Фото Павла Мирошникова
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь…». По сложившейся традиции, с 29 апреля по 1 мая в окрестностях старого Искитима прошел уже III Сибирский автомотофестиваль.
Кажется, совсем недавно был первый. За это время кто-то повзрослел, кто-то заматерел, а кто-то стал более опытным в проведении таких мероприятий.
Организаторы – новосибирский Off Road Master Club с партнерами – приложили все усилия к тому, чтобы этот праздник для любителей бездорожья и управления ТС в экстремальных условиях прошел на достойном уровне. В этот раз члены клуба не участвовали в соревнованиях, так как были заняты подготовкой и проведением фестиваля.
Подготовка
К встрече гостей поехали готовиться ровно за неделю. Чтобы иметь представление, в каком состоянии находится «наша» поляна, 21 апреля дружною толпой приехали к месту грядущих баталий. Да, картина была удручающей. Стояла жаркая погода, и большая вода перекрыла все подъезды к будущему Автограду. С любой стороны глубокие броды; а, как говорится, «не зная броду, не суйся в воду». «Потырсились», пометались в поисках наиболее мелкой переправы, но все тщетно. Всегда найдется первый герой, и им стал Павел Рохлин на своем Nissan Terrano, смело «нырнувший» в холодную воду и проложивший путь остальной группе. Глубина брода оказалась около 60 см. Внедорожники проехали нормально, но были опасения за проезд машин гостей и болельщиков – ведь приглашались все без исключения, на любом ТС. Нам оставалось уповать на то, что сохранится такая же жаркая погода и ко дню открытия фестиваля вода спадет.
Экипировка джипера конца XXI века |
…Каждый член клуба занимался своим делом. Потрудились на славу. Навозили валежника и «намесили» дров (около 5-ти кубов), чтобы народ потом не шарахался в поисках топлива для костра по всей округе. Мэр будущего «городка» Владимир Кириллов с представителями от клуба обошли владения и набросали план кварталов, место парковок и так далее. Даже определили место расположения квадратногнездовых площадей (1 кв. м), с названием «МЖ», где homo sapiens должны были «откладывать личинки».
Теоретически все было готово. До открытия праздника оставалось 6 дней, ведь 28 апреля начнут приезжать гости и участники III Сибирского автомотофестиваля. Пожалуй, всем, кто принял решение участвовать в соревнованиях, эта неделя доставила массу хлопот в плане подготовки своих машин. Ведь получается, что фестиваль открывает летний джиперский сезон, и всем хочется выглядеть бодрыми и зубастыми.
С самого утра 28 апреля погода задумала что-то нехорошее, а ближе к полудню пошел мелкий, противный дождь. На подъезде к Искитиму небо «прорвало»; ливень шел стеной, «дворники» не успевали убирать воду с лобового стекла. В башке зашевелилась провокационная мыслишка: «Приедет ли народ?». Джиперам-то по барабану, а вот приглашенные гости…
Автоград
Переезжаем широкий брод и – вот она, родная поляна, где должен вырасти Автоград. Какая картина! Жирная, липкая грязь снизу, вода сверху и разбросанные вокруг буксующие в этой грязи машины. Сюда бы еще деда Мазая, проплывающего (мимо) в лодке с зайцами на борту, и было бы вообще неописуемо!
Работы у Виктора Селиванова на ГАЗ-66 было невпроворот: оттаскивал, подтаскивал… Так что подъезжающий народ, не доехав до базового лагеря, уже чувствовал себя экстремалом.
Регистрационная бригада работала без перекуров, выдавая экипажам пакет документов, регистрационный номер и (каждому участнику) ярко-желтый бандан. Эти банданы – подарок фестивалю от фирмы Jeep Sib, которая занимается поставкой автозапчастей для джипов и легковых автомобилей из Японии (как раз такие ТС участвовали в фестивальных соревнованиях); сувенир оказался очень даже кстати. С этим атрибутом организаторов, партнеров и участников фестиваля можно было увидеть в любое время суток и в любом месте. Много, много хаотично движущихся одуванчиков.
Ближе к вечеру дождь перестал, и напрасно организаторы волновались за несостоятельность кворума фестиваля. Джипы и легковушки со всего Сибирского региона из Барнаула, Кемерова, Красноярска, Нижневартовска, Нового Уренгоя, Омска, Северска, Томска (и, конечно, самого Новосибирска) упорно пробивались к Автограду на поляне. Новосибирск в этот раз был представлен внедорожным клубом «безобразников» – МБО 4Х4 (почти полный состав) и командой из 12-ти мотоциклистов. Мотоциклисты – народ настырный, однако.
…Участники и гости подтягивались до 4-х часов ночи; или утра — кому как.
