Масляный фильтр. Встречайте по одежке…

В процессе работы двигателя в моторном масле накапливаются различные твердые частицы: продукты износа, частички нагара; в конце концов, со временем масло тоже разлагается, и из него могут выпадать различные осадки. Если эти твердые частицы будут попадать между трущимися поверхностями, то, действуя подобно наждаку, они будут усиливать износ.

Выход практически один – пропускать масло через фильтр, что и делается в автомобилях. Естественно, со временем фильтр забивается, и его необходимо менять (обычно это делается одновременно с очередной заменой масла). Те, кто забывает периодически менять фильтр, должны задуматься над тем, что, когда он забьется окончательно, неочищенное масло пойдет через пропускной клапан со всеми вытекающими последствиями.

В легковых автомобилях чаще всего применяются неразборные полнопоточные масляные фильтры, устройство и принцип действия которых мы в общих чертах сейчас рассмотрим. Тем более что в автомобилях семейства ВАЗ устанавливаются именно такие фильтры.

Итак, неочищенное масло поступает через отверстия внутрь корпуса, отгибая на своем пути лепесток обратного (противодренажного) клапана. Здесь оно проходит через фильтрующий элемент и выходит наружу через центральное отверстие.

Один важный момент – обратный (противодренажный) клапан предназначен для того, чтобы не дать маслу вытечь из фильтра при включении двигателя, что сокращает время работы «всухую» при запуске. Признаком неисправности обратного клапана является отсутствие давления масла в течение длительного времени (5-10 сек.) после пуска.

Не следует забывать, что вязкость масла при рабочей температуре и в холодном состоянии отличается в тысячи раз. Холодное масло практически не просачивается через фильтрующий элемент, и для того чтобы избежать повышения давления в системе смазки при холодном пуске в масляном фильтре предусматривается  перепускной клапан. До тех пор пока масло не прогреется до рабочей температуры, оно проходит именно через клапан, минуя фильтрующий элемент. Здесь очень важно, насколько точно рассчитана и откалибрована пружина клапана: именно она определяет, сколь долго будет работать двигатель на неочищенном масле. Но задача калибровки лежит на производителе фильтра, и автомобилисту сие не подвластно.

Фильтрующий элемент современного фильтра изготавливается из специальной бумаги (как правило, это нитроцеллюлоза, в качестве связующей основы – синтетические смолы), обладающей в том числе и водоотталкивающими свойствами. И от качества ее изготовления зависит очень многое. Понятно, она должна хорошо очищать масло, но, с другой стороны, нельзя сделать поры слишком мелкими, иначе повысится давление в системе смазки, да и забиваться такой  элемент будет слишком быстро. Для легковых автомобилей оптимальным можно считать элемент, задерживающий частицы размером 30-40 мкм с эффективностью 40-50%. Естественно, что малейшие отклонения в качестве бумаги отрицательно скажутся на качестве очистки, что необходимо учитывать при выборе фильтра. Кстати, качество бумаги и технология производства фильтра влияют на его стоимость. Поэтому очень дешевые фильтры редко бывают качественными.

Выбираем масляный фильтр

К сожалению, о работе масляного фильтра очень сложно судить из салона автомобиля, поэтому основным фактором при покупке является внешний вид изделия.

Прежде чем отправиться в рейд по магазинам города, мы обратились к консультантам с просьбой назвать признаки качественного фильтра. Причем независимо от того, предназначен данный фильтр для установки на российский автомобиль или на иномарку. В качестве эталона был взят фильтр «Micro» производства компании Nippon Micro Filter Co. LTD (Япония). Продукция этой марки признана во всем мире. Итак, вот признаки качественного фильтра (с учетом картонной упаковки с каталожным номером фильтра, указанием марки и страны-производителя, штрих-кодом):

  1. Окраска фильтра порошковым методом или другим, но только не «облитый» краской. Это защищает фильтр от коррозии.
  2. Все надписи резкие, хорошо читаемые. Если элементы знаков сливаются, то это плохой признак.
  3. Указание даты выпуска на самом фильтре. Например, на изделии «Салют-Фильтр» указан даже гарантийный срок – 12 месяцев.
  4. Пластиковая (полиэтиленовая) защита. Характерна, в основном, для фильтров японского и корейского производства. Предотвращает от попадания пыли и влаги.
  5. Края впускных отверстий закруглены (зачищены), а не с острыми гранями (хуже – с заусенцами). Например, японские фильтры ViC внешне отличаются от корейских подделок только по этому безобидному признаку. Зато «выдавливает» корейские ViC совсем не безобидно.
  6. Антикоррозийное покрытие крышки фильтра.
Оригинальные масляные фильтры VIC
Оригинальные фильтры VIC отличаются от корейских подделок наличием фасок на впускных отверстиях

Но здесь нужно принять во внимание интересы производителей, которые постарались найти баланс между ценой и качеством изделия с учетом особенностей российского рынка. Поэтому когда будете искать «идеал», учтите это.

Итак, вооружившись описанием «качественного» фильтра, мы отправились на его поиски для автомобиля ВАЗ-2108.

