Гоночный дизель!

Гоночный дизель!

Такого в истории автоспорта еще не видели: в субботу-воскресенье 18-19 марта большую гонку выиграл автомобиль с дизельным двигателем (см. «Гоночный дизель?», «Турбо», 2005, №11). R.Capello, A.McNish и T.Kristensen привели болид Audi R10 TDI первым к финишу 12-часового марафона на трассе Sebring, Флорида. Наши поздравления!

Гоночный дизель
Небывалый турбодизель принес Audi удивительный успех

Еще в конце прошлого года отделение Audi Motorsport обнародовало в Париже новый спорт-прототип R10 – для участия в 24-часовых гонках в Le Mans. На смену несравненным болидам R8, которые завоевали в последние годы 5 (пять!) побед на трассе de la Sarte. Спорт-прототип с дизельными двигателем! Ну и зачем, спрашивается?

Гонка в Себринге – один из самых престижных в мире заездов на дальнюю дистанцию. Классика; нынче она проводилась в 54-й раз. Старт дается днем, а финишируют соперники ночью (ранним утром) – при свете фар и фонарей. У Audi R10 TDI вместо нормального бензомотора – мощный турбодизель. Замысел состоял в том, что болид с экономичным двигателем сделает меньше pit-стопов для дозаправки, чем соперники. Особой скорости на отдельном круге от R10 TDI никто не ожидал. Тем не менее, в квалификации лучшее время (как раз на круге) показал A.McNish – 1 мин. 45,828 сек. Он прошел дистанцию в 5,95 км со скоростью 202,4 км/ч; трасса Sebring не из самых быстрых. И 2-е время тоже у Audi – 1 мин. 47,673 сек.

После старта в гонке долго доминировали два Audi (высшая группа P1), но после первых 4-х часов болид №1 сошел с пробега. Турбодизель сильно грелся; как показал осмотр, радиаторы забились резиновой пылью от покрышек, густо покрывающей дорожное полотно. После чистки радиаторов машина могла вернуться в борьбу, но руководство команды Audi Sport North America решило поберечь технику. А №2 продолжил гонку – до триумфального завершения! Экипаж-победитель прошел за 12 часов 349 кругов, 2-е место добыли J.Field, D.Dayton и L.Halliday на Lola B05/40 AER (группа P2) – с отставанием в 4 круга. На 3-м месте O.Gavin, O.Beretta и J.Magnussen на Chevrolet Corvette C6-R (группа GT1, -8 кругов).

Как видно, Audi удалось найти решение непростой задачи; год за годом победы великолепных R8 продвигали идею двигателя с фирменной системой непосредственного впрыска бензина FSI. А теперь пришла очередь TDI; ведь едва ли каждая вторая легковушка Audi продается с дизельным двигателем. Вот и на шасси R10 смонтирован V-образный 12-цилиндровый 5,5-литровый bi-турбодизель: максимальная мощность – за 650 л.с. где-то при 4500 мин-1, наибольший крутящий момент превышает 1100 Нм! Спецконструкция: 4 распредвала в головках цилиндров, 48 клапанов, система впрыска горючего common-rail III поколения (12 форсунок с пьезоэлектрическими клапанами)… Судя по странному для 12-цилиндровой конфигурации углу развала (90°), здесь по существу сдвоенная V-образная 2,7-литровая «шестерка» TDI. Нелегонькая, естественно, однако технический регламент LMP1 все равно предписывает вес спорт-прототипа не меньше 900 кг (с пилотом, но без топлива). Так что в самый раз.

Гоночный турбодизель Audi состыкован с 5-ступенчатой «роботизированной» коробкой передач. У двигателя с воспламенением от сжатия свои особенности, – скажем, необычно узкий рабочий диапазон оборотов – 3-5 тыс. мин-1. Зато выгодная кривая крутящего момента. Шасси R8 слегка «растянуто» – под установку 12-цилиндрового двигателя, который, естественно, заметно длиннее V-образной «восьмерки». Но в целом архитектура та же, проверенная временем.

Гоночный дизель

Интересно, на каком сорте дизтоплива достигнут знаменательный успех. Если еще и на экологичном биотопливе (растительное рапсовое масло), то слов нет. Какой PR для Audi… Впереди (в июне) 24-часовая гонка в Le Mans, ради которой и затеян смелый проект. Момент истины.