Одновременно с моментом изобретения резинового колеса встал вопрос о ремонте его повреждений. Статистика — вещь упрямая…Обобщенные данные по затратам на обслуживание техники указывают на то, что затраты на резину стоят на 3 месте после горючего и смазочных материалов. По оценкам экспертов на свалках России покоятся около 800 тыс. (!) тонн выброшенных покрышек, от 15 до 25 % которых могло бы продолжить работу на автомобилях, но… Основная причина — повреждения, полученные в процессе эксплуатации.
Встречаются разнообразные повреждения покрышек, но все их можно разделить на три группы: повреждение посадочного места, протектора и боковой стенки. Повреждения посадочного места возникают чаще всего в результате некорректного демонтажа. Одной из причин является то, что при монтаже шины, особенно это относится к большегрузной технике, не используются специальные монтажные пасты, которые исключают корродирование диска и «прикипание» резины к металлу и впоследствии облегчают демонтаж, и снижают вероятность данных повреждений. Причины повреждений боковых стенок и протектора более тривиальны, и предотвратить их порой невозможно.
Простейшую и наиболее актуальную для многих владельцев проблему — ремонт бескамерной шины после проколов, решают зачастую так: в проколотую покрышку вкладывают камеру, лишаясь многих преимуществ. В результате контакта бескамерной покрышки с камерой воздушные пузыри, находящиеся между покрышкой и камерой, могут привести к внутреннему разрушению шины из-за местного перегрева и, не исключено, что и к аварии.
Между тем, бескамерные шины можно успешно лечить, применяя, в частности, жгуты фирмы TECH. Они имеют основу из синтетических волокон, покрытую снаружи слоем самовулканизирующейся резины, которая, будучи обработанная специальным клеем, подвергается холодной вулканизации, то есть жгут вваривается в покрышку без нагрева. В отличии от аналогов, жгуты этой фирмы могут также устанавливаться и в боковые стенки покрышек. Время ремонта — три-четыре минуты, покрышка при этом не снимается с обода и потом, естественно, остается бескамерной.
А как быть, если повреждение намного серьезнее: крупный порез на боковой стенке или пробой по беговой дорожке. Смириться?
Заявить, что возможен ремонт любого повреждения колеса, конечно же, не будет правдой. Колесо имеет свою структурную прочность и повреждение какого-либо участка приводит к нарушению всей системы. Для того, чтобы время и деньги, истраченные на ремонт, не оказались «выброшенными на дорогу», специалисты, профессионально занимающиеся таким ремонтом, проводят предварительную выбраковку, руководствуясь таблицами и справочными материалами. Подойти к делу по-хозяйски и квалифицированно провести ремонт позволяют вулканизационные системы английской фирмы MONAFLEX совместно с материалами уже упомянутой фирмы TECH.
MONAFLEX выпускает несколько моделей вулканизаторов с учетом всех типов и размеров автомобильных шин. Используя эти вулканизаторы профессионально, вы сможете идеально заваривать повреждения на протекторе, боковой стенке, заплечике и т. д., начиная с легковых машин и заканчивая крупногабаритными покрышками (например, для БелАЗа грузоподъемностью 120 тонн) как с радиальным, так и с диагональным расположением корда.
Принципиальное отличие систем MONАFLEX от известных аналогов состоит в том, что здесь используется эластичный нагревательный элемент, способный проварить участок покрышки на поверхностях, недоступных обычным вулканизаторам. Для внутреннего и внешнего обжатия нагревательных элементов служат воздушные мешки. Блок управления поддерживает оптимальную температуру вулканизации (+1480 С), время и давление воздуха в прижимающих мешках.
После подготовки ремонтируемой поверхности в место пореза укладывается каучук, который затем будет проварен системой MONAFLEX. После окончания проварки на внутреннюю поверхность отремонтированного участка устанавливается армированная заплата TECH, заменяющая корд и полностью восстанавливаюшая прочностные характеристики в месте пореза. Ремонт закончен.
Стоит отметить, что фирма TECH выпускает широкий ассортимент материалов, инструмента, химических компонентов для ремонта шин, в том числе заплатки для автокамер, устанавливаемые методом холодной вулканизации, грибки диаметром до 31 мм, армированные пластыри. Системы MONAFLEX совместно с материалами TECH дают возможность возвращать в строй почти половину «смертельно травмированных» покрышек, причем стоимость ремонта весьма мала по сравнению со стоимостью новой шины.
Мы надеемся, что эта информация по ремонту шин заинтересует многих, профессионально работающих на рынке авторемонтных услуг, а также руководителей автотранспортных предприятий. Подчеркнем: вулканизационным системам MONAFLEX доступен ремонт любых типов и размеров покрышек. Модель SRS производства этой компании наиболее эффективна для ремонта боковых порезов грузовых шин, а модель OTR — для ремонта колес карьерных самосвалов и любой внедорожной техники. А отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, скажем, что шины для трамвая — единственные шины, для ремонта которых у нас ничего нет.