Мощь TDI

Нынешний – 75-й в истории! – заезд на 24 часа в Le Mans ожидался с особым чувством. Предстояла дуэль двух гигантов: бессменного победителя последних лет, команды Audi Motorsport, – и экипажей Peugeot Sport. Причем обе стороны выставили спецаппараты с 12-цилиндровыми 5,5-литровыми турбодизелями. Объявленная мощность 48-клапанного двигателя Audi R10 TDI – 650 л.с. (где-то при 4750 мин-1), наибольший крутящий момент – 1100 Нм. Турбодизель Peugeot 908 Hdi еще мощнее: 700 л.с. и 1200 Нм. Объявленные показатели; а что там на самом деле, кто знает.

Как-то противостоять могучим заводским командам пытается малобюджетный французский «частник» Pescarolo Sport. Его болиды оснащены 5,5-литровыми бензиновыми «десятками» Judd – без наддува (но с шайбой-рестриктором на впуске). Тоже не слабые: около 650 л.с. при 7 тыс. оборотов и без малого 660 Нм крутящего момента. В отличие от «гоночных родстеров» Audi R10 TDI и Pescarolo-Judd 01, новый Peugeot 908 Hdi представляет собой так называемый «гоночный лимузин». То есть, автомобиль с закрытым кокпитом (и 2 откидными дверцами); определенные преимущества в аэродинамике, но ограниченная обзорность. Чисто «стелс»…

M.Werner принимает отмашку «клетчатого» флага

Сильнейшие команды выступают в высшей категории LMP1, они и претендуют на абсолютную победу в марафонской гонке. Кроме того, на старт Le Mans 2007 вышли автомобили младших категорий: LMP2, GT1 и GT2. Aston Martin DBR9, Chevrolet Corvette C6-R, Ferrari 550 Maranello и 430 GT, Porsche 911 GT3 RSR, Saleen S7R и пр.; успех в 24-часовой гонке котируется чрезвычайно высоко. Всемирный PR.

Квалификацию к «долгой прогулке» выиграл француз Stephane Sarrazin на Peugeot 908 Hdi – со средней скоростью чуть выше 238 км/ч. Меньше 0,6 сек. уступил ему на трассе de la Sarte (длиной 13,65 км) 37-летний шотландец Allan McNish на Audi R10 TDI, победитель Le Mans 1998. Из соперников на болидах с бензиновыми двигателями быстрее всех оказался французский пилот Emmanuel Collard (Pescarolo-Judd 01, 6-е время): он проиграл обладателю pole-позиции 7 с четвертью сек. Казалось бы, что значит квалификация к заезду на 24 часа, где итоговая дистанция иной раз исчисляется 4 сотнями кругов? А вот – проба сил, разведка возможностей соперников, последние доработки в конструкции и настройках, уточнение плана гонки. Престиж, наконец.

Среди пилотов, выступающих на легковушках категории GT1, лучше других в квалификации выглядел знакомый нам Christophe Bouchut (ездил вместе с Алексеем Васильевым и Николаем Фоменко) на Aston Martin DBR9. Он отстал от времени S.Sarrazin’а уже на 24,4 сек. И так далее; стартовый порядок сложился, и соперники рвались в бой.

А в субботу 16 июня они отправились в путь – в 15:00. Как обычно в последние десятки лет – с ходу; легендарный старт Le Mans давно в прошлом. На первом же круге француз Sebastien Bourdais (между прочим, победитель североамериканской гоночной серии Champ Car в 2004, 2005 и 2006), которому доверили пилотировать самый быстрый Peugeot со старта, промахнулся в «шикане» Dunlop. Ничего особенного – прогулка по газону, но гонку теперь возглавил итальянец Rinaldo Capello на Audi (в команде кроме него A.McNish и 7-кратный победитель в Le Mans датчанин Tom Kristensen).

К концу первого круга Audi №2 вел уже в 3,5 сек. перед Peugeot №8, а 9 кругами позже отрыв увеличился до 17 сек. После первого часа пелотон возглавляла «тройка» Audi – №2, №1 (Frank Biela, Emanuele Pirro и Marco Werner) и №3 (Lucas Luhr, Alexandre Premat и Mike Rockenfeller). Их преследовали 2 Peugeot: №7 (Marc Gene, Nicolas Minassian и Jacques Villeneuve) и №8 (S.Bourdais S.Sarrazin и португалец Pedro Lamy). На том же круге шел Pescarolo №16 (Jean-Christophe Boullion, E.Collard и Romain Dumas); «шестерка» лидеров укладывалась в 2 мин. разрыва. Стало ясно, что они и разыграют между собой призы Le Mans 2007.

Но как говорится, еще не вечер; в 5-м часу зарядил дождик, и на трассу выехал safety car. Трогательная забота распорядителей – почти как в NASCAR. Дождь прекратился, и гонка возобновилась. И тут на 23-м круге M.Rockenfeller в вираже Tetre Rouge расхлестал Audi №3 – без видимых причин. Как говорится, гоночный инцидент. Силы двух главных соперников сравнялись – на какое-то время.

