивающимися нитями. В радиальных же шинах, созданных фирмой Michelin, нити корда стали натягивать по радиусу покрышки – в параллель. Конструкция оказалась настолько удачной, что «диагоналки» теперь практически не выпускают, хотя в продаже они еще встречаются, особенно в России. Дело в том, что «радиалки» оказались долговечнее (60 тыс. км для них не предел). Жесткий брекер не позволяет протектору активно деформироваться, допуская гораздо более высокие скоростные режимы, нежели у предшественников. Но на плохих дорогах все иначе, и набить «грыжу» на слабой радиальной боковине намного проще, чем на диагональной. Так что увеличенная ходимость радиальных колес по нашим направлениям – вопрос спорный. Вывод: в ряде случаев «диагоналка» еще послужит. Что же касается ее маркировки, то для рядового автомобилиста практический интерес представляют только две цифры: монтажный диаметр и ширина профиля шины.
Маркировка радиальной шины – настоящий ребус с тремя десятками цифр, букв и пиктограмм.
Все импортные шины, независимо от страны-производителя, соответствуют одному из трех стандартов, обозначенных на боковине. Буква «Е в кружочке» с цифрой от 1 до 16 – европейский стандарт, при этом цифра указывает на одну из стран, наделенных правом сертификации. DOT – Department of Transport (американский стандарт). Не редкость и двойное обозначение E и DOT, указывающее, что шина сертифицирована как для Европы, так и для США. Эти стандарты во многом совпадают.
После «стандартов» идет группа символов, заканчивающаяся тремя цифрами. Это дата изготовления (в неделях) и последняя цифра конкретного года. А в предыдущих символах – код конструкции шины, фирмы и завода-изготовителя (расшифровка есть у каждого крупного дилера).
Для нас же особенно интересна типоразмерная строка. Например, 215/75R14 80S. Первое число – 215 – указывает ширину профиля шины между наружными стенками боковины (в миллиметрах). Высота профиля выражается индексом 75, означающим процентное отношение высоты профиля шины к его ширине. В нашем примере высота профиля 161 мм. Если процентное отношение не указано, то по умолчанию подразумевается высота профиля в 80-82%. У суперскоростных покрышек высота профиля – лишь 30-35% от ширины. Далее просто, R14 – радиальная шина с посадочным диаметром 14 дюймов. Затем идет индекс допустимой нагрузки, не выражающий напрямую определенного веса (см. табл. 1). Здесь «80» – нагрузка до 450 кг. И наконец, последняя буква указывает скоростную категорию шины (табл. 2); превышение скорости может привести к ДТП.
Индекс | Макс. скорость, км/час |
X | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
H | 210 |
VR | 240 |
W(ZR) | 270 |
V(ZR) | 300 |
Индекс | Нагрузка на 1 колесо |
50 | 190 |
60 | 250 |
70 | 335 |
80 | 450 |
90 | 600 |
100 | 800 |
110 | 1060 |
120 | 1400 |
Метки о сезонном назначении шин в последнее время претерпели изменения. Старое обозначение M+S (Mug + Snow), то есть «грязь+снег», потихоньку себя изживает. Такое обозначение никем толком не регламентировано и поэтому мало что выражет. Поэтому Европейский союз производителей шин (есть такой) предложил новую «зимнюю символику» – снежинку в треугольнике. Для получения заветной «снежинки» фирма-изготовитель проводит всесторонние испытания по определенной программе, а результаты представляет на одобрение отраслевой комиссии.
Другая значимая с точки зрения эксплуатации метка – TWI (Tread Wear Indicator – индикатор износа протектора). Таких меток, как правило, 6 с каждой стороны протектора. Они указывают место размещения самого индикатора – выступа высотой 1,6 мм в основании протектора. При «облысении» до границ которого, шину пора менять – как не вполне безопасную.
На некоторых шинах с направленным рисунком протектора делают монтажные метки. Направление вращения обозначается крупной стрелкой и надписью Rotation (вращение). Довольно запутанны пояснения для шин с асимметричным рисунком; следует обратить внимание на надпись Side Facing Out (сторона, обращенная наружу). Невнимание к инструктивным знакам грозит печальными последствиями.
Надписи НР и HPU обозначают элитный класс – с соответствующей ценой. То же касается и особой маркировки вроде Eagle (орел) от Goodyear.
Маркировка в виде цветка и надпись Eco Flex – экологически чистый продукт.
Надписи Tubeless (бескамерная) и Tube Type (камерная) в комментариях не нуждаются. Но стоит заметить, что бескамерная шина намного безопаснее при проколе и легче на ходу.
При выборе шин важно помнить, что в зимнем ассортименте есть шины с «европейским» и «скандинавским» рисунком протектора (страна происхождения здесь ни при чем). И те, и другие выпускаются повсюду. Просто «европейки» с их довольно плотным рисунком удобны на заботливо обслуживаемых зимних трассах. А крупные «шашечки» покрышек со «скандинавским» рисунком (меж которых проходит мизинец) предпочтительнее на рыхлом снегу, но хуже на зимнем асфальте.
Теперь несколько слов о шипованной резине – и о ее шипах. На российском рынке доминируют два основных типа шипов: фланцевые и трубчатые титановые (ТТ). Наиболее перспективными считаются «тэтэшки» – патентованная отечественная разработка 1998 года. Внешне шип ТТ похож на обычный 2-фланцевый, но отличается кое-какими конструктивными особенностями. В стальном корпусе ТТ есть трубчатая вставка из титанового сплава, уменьшающая – за счет увеличенной площади контакта – удельное давление на дорожное полотно. Помимо «щадящего» действия, такой шип почти вдвое легче предшественника (1,3 г против 2 -2,5) и меньше выступает (на 0,5 мм) над поверхностью протектора. Отмечается «терпимость» к асфальту – с меньшей вероятностью потери шипов при «юзе».
Шипы ТТ |
И наконец, общая рекомендация для тех, кто ездит на шипованной резине. Такие колеса требуют обкатки. На первой сотне километров следует избегать резких ускорений и торможений. Шипам нужно «вжиться» в свои гнезда. Таким образом уменьшается риск потери шипов, да и покрышки прослужат дольше. А по весне, при смене обуви, нелишне отметить стрелкой направление качения каждой зимней шины. Чтобы при последующей установке «улегшиеся» на небольшой угол шипы не расшатывались в своих гнездах при «непривычном» вращении в новом сезоне.
На «бережливой ноте» и завершим «зимний обзор». До встречи весной!