Наверное, у каждого из нас порой рождается необычная мысль, которую так заманчиво воплотить в реальность. Но не многие доводят дело до завершения, оправдывая свое отступление железными соображениями: «таких денег мне не найти», «слишком сложно»… Веское оправдание всегда найдется. И лишь единицы воплощают свои замыслы «в металл».
Кемеровчане Андрей Шинкаренко и Дмитрий Кукушкин сумели реализовать свой замысел – собрали аппарат на воздушной подушке. Принцип действия несложен. Под резиновой «юбкой» (гибким ограждением) над опорной поверхностью создается избыточное давление воздуха. Образуется небольшой просвет, что и позволяет аппарату двигаться над землей – даже по пересеченной местности. Первый вопрос к его создателям:
– Как появилась идея создать аппарат на воздушной подушке?
Дмитрий: Мысль не наша, разработки еще 50-х годов. Я занимаюсь конструированием, Андрей ведет авиамодельный кружок; полистали литературу и пришли к выводу, что АВП – техника, для которой препятствий на земле и воде практически нет. Решили строить.
Андрей: По полному счету, просто захотели ездить, а не пешком ходить. Кроме того, интересно собрать аппарат самим.
– И как давно вы им занимаетесь?
Дмитрий: Идея возникла лет 15 назад. Такая примитивная конструкция, – хотели применить баллон, огромную камеру. За основу почему-то взяли вентилятор; нам даже позволили снять его с шахты, где я когда-то работал. Но не получилось – привинчен намертво. Так что до строительства аппарата дело тогда не дошло. Каждый продолжал заниматься своим делом: я – с ребятишками в карт-клубе, Андрей – авиамоделированием.
А пару лет назад идея всплыла вновь. Андрей потихоньку начал экспериментировать, построил масштабную модель. Взял автомобильную камеру, двигатель от бензопилы «Дружба», вентилятор от «ГАЗели»; испытал. Камера накачивалась и приподнималась над поверхностью. Стали просматривать материалы из Интернета, литературу…
Андрей: Как и всякая другая, наша идея вынашивалась небыстро; копили опыт… Да и жизненные перипетии «тянули» время. АВП – серьезный проект, требующий много сил и времени, а совмещать работу, которая кормит семью, и постройку – непростая задача. Но решаемая.
Потихоньку собрали каркас из фанеры, пошили «юбку» из синтетической ткани местного завода (из него делают сумки), выстрогали толкающий винт. Друзья дали двигатель от «Бурана», и дело дошло до испытаний.
Впервые АВП опробовали на Томи. Собралось много народу: друзья, знакомые – все, кому интересно…
– Сильно переживали?
Дмитрий: Конечно; мало ли что! К счастью, все прошло благополучно.
Андрей: Скажу так: жизнь – возбуждение, волнение, длительное наслаждение и удовлетворение.
– После испытаний вы вносили изменения в конструкцию?
Андрей: Постоянно дорабатываем проект, вносим дополнения и изменения; безостановочный процесс. Доходили до всего сами; люди, располагающие опытом создания АВП, не стремились им делиться.
Дмитрий: После первых испытаний пришли к выводу, что баллонная «юбка» непрактична. Проходимость существенно улучшилась при замене баллонного (единого) ограждения на сегментное.
– А в чем преимущество сегментной «юбки»?
Андрей: Сегментное ограждение адаптивнее, лучше приспосабливается к рельефу и плавно преодолевает препятствия. Если один из сегментов поврежден, остальные раздуваются и заполняют образовавшееся пространство.
После модернизации АВП поехали на Кию, где по мели и перекатам опробовали нововведение. Машина стала маневренней. На сегментном варианте мы и остановились.
Дмитрий: Опробовали аппарат в разнообразной обстановке: на воде, на снегу, по льду – даже во время ледохода. Везде АВП показал себя великолепно.
Хотели даже наладить его выпуск. Пришли к главному инженеру крупного завода и рассказали о преимуществах АВП, но понимания не добились. По окончании часовой беседы он спросил: что, и по траве может передвигаться?
– Вот вы «оседлали» аппарат. Какие ощущения? Как будто летишь?
Андрей: На уровне переживаний и чувств – безусловно. Рев турбин, плавность хода, за спиной вентилятор, ветер в лицо, глаза слезятся…
Дмитрий: В общем, редкое удовольствие!
– Как в семьях отнеслись к вашей затее?
Андрей: Нормально, тылы у нас прикрыты.
Дмитрий: Родные и близкие участвовали в работах. Морально поддерживали, когда дело стопорилось и руки опускались.
– Чего вы стремитесь добиться с помощью АВП?
Дмитрий: Хотим создать клуб, делиться опытом, проводить массовые мероприятия – демонстрационные, развлекательные, спортивные. Нужно расширять круг общения, доносить до людей, какие у АВП по жизни замечательные перспективы.
Андрей: Проходимость АВП позволит разнообразить трассу соревнований. Представляете зрелище?! И потом, если организовать и выразительно оформить, такое представление получится – настоящее шоу!
– А есть у вашего замечательного аппарата какие-то минусы?
Андрей: Чисто технические. Например, сильный шум; в перспективе над шумностью АВП надо поработать.
Дмитрий: Из-за отсутствия сцепления с дорогой есть инертность на траектории (снегоход!), но навыки грамотного управления АВП позволяют свести ее до минимума. Что еще? По магазинам на нем жену не повезешь, на работу не отправишься и за ребенком в садик не поедешь. АВП – идеальное транспортное средство для отдыха на природе. Особенно если речь идет о рыбалке, охоте – или просто хотите погонять.
– Какие у вас теперь планы?
Дмитрий: Разрабатываем новый вариант аппарата. Строится его мастер-модель, с которой впоследствии мы рассчитываем снять матрицу.
Андрей: И это еще не последняя идея!
Создатели аппарата мечтают, что когда-нибудь в Кемерове пройдут гонки на АВП. Почему бы нет?