После 3 часов заезда лидер оставался прежним, однако на 2-ю и 3-ю позиции выдвинулись Peugeot №8 и (с отставанием на круг) №7. Тогда как Audi №1 откатывался назад – в зону досягаемости Pescarolo №16. Наступила ночь, но скорости ничуть не упали. Болиды рассекали по la Sarte в свете фонарей и фар; завораживающее зрелище.

Полсуток пробега позади, скоро ранний июньский рассвет; впереди Audi №2 с отрывом на 2 круга от №1. Peugeot приотстали – №7 на 5 кругов от лидера, а №8 и вовсе на 9. Причем между ними вклинился все тот же Pescarolo № 16. Дело в том, что после 7 часов гонки у Peugeot №8 пришлось менять дефектный подшипник колеса, и экипаж потерял на вынужденном pit-стопе немало времени. Таков Le Mans: здесь решает не столько скорость на круге, сколько способность команды и экипажа сохранять технику в боеспособном состоянии – круглые сутки. Достается всем, и ни один из болидов не обходится на марафонской дистанции без потерь. Вопрос в том, насколько серьезен ущерб и позволяет ли он держать высокий темп?

Peugeot № 8 дотянул до финиша

Не зазеваются ли механики на очередном pit-стопе и не допустят ли грубого прокола? Как с лидером нынешней гонки: в 8-м часу воскресного утра Audi №2 под управлением R.Capello вылетел с трассы в вираже Indianapolis и крепко приложился об барьер из покрышек. Аут; как тут же выяснилось, отвалилось заднее левое колесо… Кто-то не довернул гайку – со сна?

Ситуация резко изменилась и приобрела драматический характер. После 18 часов Audi №1 по-прежнему впереди, болиды Peugeot отстают на 4 и 7 кругов. Однако их два, и шансы добраться до финиша у них двойные. Стоит последнему из Audi слегка забарахлить, и грозный соперник отберет заслуженную победу. Впрочем, соперник столь же уязвим: в первом часу дня упало давление масла в двигателе Peugeot №7. Вынужденный pit-стоп, механики 40 мин. колдуют над турбодизелем, и N.Minassian выводит болид на трассу. Чтобы кругом позже прекратить гонку; фатальная неисправность.

И за 1,5 часа до финиша их осталось трое – лидеры, далеко оторвавшиеся от пелотона. Audi №1, Peugeot №7 (-6 кругов) и Pescarolo №16 (-11 кругов). Над de la Sarte ливень, и на трассе вновь safety car. Нелепо, но спасительно для Peugeot Sport: у №8 тоже барахлит турбодизель… Ввиду малой скорости «каравана», болид почти без потерь проводит 20+ мин. на pit-стопе, и S.Bourdais осторожно выруливает на трассу. Всего в каких-то 3 кругах отрыва от ближайшего преследователя; ключевой вопрос в том, когда уйдет safety car и E.Collard за рулем Pescarolo №16 предпримет последнюю попытку настичь ослабевший Peugeot и вырвать 2-е место?

Оставьте иллюзии; как и везде, в Le Mans интересы спорта приносятся в жертву соображениям «высшего» порядка. Надо помочь Peugeot Sport сохранить лицо – и safety car остается на трассе (безо всякой необходимости). Гонка возобновляется лишь за 10 мин. до истечения суток – для приличия. Тем временем Peugeot № 8 попросту стоит в последнем повороте, ожидая прохода победителя. И финиширует 2-м – в 2 кругах отрыва от Pescarolo №16. Такого мы еще не видели.

Экипаж Audi Motorsport в составе F.Biela, E.Pirro и M.Werner заслуженно выигрывает драматический марафон: 369 кругов (почти 5037 км) со средней скоростью под 210 км/ч. Великолепный результат в сложных обстоятельствах, блестящая победа! Ну а 2-е место Peugeot Sport (-10 кругов) на совести распорядителей гонки, моральное же превосходство за малой, но гордой командой Pescarolo Sport.

В категории GT1 победила команда Aston Martin Racing: David Brabham (сын J.Brabham’а, «блэк Джека» и 3-кратного чемпиона мира по Формуле 1), Darren Turner и Rickard Rydell привели DBR9 под спецномером 009 на 5-е место в абсолютном зачете. Понятно, что руководство команды надеялось на успех автомобиля под №007, но он, увы, финишировал только 9-м. Между прочим, неплохое 14-е место досталось Ferrari 550 Maranello от команды Convers Menx. Экипаж в составе А.Васильев, Tomas Kostka и Robert Pergl (оба Чехия) отстал от победителя лишь на 47 кругов; примите в расчет, что из 54 экипажей, вышедших нынче на старт, 25 вообще не добрались до финиша.

На всем протяжении трассы de la Sarte ее украшали рекламные щиты: TDI power (англ. – мощь TDI). Трудно возразить; «большая гонка» 2007 обнаружила убедительное превосходство болидов с турбодизелями. Однако никакой загадки тут нет – просто особенности нынешнего регламента Le Mans. При равенстве рабочего объема бескомпрессорный бензиновый двигатель, вдобавок «придушенный» шайбой-рестриктором, не тянет против дизеля с 2 турбонагнетателями. А стоит отменить рестриктор, и та же «десятка» Judd легко выдаст все 850 л.с. (где-то при 9500 мин-1). И тогда болидам Audi и Peugeot не поможет экономичность их моторов. Или же запретить наддув для дизелей…