А в Автограде вовсю бурлила, ликовала и вершилась (по своим неписаным законам) жизнь. Звучали тосты за встречу и за знакомство, «лохи танцевали ламбаду», а томские джиперы долбили чечетку, разбавленную рэпом, на крыше своего крепкого внедорожника…
Велико было наше удивление, когда мы подъехали к хозблоку под управлением Сергея Гриднева (прозвище Скромный). Его любимая деловая «окушка» почти лежала на пузе, но не такая замаранная, каковой должна была быть. Как он проехал – никто не понял. Когда Скромный разгрузил ее (бедную), она встала в нормальную позу (на колесики); казалось, что весь этот скарб не поместился бы и в «крузаке». Тент 3х3, различные бачки, термоса, казаны, стульчики, картошка с моркошкой и луком; и ко всему прочему – походная баня, в которой не побывал только ленивый и обессиленный. Правда, раздевалка здесь не предусматривалась.
Порывшись в своей бездонной «Оке», Скромный для полноценного отдыха вытащил… патефон с пластинками, которому, что называется, в обед стукнуло 100 лет. Мы с удовольствием слушали музыку давно минувших дней.
Кстати, кухня тоже была забубенной.
В общем, Автоград гудел своим особым шумом; по-моему, многие так и не ложились баиньки до самого старта. Но, как говорится: «Нам бы ночь простоять, да день продержаться!». Продержались…
Наутро 29 апреля на поляне действительно вырос целый автомобильный город. Денек обещал быть более или менее солнечным. Неподалеку от «города» появились единица пожарной службы, машина скорой помощи, крепкие и строгие ребята из ЮДМ (юный друг милиции) – как и положено при большом сборище людей. Всем этим службам – низкий поклон!
День первый
…Второй раз в жизни вижу, чтобы столько чудаков собралось в одном месте. Пока машины «прочихивались» и «просмаркивались» после дождливого дня, участники окружили импровизированную сцену, где началась официальная церемония открытия III Сибирского автомотофестиваля. Приветствия и теплые слова в адрес всех присутствующих (которые не побоялись – бросили все неотложные дела и приехали на этот праздник) сказали президент клуба Off Road Master Игорь Куликов и его ближайшие сподвижники в автоэкстремальных путешествиях Олег Булгаков и Вадим Сиваракша. Люди ехали за сотни километров, а некоторые – и за тысячи (Новый Уренгой, Нижневартовск); и не экипажем, а по одному. Все гости фестиваля заслуживают большого уважения.
За неделю до фестиваля. Первый герой |
Каков же был расклад первого соревновательного дня? Команда, состоящая из 3-х машин (по итогам жеребьевки – независимо от класса автомобиля и города, откуда приехали), должна пройти на время полосу препятствий с элементами экстрима. Серьезная полоса; участок любимой грязевой жижи, солидный брод, из брода – на качели, далее будьте любезны на «гимнастическое» бревно (высота 70 см), а затем – в песчаный карьер с водяными ваннами.
Смело могу сказать за всех участников: «Большое спасибо Евгению Торгашову за обалденные спортивные снаряды (качели и бревно)!»; классный подарок фестивалю, хватит не на 1 год. Кстати, между фестивалями можно сдавать в аренду.
«Ну что, мужики, получается?» |
И это еще не все. После прохождения бревна команда должна была заменить колесо на одной из машин, оббежав с ним вокруг нее и написать пожелания клубу и фестивалю. Вот где пожалеешь, что напялил на свой внедорожник «резинку» 35-го размера! Тяжелая она, зараза!
В карьере пилоты высаживают штурманов, и пока машины проходят все створы ворот и выскакивают из него, штурманы должны набрать в полторашку «кристально» чистой воды, подняться по крутому склону и финишировать. Финиш определяется по прохождению финишной черты последнего экипажа команды и только с бутылкой воды.
Да, на это стоило посмотреть! И послушать стоило! Скорость, выносливость, смекалка, а главное – взаимовыручка. Ночью, может, кто-то с кем-то и повздорил (в чем я сильно сомневаюсь), а днем жеребьевка распорядилась по-своему. Ночной недруг стал закадычным другом. И диалоги какие-то странные зазвучали:
– Сударь, вам помочь?
– Да, будьте так любезны, Вольдемар, бросьте мне вон ту веревочку!
О, как! Попал в культурную «упряжку» – веди себя культурно. Надо привыкать к хорошим манерам поведения в грязи. Мне такая тактика проведения соревнований понравилась; уверен, что и остальным участникам тоже.
Весла были бы нелишними… |
Нахлебались и натаскались все – и леди, и джентльмены.
Первый день соревнований закончился, когда начали опускаться сумерки. Народ стал готовиться к культурной программе, просмотру видеороликов и слайдов работы Павла Мирошникова и всех, кто привез с собой подобные работы. Массовики-затейники – они же диск-жокеи – Дмитрий Петраков и Виталий Гуляев на вполне профессиональном уровне вели дискотеку лохматых и не очень годов.
