Кто-то из великих причислил статистику к особой разновидности лжи. Может, оно и так. Однако есть еще теория вероятности; ее не обманешь. Если вы подбросили монетку сто раз, и выпала сотня «орлов», значит, тому есть какая-то причина.
В ничем не примечательный день супруги Лосевы из Саянска отправились на своей «четверочке» на оптовку в Зиму. Несмотря на близость городов, несколько километров нужно проехать по Московскому тракту. Навстречу двигались двое жителей Новосибирска, тоже муж с женой, которые перегоняли Toyota Mark II из Иркутска. Женщина склонилась к «бардачку», что, возможно, ее и спасло. Через секунду раздался страшный удар. «Марковник» неведомо как вылетел на встречную полосу, практически не оставив шансов Лосевым. Впоследствии выяснилось, что ВАЗ все же пытался избежать столкновения, но от судьбы, видно, не уйдешь. Страшный итог: саянцы погибли, четверо детей осиротели. Водитель «марка» в реанимации, ничего не помнит, его жена не пострадала.
Ну что ж, скажет читатель… Обычное тяжелое ДТП, каких десятки! Только вот трагический случай продолжает список жертв одного из самых кровожадных километров прибайкальской автодороги – 1619-го (рис.1).
Рис. 1. То самое гиблое место |
Признаюсь, и раньше мне доводилось кое-что слышать о загадочном участке Московского тракта. Но поскольку сам многократно миновал его – и туда, и обратно, и летом, и зимой, и днем, и ночью, то относился к слухам скептически. Но последняя трагедия стала той каплей, которая заставила меня отправиться на встречу с Владимиром Вельможиным – инспектором по дознанию Зиминского ГИБДД.
Владимир оказался открытым доброжелательным офицером (и откуда только берутся «злые» гибдэдэшники?). Честно говоря, я ожидал увидеть скептическую усмешку в ответ на мой вопрос о «мистических» свойствах проклятого отрезка. И ошибся.
– Я уже 5 лет занимаюсь его загадкой, – сокрушался Владимир. – Знаю, что и раньше «головная боль» гиблого участка так же одолевала нашу службу. Практически сразу после постройки нового Московского тракта на 1618-1620 км стали происходить тяжелые ДТП. Из года в год – раненые и погибшие, раненые и погибшие… Легких случаев (мы их называем «жестянкой») практически нет.
– Чем же объясняется такая частота аварий на совершенно обычном участке трассы? – спрашиваю я.
– В том-то и странность, что тут и глазу особо зацепиться не за что. Ни тебе резких переломов, ни крутых подъемов, ни сколько-нибудь серьезных перекрестков. Ровная дорога, покрытие в норме. Правда, местные краеведы утверждают, что под «проклятым» участком находится большое захоронение каторжников, строителей старого Московского тракта. По другой версии, под дорогой лежит старое кладбище одной из близлежащих деревушек. На уровне слухов, – отмечает Вельможин.
– А в Иркутске на «костях» построен парк культуры и отдыха, но что-то массовых падений с колеса обозрения не наблюдается, – не удержавшись, съязвил я.
– Да чего мы только ни делали! К дорожникам обращались – но те ничего опасного не обнаружили. Хотели поставить знак ограничения скорости, но официально причин на то нет. Думали даже на полном серьезе заказать процедуру «освящения». Пока решили поставить информационный щит, призывающий водителей к особой осторожности на тревожном участке. Недавно пригласили специалистов с автодорожной кафедры Иркутского политеха, провели расчеты по опасным километрам; ждем рекомендаций.
– А какие аварии происходят наиболее часто?
– Во-первых, лобовые столкновения с необъяснимым выездом одного из участников на «встречку». Во-вторых, внезапный сход с проезжей части. Слишком часто причиной ДТП становится «засыпание» за рулем. Повторю – слишком часто. Вспоминаю одного пострадавшего, который утверждал, что отказало рулевое. При проверке удалось обнаружить лишь повреждение колеса, которое случилось в момент аварии. Рулевое было исправно…
Потом Владимир зачитал мне статистику ДТП за 1997-2000 годы; получился такой график (рис. 2).
Рис. 2. Число пострадавших на 1617-1621 км Московского тракта |
Как видим, «эпицентр» приходится на тот самый 1619 км, где погибли Лосевы. Даже самый заклятый циник признает, что теория вероятности просто вопиет о том, что есть причина, по которой на «черных» километрах бьются машины и калечатся люди. Возможно, бороться с местным злом обычными способами – все равно, что закрываться зонтиком от молнии. Ведь доказано, что существует так называемая «сетка Хартмана», и долго находиться в ее узлах опасно для здоровья. Известно также, что крупные залежи подземных вод, металлов и некоторых иных веществ порождают порой очень странные эффекты, в том числе воздействующие на психику человека. В мировой практике подобные случаи известны. Они многократно описывались, и наш вариант – еще не самый жуткий. Часто пострадавшие ссылаются также на странное поведение рулевого управления. Видимо, места, подобные нашему, стоит изучать комплексно, не сваливая все на дорожников и гибдэдэшников.
…Возвращаясь из Зимы в Саянск, перед столбиком «1620» я сбросил скорость до 60 км/ч, чтобы осмотреться повнимательней. За мной ехали автомобили, но никто никого не обгонял, хотя «встречка» пустовала. Очевидно, местные водители, наслышанные о «черной» славе участка, предпочитали не рисковать. Лишь когда впереди показалась кафешка «под елочкой», что на 1617 км, народ словно очнулся от сна и помчался – кто во что горазд.