Что и говорить, мировые производители стараются вовсю, чтобы угодить российскому потребителю; для «Жигулей» на выбор предлагается почти все – от Fram до Mann. Только японцы не хотят размениваться по мелочам. Как ни старались, ничего японского для «восьмерки» не нашли, только в одном магазине нам предложили фильтр «двоечку» от Toyota Mark II за 190 рублей. Такой вариант мало устроил бы владельца «жигулей», и поэтому японские фильтры остались за пределами нашего обзора.

Масляный фильтр MANN Filter
MANN Filter (Германия)
Масляный фильтр FRAM
FRAM (made in USA)

Итак, начнем с самой дорогой группы масляных фильтров, предназначенных для установки на ВАЗ-2108. Ценовой диапазон – свыше 95 рублей за штуку. Очень маленький выбор кандидатов – M-Filter (140 руб.), Purolator (120 руб.), Champion (95 руб.), Mann (средняя цена 95 руб.). С последним ситуация не очень понятная, потому что он встречался и за 80 руб., и за 115 руб. В эту компанию стоило бы добавить и Fram, но он попался всего лишь один раз (как, впрочем, и M-Filter), зато по очень хорошей цене – 85 рублей.

Масляные фильтры Purolator (США) и M-Filter (Финляндия)
Слева — направо: Purolator (США), M-Filter (Финляндия)

Финский M-Filter заправлен фильтрующим элементом из знаменитой финской – естественно! – бумаги, поэтому он лидирует по цене. Зато внешние показатели фильтра оказались тоже «на уровне» и соответствуют эталону по пяти позициям (отсутствует пластиковая защита). Но стоит учесть, что он был единственным из всех, у кого на крышке по сварочному шву нанесен дополнительный герметик, что само по себе похвально. А вот знаменитый Champion огорчил следами точечной сварки на крышке. Будем считать, что это его фирменный знак. Но при длительном хранении в этих местах может возникнуть коррозия.

Лидером по соотношению цена/качество в этой ценовой группе можно считать Mann. Поэтому неудивительно, что его двойник SCT так сильно похож на «немца». Даже продавцы считают, что Mann и SCT сделаны на одном заводе.

Масляный фильтр Olefant
Olefant (Южная Корея)

Самый многочисленный ценовой сегмент – это фильтры от 60 до 80 рублей за штуку. Здесь находятся представители России, Турции, Южной Кореи, Польши, Германии. Лидером в этой группе стал фильтр миасского объединения «ТРЕК». Цена на него колеблется от 60 до 70 руб. Он был чуть ли не единственный, кто имел пластиковую защиту, а в коробочке с фильтром лежал еще и «трековский» сертификат качества. Удивила невысокая цена, но, скорее всего, это временное явление, потому что эта позиция для «ТРЕКа» новая. Тем более, что он пока известен как производитель шаровых опор и рулевых наконечников.

Масляный фильтр Салют
«Салют-Фильтр» (Самара)

Среди российских фильтров по цене лидирует «Салют-Фильтр» – 79 рублей. Во всех магазинах, где он попадался, продавцы говорили, что он устанавливается на автомобили ВАЗ прямо на конвейере. Что ж, придется поверить контролю качества на «АвтоВАЗе», хотя у фильтра напрочь отсутствовала картонная упаковка, да и по внешнему виду он сильно отстает от «Трека».

Масляный фильтр Autotechnik
Autotechnik for Lada (Турция)

Симпатичная вещица Autotechnik for Lada из Турции всего за 60-65 рублей может смутить любого, причем сами продавцы почему-то ее не любят. Фильтр сработан с расчетом на доверчивого покупателя. Ни тебе каталожного номера, ни даты производства (может, она и есть, но затерта), ни страны-изготовителя, но, видимо, слово «Germany» на упаковке должно направить ход мыслей покупателя по «нужному» производителю пути. Никакой оценки этому фильтру ставить не будем, чтобы не вводить читателей в заблуждение. То же самое и с маркой фильтров SCT, о которых говорилось выше. Кому интересно, тот может в магазине сравнить фильтры Mann и SCT друг с другом и найти пять отличий (запишите и пришлите на редакционный e-mail, кто найдет больше всех, получит приз).

Масляный фильтр Цитрон
«Цитрон» (Россия)

В среднем ценовом сегменте можно также отметить такие марки как Finwhale (75 руб.), Consol (70 руб.), Luxoil (60 руб.) и «Цитрон» (65 руб.).

Масляный фильтр Автоагрегат
ОАО «Автоагрегат» (г. Ливны)

В самом нижнем ценовом сегменте – до 60 рублей – мы обнаружили только одно изделие зеленого цвета производства ОАО «Автоагрегат» (Орловская область, г. Ливны). Завернутый в промасленную бумагу фильтр не избежал коррозии, и его тактическая задача на витрине заключалась в подчеркивании достоинств соседних фильтров. Удивительно, но факт: несколько лет назад в прессе были даны хорошие оценки качеству этого фильтра и его дешевизне.

Ну что же, не зря русская пословица гласит, что встречают по одежке, а провожают по уму.