Там посидим мы у костра,
Свои проблемы обсуждая.
И лишь начнет бледнеть луна —
Угомонимся, мирно засыпая…
День второй
Второй соревновательный день прошел динамично. Но менее зрелищно, так как было трофи-ориентирование, и те команды, которые финишировали в 1-й день, умчались только им известно куда.
Трасса была длиною порядка 25 км. Наш экипаж, в качестве помощников судейской бригады, закинули на 4-й КП. Сначала было скучновато, но вскоре послышался треск ломающихся сучьев (будто весенний медведь гнался за медведицей). Мы поняли, что это прутся по заваленной валежником просеке первые машины; стало гораздо веселей. Начали размашисто ставить подписи на контрольных листах и направлять джиперов… Бог знает куда. Если они заблудились, то мы-то откуда можем знать? Главное – прошли 4-й КП, отметились; и – в ту сторону; а может, и не в ту! На финише судья рассудит.
Устал за рулем – отдохни! |
Ближе к вечеру наконец-то дождались сеанса мобильной связи. Главный судья (Вадим Сиваракша, теперь уже КМС по туризму) морзянкой отстучал «.—…-…—» (отбой), можно возвращаться в Автоград.
А там народ задуряется в произвольной программе по нырянию на машине. Кто проплывет под водой или над ней дальше всех. Получалось далеко не у каждого. И смех, и слезы. Но это вне зачета. Публика повеселилась от всей души.
Дело к ночи, 100 г «боевых» и – спокойной ночи, любимый город!
Будущий дирижер? |
И было утро
Прекрасное утро солнечного дня 1-го мая. Судейская бригада лихорадочно подбивает итоги двух дней. Кто-то осматривает свои машины (хотя бы визуально прикинуть затраты), кто-то ползает под ними – восстанавливая то, что осталось. Владимир Москвин (Томский внедорожный клуб 4Х4) важно дефилирует вдоль «улиц», демонстрируя модель экипировки российского джипера конца XXI века. Очень красиво, наверное, будут выглядеть джиперы будущего в России.
Если друг оказался вдруг… |
Пока организаторы готовились к церемонии закрытия III Сибирского автомотофестиваля, можно было наблюдать прикольную картину под названием «Весна!». День выдался солнечным, и две симпатичные девушки решили позагорать. «Уставшие» джиперы (кто с кувалдой, кто с неимоверно тяжелым хай-джеком на плече) все чаще и чаще стали ходить от одной машины к другой. Путь их пролегал как раз мимо этих симпатичных девушек. Их блестящие глаза заблестели еще больше, и косить они стали почему-то в одну сторону. Эти блестящие/косившие глаза, наверное, просто обжигали тела девушек, и они это почувствовали. Быстренько оделись, и кино закончилось. Вместе с ремонтно-восстановительными работами.
Скорый-литерный «Апельсин» на трофиориентировании |
Закрытие фестиваля
В 12 часов пополудни всех присутствующих пригласили на торжественное построение, посвященное награждению и официальному закрытию III Cибирского автомотофестиваля.
Зализываем раны |
Организационный комитет поздравил и наградил – призами и памятными подарками – победителей и призеров 2-дневных соревнований. И поблагодарил всех партнеров за помощь в подготовке и проведении этого грандиозного праздника-фестиваля любителей автомототранспорта и активного отдыха.
Самым трогательным моментом этой церемонии было награждение самого юного штурмана – Анны Галузиной из города Томска. По количеству пройденных маршрутов ей смело можно присваивать звание мастера спорта.
Симпатичное лицо у победы! |
Судя по настроению всех участников и гостей, фестиваль прошел отлично. Команды, представляющие разные города, выглядели и вели себя достойно.
От имени редакции «Турбо» благодарю организаторов этого праздника и партнеров, которые помогли в проведении фестиваля, за предоставленные призы и подарки; и, конечно, всех, кто приехал и участвовал в III Сибирском. Мы сделали этот праздник все вместе. Всем спасибо! До скорой встречи на II Всероссийском джип-фестивале, который пройдет на Алтае!
АВТОМОБИЛИ | ||
1 | Михаил Чайкин | Томск |
Валерий Мушкарин | Красноярск | |
Андрей Сачков | Новосибирск | |
2 | Владимир Шайдуров | Красноярск |
Евгений Кузьмин | Новосибирск | |
Роман Глех | Новосибирск | |
3 | Дмитрий Пучков | Новосибирск |
Алексей Макаренко | Новосибирск | |
Сыроватин Дмитрий | Новосибирск | |
МОТОЦИКЛЫ | ||
1 | Денис Назаров | Новосибирск |
2 | Даниил Храмцов | Новосибирск |
3 | Андрей Гусев | Новосибирск |