Работы по шиномонтажу являются достаточно распространенной операцией, с которой знаком практически каждый автомобилист. Необязательно, что он сам менял колеса на своем автомобиле. Он мог просто видеть это, например, в автосервисе. Проводить подобные работы следует грамотно. Если недостаточно закрутить или наоборот перетянуть болты, то это может привести к непредсказуемым последствиям.
Некоторые придерживаются убеждения, согласно которому будет очень хорошо, если болт закручивается с большими усилиями. Подобное убеждение неверное и даже таит в себе определенную опасность.
Любая резьба имеет конкретный момент затяжки. Именно по этой причине болты выпускаются с определенной толщиной и длиной. Механик, затягивая болт ключом, должен прилагать при этом конкретную величину усилий. Автомобили марки «ВАЗ», скажем, предполагают наличие усилия с показателем 70 Нм. Для автомобилей «Volkswagen» это усилие составляет уже целых 160 Нм. Это не случайно, поскольку характер крепления колес влияет на многие обстоятельства.
Невидимые перекосы
Когда крепятся колеса, требуется соблюдать не только необходимое усилие, но и равномерность. Если недотянуть или перетянуть болты с одной стороны, то это может негативно отразиться на тормозах. Возможен перекос колеса и тормозного диска, в результате чего появится биение. Это только при поверхностном рассмотрении, кажется, что величина небольшая, а на самом деле ее можно сопоставить с тем рабочим ходом, что совершают колодки. Может возникнуть трение о диск, что помешает ему вращаться.
В идеальном варианте проверку осуществляют, используя индикатор-микрометр. Авто будет плохо ездить, демонстрируя при этом повышенный расход топлива. Но это еще половина беды. Негативным моментом является то, что диск будет находиться в постоянно нагретом состоянии. В итоге это приведет к тому, что колодки преждевременно состарятся, и их придется заменять. В худшем случае жидкость закипит, а после этого откажут тормоза. Если автомобиль вылетит на встречную полосу, то остановиться он не сможет.
Нельзя переусердствовать
На практике чаще сталкиваются со случаями, когда болты перетягивают. Гораздо реже их недотягивают. Если монтажник при затягивании болтом проявит чрезмерное усердие, это может не ограничиться лишь повреждением резьбы. Можно сломать шпильку, которой крепится колесо. Лучше, если она или само колесо отвалятся сразу. Но ведь это может случиться и в дороге. Лишь беспечные водители отправляются в дорогу с плохо закрепленными колесами.
Испортить резьбу чаще всего можно из-за перекоса болта. Это вполне может относиться и к гайке.
Контроль затяжки болтов
Разумеется, при закручивании гаек никто не будет использовать динамометрический ключ. Но хоть раз это необходимо сделать для того, чтобы хоть приблизительно запомнить, какое следует приложить усилие.
Требуется использование штатного баллонного ключа, которым комплектуется автомобиль при продаже. Его длина рассчитана конструкторами для того, чтобы не прилагать излишних усилий. В автосервисе используют пневматический или электрический гайковерт. Величина усилия может изначально задаваться на таком инструменте. При обращении в шиномонтаж на Беговой, работнику необходимо сообщить величину момента затяжки, которую определил производитель.